Пословицы и воспитание нравственности
методическая разработка (5 класс) по теме
Хочу поделиться своими наработками. Использование пословиц и компьютерных технологий на развивающих занятиях дает положительную динамику в развитии речи школьников, воспитывает нравственно - патриотические качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya____konspekt_zanyatiya.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пословицы и воспитание нравственности
на логопедических занятиях
Галкина Людмила Николаевна
учитель- логопед, учитель - дефектолог
ГБСКОУ №20 Петроградского района Санкт - Петербурга
Русский язык- это величайшее богатство нашего народа. Он является сокровищем мудрости. Национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение проходят, словно через призму и многогранно проявляются в пословицах и поговорках. Они как на крыльях перелетают из одного века в другой, передаются от наших дедов и прадедов, и не видна та бесконечность, куда улетит дальше эта крылатая мудрость.
Из прошлого дошли до нас разумные изречения, радость и людские страдания, смех и слезы, любовь и ненависть, честность и обман, красота мысли и вульгарность. Все это нам, педагогам, помогает воспитывать наших учеников и формировать у них нравственное сознание, устойчивое поведение и чувства, соответствующие положительному образу жизни.
Мы учим наше подрастающее поколение выбирать и пользоваться пословицами, которые насыщенны нравственно-патриотической гордостью, прославляют и защищают нашу Родину, помогают не забывать традиции нашего народа. На логопедических занятиях учителя – логопеды предлагают решать разные проблемные ситуации, в которых школьники должны уметь оценивать и осуждать те поговорки и пословицы, которые несут в себе печать национальной розни, рабства, угнетения, религиозных суеверий, преклонение перед силой.
Пословицы не сочиняются, а рождаются обстоятельствами, как крик о помощи, невольно вырвавшийся из души, это целые изречения, переживания, всплеск народного ума, жизненная правда. Кто сочинял большинство пословиц неизвестно никому, но все их знают и используют. Используя в своей работе эти изречения, мы учим добру, состраданию и сопереживанию, тому, чего не хватает нынешнему поколению.
Больше половины ребят нашей школы имеют семьи, в которых отсутствуют частично или полностью такие понятия, как культурные, этические и нравственные нормы поведения. Специалисты службы сопровождения школы поддерживают таких детей, систематически ведут просветительско-профилактическую работу с родителями. Основными направлениями работы нашей школы являются создание таких условий, в которых ученик сознательно вырабатывает свою нравственную позицию и умение противостоять асоциальным явлениям современного общества.
Учителя-логопеды на логопедических занятиях наряду с изучением слов, несущих в себе яркую выразительность, образность и эмоциональность, используют пословицы, как средство формирования установок нравственно – патриотического поведения. Уточняя понимание смысла, мудрости заложенного в поговорках и пословицах, мы решаем коррекционно-развивающие задачи, помогаем вырабатывать навык правильного выбора и осознанного употребления их в речи.
Пословицы красочно описывают и дополняют эмоции человека, свойства и его качества, а так же характеризуют явления и разные жизненные ситуации – это мы используем при составлении описательных рассказов, написании сочинений и изложений, характеристике литературных героев.
Очень важно привить учащимся интерес использовать пословицы, способствующие положительному нравственно-патриотическому воспитанию. Мы на своих уроках предлагаем использовать при восхищении, восторге, радости такие выражения: «почувствовать себя на седьмом небе», «смешинка в рот попала», «Смех и слезу прошибет».
Нравственное воспитание учащихся младших классов учителя всегда начинают с добрых пожеланий, которыми они будут пользоваться на протяжении всей жизни: «добро сеять – добро и пожинать», «в добрый час», «счастливо оставаться», «будьте добры».
Мудрость нашего народа помогает нам воспитывать школьников на положительных человеческих качествах: «учись доброму, худое на ум не пойдет», «служить верой и правдой», «доброе дело питает и душу и тело». На занятиях ученики часто подбирают пословицы, для того чтобы качественно обогатить и расширить свой словарный запас, используют как средство выразительности своих высказываний, невольно впитывая при этом те качества, которые мы должны воспитать в них. Например: честность-… («честность всего дороже»), ум –… («птице даны крылья, а человеку - разум»).
Предлагая учащимся читать и пересказывать историю происхождения пословицы, мы ведем работу по коррекции дислексии, развитию связной речи. На уровне слова, словосочетания, предложения, текста проводим коррекцию дисграфии и дизорфографии. В свои занятия включаем такие виды работ как: анализ текста; составление предложений и текстов с устойчивыми сочетаниями слов; определение авторов крылатых выражений, афоризмов, изречений; работу с различными словарями. Это тоже оставляет свой положительный след в нравственном воспитании.
Все занятия для того, чтобы заинтересовать учащихся, проводятся с использованием не только наглядного методического материала, но и с применением новых инновационных технологий. Процесс подачи материала на логопедических занятиях несколько другой, он более индивидуальный, чем на уроке в классе. Персональный компьютер, укомплектованный разнообразным прикладным программным обеспечением, в руках наших специалистов является мощным развивающим средством, способным быстро реализовать задачи, на которые в традиционных подходах уходило намного больше времени.
Оставшееся время на занятии учителя - логопеды используют для формирования у учащихся жизненных ценностей, решения личностных проблем социального характера, выработке собственного взгляда на жизнь, умению противостоять асоциальным ситуациям окружающей действительности, находить пути самовыражения, которые будут соответствовать традициям и нормам морали принимаемых современным обществом.
