Урок на тему: "Правила пользования общественным транспортом" 7 класс
план-конспект урока (7 класс) на тему

Малышева Марина Николаевна

 

Тема: «Правила пользования общественным транспортом».

 

I.                  Орг.момент.

II.               На доске слова.

гужевой

водный

железнодорожный

воздушный

автомобильный

 

 

-Что объединяет все эти понятия?   (Это транспорт).

Слайд 1. «Электричка».

-Что изображено на фото?

-Какой вид транспорта?

-Приведите еще примеры железнодорожного транспорта.

Слайд 2. «Вертолет».

-Что изображено на фото?

-Какой вид транспорта?

-Приведите еще примеры воздушного транспорта.

Слайд 3. «Катер».

-Что изображено на фото?

-Какой вид транспорта?

-Приведите еще примеры водного транспорта.

Слайд 4. «Лошадь».

-Где еще можно встретить гужевой транспорт?  (Верблюды, олени, ишаки).

Слайд 5. «Трамвай, троллейбус, автобус, грузовая машина».

-Какой из изображенных транспортов здесь лишний? Почему?

 

Ш. Сообщение темы занятия.

 

- Как называется человек, который переходит дорогу? (пешеход)

-Как называется часть дороги для движения пешеходов? (тротуар).

Слайд 6. «Тротуар»

-Покажите на иллюстрации тротуар.

 

-Как называется часть тротуара, на которой пешеход ожидает транспорт? (Остановка)

Слайд 7. «Виды остановок».

-Каким транспортом мы можем воспользоваться на каждой из этих остановок?

-С помощью чего вы это определили?  (Остановки обозначаются специальными указателями, на которых пишется наименование транспорта, номер его маршрута, а иногда расписание).

 

-Как пешеход может стать пассажиром? (Если воспользуется транспортом).

 

-Каждый из нас может быть как пешеходом, так и пассажиром. Но для этого надо знать правила.

-Сегодня мы познакомимся с правилами пользования общественным транспортом.

IV. Работа по теме .

На доске план.

1.Ожидание транспорта.

2.Посадка в транспорт.

3.Поездка в транспорте.

4.Выход из транспорта.

 

Работа по первому пункту плана.

 

·        Слайд 8. «Ожидание транспорта».

(Обсуждение).

·        Чтение детьми вывода «Ожидание транспорта». (памятка)

 

Работа по второму пункту плана.

·        Чтение рассказа «Посадка школьников в автобус».

 

 Уроки закончились раньше положенного, и Игорь с Алёшей решили посетить кинотеатр. Ехать надо было на автобусе, который отправлялся через 20 минут. Мальчики шли по тротуару, вдоль проезжей части, пасуя друг другу мяч. Заигравшись, они не заметили, как 20 минут пролетели. Вдруг Игорь закричал: «Лёша, наш автобус стоит на остановке!» Мальчики побежали. Желающих войти в автобус было много, но желание Игоря занять место, было больше. Он с криками «Пропустите!», стал пропихиваться сквозь толпу людей. Оттолкнув старушку, женщину с ребёнком, Игорь влетел в автобус и, не замечая никого, уселся на свободное место. Автобус был переполнен, водитель уже предупреждал о закрытии дверей. Но Лёша, не желая остаться на остановке без друга, продолжал посадку, в результате чего, был  зажат дверьми.

 

-Перечислите ошибки, которые совершили школьники при посадке в автобус.

·        Чтение детьми вывода «Правила посадки в транспорт». (памятка)

 

Работа с третьим пунктом плана.

·        -Что должен сделать пассажир, войдя в транспорт? (Оплатить проезд).

-Как? (Образцы билетов, карточек).

-В маршрутном такси можно пользоваться проездным билетом?

-А в метро? 

·        Слайд 9-12. «Поведение пассажиров в транспорте».

(Обсуждение).

·        Дети читают вывод «Правила поведения в транспорте». (памятка)

 

Разыгрывание ситуаций.

«Ты едешь в транспорте. У кого и как можно спросить, где тебе выйти?»

«Тебе не добраться до кондуктора, чтобы оплатить проезд, Как это можно сделать?»

 

Работа с четвертым пунктом плана.

Учащиеся читают правила на листочках.

 

V.               Итог.

 

VI.            Проверка усвоения пройденного материала.

Слайд 13. «Выбрать нужную букву».

