Тематическая гостиная для родителей «Ребёнок с речевыми проблемами в семье»
материал по теме
Тематическая гостиная для родителей
«Ребёнок с речевыми проблемами в семье»
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первые лепетные слова, но вдруг родители начинаю замечать что - то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по -прежнему лепечет что - то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советы доброхотов подождать пока само наладится! Нужно посоветоваться со специалистами.
Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребёнка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи - от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребёнка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.
В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3 - 4 годам его словарь составляет примерно 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Последовательность появления тех или иных явлений в детской речи обозначены определёнными возрастными нормативами. Это время не является жестко обязательным, сроки в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребёнка. Тем не менее, если в определённый период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.
Динамика формирования речи.
№ | Форма речи | Примерный Возраст появления |
1 | Интонирует крики (Вы можете различить крики удовольствия и неудовольствия) | 1 - 2 мес. |
2 | Гуление ( Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1,5-3 мес. |
3 | Лепет(Ребёнок произносит за вами или самостоятельно что - то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. |
4 | Лепетные слова (Ребёнок использует в речи «Нянькин язык»: слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тaтa), много звукоподражаний(Би - би, гав- гав) | 8 мес. -1г. 2 мес. |
5 | Двусловные предложения (Ребёнок общаясь с вами объединяет два слова; дай пи (дай пить), папа нет(папы нет дома). | 1 г. 6мес- 2г. 2мес. |
6 | Активный рост словаря (возраст почемучек) | 1 г.9мес -2г.6мес. |
7 | Появление грамматических форм слова (ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам); Словотворчество ребёнок «сочиняет» свои слова, используя законы родного языка) Ребенок активно проговаривает свои действия | 2г.4мес-Зг.6мес. |
Признаки неблагополучного развития речи.
- Ребёнок развивается с задержкой.
- Ребёнок перенёс тяжёлые соматические заболевания.
- У ребёнка есть неврологические заболевания.
- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок)
- Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Ребёнку безразлично понимает ли его кто -то. Он говорит на одном ему понятном языке.
- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития ребёнка, значит, вашему ребёнку необходима помощь!
Почему же речь у ребёнка формируется с задержкой?
Появившись на свет, ребёнок не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть лишь способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Эта способность реализуется в ходе общения со взрослыми, через имитацию слышимой речи. Причём, речь ребёнка - это не простое повторение образцов, а творчество ,в котором речь рождается, как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Выделяют две причины, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:
1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
2) недостаточность сенсомоторной (речевого и зрительного восприятия, речевой моторики) или неврологической базы ребёнка. К первой можно отнести неправильные методы воспитания, заключающиеся в недостаточном внимании со стороны взрослых, либо, наоборот, в его избытке. И в том и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, а во втором - незачем, всё и так будет сделано вовремя.
Подобное нарушение рассматривается, как ЗРР функционального характера. При своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменения условий воспитания, но и помощи специалиста в форме регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
И так, если ребёнок, имеющий сохранный физический слух к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то процесс овладения речью не просто задерживается во времени, а принимает искажённый характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся традицией, родители не используют возможности организации ранней помощи детям. Они ждут пока ребёнку исполнится 3 года. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное трудно наверстать, но сделать это гораздо сложнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskaya_gostinaya_dlya_roditeley.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая гостиная для родителей
«Ребёнок с речевыми проблемами в семье»
В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первые лепетные слова, но вдруг родители начинаю замечать что - то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по -прежнему лепечет что - то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советы доброхотов подождать пока само наладится! Нужно посоветоваться со специалистами.
Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребёнка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи - от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребёнка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.
В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3 - 4 годам его словарь составляет примерно 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.
Последовательность появления тех или иных явлений в детской речи обозначены определёнными возрастными нормативами. Это время не является жестко обязательным, сроки в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребёнка. Тем не менее, если в определённый период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.
Динамика формирования речи.
№ | Форма речи | Примерный Возраст появления |
1 | Интонирует крики (Вы можете различить крики удовольствия и неудовольствия) | 1 - 2 мес. |
2 | Гуление ( Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними) | 1,5-3 мес. |
3 | Лепет(Ребёнок произносит за вами или самостоятельно что - то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов) | 4-5 мес. |
4 | Лепетные слова (Ребёнок использует в речи «Нянькин язык»: слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тaтa), много звукоподражаний(Би - би, гав- гав) | 8 мес. -1г. 2 мес. |
5 | Двусловные предложения (Ребёнок общаясь с вами объединяет два слова; дай пи (дай пить), папа нет(папы нет дома). | 1 г. 6мес- 2г. 2мес. |
6 | Активный рост словаря (возраст почемучек) | 1 г.9мес -2г.6мес. |
7 | Появление грамматических форм слова (ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам); Словотворчество ребёнок «сочиняет» свои слова, используя законы родного языка) Ребенок активно проговаривает свои действия | 2г.4мес-Зг.6мес. |
Признаки неблагополучного развития речи.
- Ребёнок развивается с задержкой.
- Ребёнок перенёс тяжёлые соматические заболевания.
- У ребёнка есть неврологические заболевания.
- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок)
- Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Ребёнку безразлично понимает ли его кто -то. Он говорит на одном ему понятном языке.
- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития ребёнка, значит, вашему ребёнку необходима помощь!
Почему же речь у ребёнка формируется с задержкой?
Появившись на свет, ребёнок не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть лишь способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Эта способность реализуется в ходе общения со взрослыми, через имитацию слышимой речи. Причём, речь ребёнка - это не простое повторение образцов, а творчество ,в котором речь рождается, как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.
Выделяют две причины, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:
1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;
2) недостаточность сенсомоторной (речевого и зрительного восприятия, речевой моторики) или неврологической базы ребёнка. К первой можно отнести неправильные методы воспитания, заключающиеся в недостаточном внимании со стороны взрослых, либо, наоборот, в его избытке. И в том и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, а во втором - незачем, всё и так будет сделано вовремя.
Подобное нарушение рассматривается, как ЗРР функционального характера. При своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.
Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменения условий воспитания, но и помощи специалиста в форме регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.
И так, если ребёнок, имеющий сохранный физический слух к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то процесс овладения речью не просто задерживается во времени, а принимает искажённый характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся традицией, родители не используют возможности организации ранней помощи детям. Они ждут пока ребёнку исполнится 3 года. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное трудно наверстать, но сделать это гораздо сложнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.
В данной работе учитель-логопед дает рекомендации родителям детей-логопатов по организации выполнения домашних заданий....
Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"
Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...
Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие ребёнка 6-7 лет"
Большое внимание следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. В подготовительной к школе группе обязательны занятия ...
Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией.
Вы заметили,что ваш ребёнок отстаёт в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. После осмотра специалистов- логопеда, дефектолога, психолога, невролог назн...
Консультация для родителей "Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией ?"
Материал предназначен для родителей дошкольников. Учитель - логопед консультирует по речевым диагнозам ОНР, ЗРР, ДИЗАРТРИЯ....
Приёмный ребёнок и школа. Проблемы взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей
Тема взаимодействия образовательных учреждений и приёмных семей на данный момент является очень актуальной. Это связано с тем, что понятия «приёмная семья» и «приёмный ребёнок»...