Рассмотрим, как применяются пословицы на конкретном логопедическом занятии в 5 классе для детей с речевыми нарушениями и обучающимися по общеобразовательной программе коррекционно – развивающей направленности для детей с ОВЗ V вида.
Тема логопедического занятия
«Работа по устранению аграмматической дисграфии у учащихся с речевыми нарушениями в 5 классе на материале пословиц».
Логопедическая тема: Словообразование.
Лексическая тема: Пословицы и поговорки.
Грамматическая тема: Словообразование.
Цель: Совершенствование навыка словоизменения и словообразования.
Задачи:
Образовательные:
Развитие умения изменения существительных по падежам.
Расширение и обогащение словаря по теме «Пословицы».
Закрепить знания учащихся о составе слова.
Коррекционно – развивающие:
Развитие связной речи.
Развитие мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
Воспитание нравственных ценностей на примере пословиц и поговорок.
Воспитание любви к родному языку.
Оборудование.
1.Презентация, проектор, экран, ПК.
2. Сюжетные картинки.
3. Карточки со словами и предложениями.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Приветствие.
2.Повторение.
-Повторим, что такое пословица.
( Пословица- это краткое поучительное предложение.)
-Чему учат пословицы?
Учащимся предлагаются пословицы, вместе выясняют, чему они учат.
3. Сообщение темы.
-Вспомним разные способы образования и изменения слов на материале пословиц и поговорок.
Ученики объясняют разбор слов по составу: пословица, поговорка.
4.Развитие пространственных представлений.
- Посмотрите на картинки и подберите к ним пословицы. Ответ начинай так: «Картинку, которая находится в верхнем левом углу, можно объяснить пословицей…».
5. Составьте пословицу из слов: едешь, тише, дальше, будешь.
(Слова демонстрируются на экране.)
6.Повторение изменений слов в предложениях. (Предложения демонстрируются на экране.)
- Найдите главное и зависимое слово, поставьте вопрос, определите падеж и предложите вариант окончания этого слова.
7.Составление пословиц.
- Используя слова и картинки составьте пословицу. Объясните слова: перо и топор. Учитель – логопед рассказывает о переносном смысле этой пословицы.
8.Словообразование.
- При помощи суффиксов образуйте новые слова от слов: перо и топор.
(Ученики устно образовывают новые слова).
9.Работа в тетрадях.
- Запишите в тетради число и перепишите однокоренные слова.
Выполните разбор слов по составу.
10.Лексическое значение слов: топорник, топорище.
-Объясним значения малоизвестных слов. Найдите верное объяснение каждому из слов.
11.Физкультурная пауза.
- Представьте себе, что вам надо срубить дерево топором, обрубить сучки и веточки.
(Ребята выполняют движения под звуковой эффект рубки дерева.)
12. Начало и конец пословиц .
-Прочитайте начало пословицы, подберите к ней конец. Повторите пословицу полностью.
(Учащиеся по очереди читают пословицы).
13.Договорите предложение.
-Закончите пословицы словами действиями противоположными по значению. Слова противоположные по значению называются ….?
-Антонимами. (Учащиеся подбирают антонимы.)
14.Зарядка для глаз.
-Следите, пожалуйста, за мячом.
Учитель – логопед мячом рисует прямые линии в разном темпе и в определенном направлении.
15.Спрятанная пословица.
-Прочитайте пословицу. (Направление чтения указывает стрелка.)
У о г т, м е
м т, о а н т.
н к г т о
ы т о о г
й о в т о
н м о к з
е н р т н
т о и о а
16.Индивидуальная работа учащихся по карточкам.
(Ученикам выдаются сюжетные картинки и вопросы к ним.)
-Подготовьте ответы на вопросы. (Учащиеся по очереди отвечают на вопросы к картинкам.)
17.Разгадываение ребуса. Демонстрация ребуса на экране. (Учащиеся отгадывают слово «подарок».) А
РОК
18.Творческое задание.(Совместная работа учащихся).
- Посмотреть мультфильм по басне И. А. Крылова и разложить по порядку кадры из этого фильма. Выберите один совет для Стрекозы и запишите его в тетрадь.
19.Итог занятия.
Рефлексия.
-Что вам понравилось, что запомнилось, что узнали нового?
(Оценка работы учеников на занятии).
-Пожелание находить в жизни применение пословиц и поговорок, которые несут добро, радость знания.
Литература.
1. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений. – М.6Книголюб, 2005.
2.Розе.Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп 2010.
3.Студия: Союзмультфильм Москва. «Стрекоза и Муравей» По мотивам одноименной басни И. А. Крылова.
Выпуск:1961, режиссер: Н. Федоров
4.Ушакова О.Д.Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"
Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии, воспитание моральных качеств, соч...
педсовет Воспитание нравственных качеств на уроках разных общеобразовательных областей
презентация к педсовету, обсуждение проблем воспитания нравственных качеств у детей на уроках...
Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"
Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......
Выступление на зональной научно-практической конференции «Роль предметов искусства в формировании духовно-нравственных ценностей школьников» Направление: «Роль педагога в воспитании нравственности» Через танец – к открытию души
Этот материал откроет, как искусство танца влияет на нравственное формирование и воспитание подрастающего поколения....
Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»...
«Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта у детей дошкольного возраста»
В современном материальном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятие о добре, милосердии, справедливости, развивать духовность, любовь к ок...