 

Ожидая транспорт, можно побегать, поиграть на остановке.                 О

Стоять только на тротуаре, не наступая на поребрик.                             П

 

Подходить к двери транспорта только после полной его остановки.     А

Заскакивать в транспорт на ходу.                                                                З

 

Пропустить выходящих пассажиров.                                                          С

Заходя в транспорт, расталкивать выходящих пассажиров.                     И

 

Стоять на подножках.                                                                                    Ф

В салоне держаться за поручни, не мешать проходить пассажирам.       С

 

Не отвлекать водителя во время движения.                                                 А

Громко разговаривать, шумно вести себя.                                                   И

 

 

Перевозить опасные для жизни и здоровья предметы.                               Г

Уступать места пожилым людям, женщинам с детьми и инвалидам.       Ж

 

 

При входе оплачивать проезд.                                                                        И

Высовываться в окна.                                                                                      Е

 

Облокачиваться на двери.                                                                               Т

При выходе не суетиться и не толкаться.                                                      Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

ПРАВИЛА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ.

 

На остановке.

1.     Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.

2.     Стой только на тротуаре, не наступая на поребрик.

3.     Не выходи на проезжую часть.

4.     Подходи к двери транспорта только после полной его остановки.

 

 

При посадке.

1.     Пропусти выходящих пассажиров.

2.     Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

3.     Соблюдай выдержку: не суетись и не толкайся.

 

 

Поездка в транспортном средстве.

1.     После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках.

2.     В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам.

3.     Не отвлекай водителя во время движения.

4.     Не шуметь, не высовываться из окон, не перевозить опасные для жизни и здоровья предметы, не ездить в грязной одежде.

5.     Уступать места пожилым людям, женщинам с детьми и инвалидам.

 

 

Выход из транспорта.

1.     При выходе не суетись и не толкайся.

 

 

 

 

Посадка в автобус.

 

 Уроки закончились раньше положенного, и Игорь с Алёшей решили посетить кинотеатр. Ехать надо было на автобусе, который отправлялся через 20 минут. Мальчики шли по тротуару, вдоль проезжей части, пасуя друг другу мяч. Заигравшись, они не заметили, как 20 минут пролетели. Вдруг Игорь закричал: «Лёша, наш автобус стоит на остановке!» Мальчики побежали. Желающих войти в автобус было много, но желание Игоря занять место, было больше. Он с криками «Пропустите!», стал пропихиваться сквозь толпу людей. Оттолкнув старушку, женщину с ребёнком, Игорь влетел в автобус и, не замечая никого, уселся на свободное место. Автобус был переполнен, водитель уже предупреждал о закрытии дверей. Но Лёша, не желая остаться на остановке без друга, продолжал посадку, в результате чего, был  зажат дверьми.

 

 

 

 

Словарь.

гужевой

водный

железнодорожный

воздушный

автомобильный

пассажирский

грузовой

остановка

тротуар

пешеход

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.  Е.М.Сосунова,  М.Л.Форштат  "Учись быть пешеходом", учебное пособие,

        СПб, "МиМ",  1997г.

2.     Л.А.Михайлов, Г.Д.Михеев  "Основы безопасности жизнедеятельности человека".   СПб, "Образование", 1995г.

3.     Н.А.Горбунова "ОБЖ",  Волгоград, 2002г.

                                                                              

4.     В.В.Поляков "ОБЖ". Учебник для общеобразовательных учебных заведений.              М., "Дрофа", "ДИК", 1996г.             

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс Право Повторительно-обобщающий урок по теме "Право в обществе"

Данная презентация сделана для интерактивной доски, это повторительно-обобщающий урок...

Тестирование по теме "Право в системе общественных отношений" (обществознание, 9 класс)

Данный материал может быть использован в качестве контроля знаний учащихся по завершении изучения раздела "Право", при подготовке к ГИА по обществознанию....

Урок по теме: "Правила пользования библиотекой"

Цель урока: отработка грамматических структур в пассивном залоге.Задачи:обучающая: научить распознавать временные формы глагола в  пассивном залоге, научить переводить и  строить ...

Классный час на тему:"Правила поведения в общественных местах".

В материале раскрыты правила поведения в общественных местах и разбор различных жизненных ситуаций....

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс...

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс Презентация

Конспект урока по теме "Правила поведения за столом". 7 класс Презентация...