Тематическая гостиная для родителей «Ребёнок с речевыми проблемами в семье»
материал по теме

Баринова Светлана Николаевна

Тематическая гостиная для родителей

«Ребёнок с речевыми проблемами в семье»

 

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первые лепетные слова, но вдруг родители начинаю замечать что - то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по -прежнему лепечет что - то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советы доброхотов подождать пока само наладится! Нужно посоветоваться со специалистами.

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребёнка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи - от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребёнка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3 - 4 годам его словарь составляет примерно 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Последовательность появления тех или иных явлений в детской речи обозначены определёнными возрастными нормативами. Это время не является жестко обязательным, сроки в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребёнка. Тем не менее, если в определённый период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

 

 


Динамика формирования речи.

 

Форма речи

Примерный Возраст появления

1

Интонирует крики (Вы можете различить крики

удовольствия и неудовольствия)

1 - 2 мес.

2

Гуление ( Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как

будто играет с ними)

1,5-3 мес.

3

Лепет(Ребёнок произносит за вами или самостоятельно что - то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

4-5 мес.

4

Лепетные слова (Ребёнок использует в речи «Нянькин язык»: слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тaтa), много звукоподражаний(Би - би, гав- гав)

8 мес. -1г. 2 мес.

5

Двусловные предложения (Ребёнок общаясь с вами объединяет два слова; дай пи (дай пить), папа нет(папы нет дома).

1 г. 6мес- 2г. 2мес.

6

Активный рост словаря (возраст почемучек)

1 г.9мес -2г.6мес.

7

Появление грамматических форм слова (ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам); Словотворчество ребёнок «сочиняет» свои слова, используя законы родного языка) Ребенок активно проговаривает свои действия

2г.4мес-Зг.6мес.


 

Признаки неблагополучного развития речи.

  1. Ребёнок развивается с задержкой.
  2. Ребёнок перенёс тяжёлые соматические заболевания.
  3. У ребёнка есть неврологические заболевания.
  4. Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  5. Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  6. Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок)
  7. Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  8. Ребёнку безразлично понимает ли его кто -то. Он говорит на одном ему понятном языке.
  9. Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития ребёнка, значит, вашему ребёнку необходима помощь!

Почему же речь у ребёнка формируется с задержкой?

Появившись на свет, ребёнок не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть лишь способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Эта способность реализуется в ходе общения со взрослыми, через имитацию слышимой речи. Причём, речь ребёнка - это не простое повторение образцов, а творчество ,в котором речь рождается, как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Выделяют две причины, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

2) недостаточность сенсомоторной (речевого и зрительного восприятия, речевой моторики) или неврологической базы ребёнка. К первой можно отнести неправильные методы воспитания, заключающиеся в недостаточном внимании со стороны взрослых, либо, наоборот, в его избытке. И в том и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, а во втором - незачем, всё и так будет сделано вовремя.

Подобное нарушение рассматривается, как ЗРР функционального характера. При своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменения условий воспитания, но и помощи специалиста в форме регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

И так, если ребёнок, имеющий сохранный физический слух к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то процесс овладения речью не просто задерживается во времени, а принимает искажённый характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся традицией, родители не используют возможности организации ранней помощи детям. Они ждут пока ребёнку исполнится 3 года. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное трудно наверстать, но сделать это гораздо сложнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskaya_gostinaya_dlya_roditeley.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая гостиная для родителей

«Ребёнок с речевыми проблемами в семье»

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первые лепетные слова, но вдруг родители начинаю замечать что - то неладное. Сверстники ребёнка начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по -прежнему лепечет что - то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать? Конечно, не слушать советы доброхотов подождать пока само наладится! Нужно посоветоваться со специалистами.

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребёнка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный период для развития речи - от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребёнка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребёнка.

В течение этого короткого отрезка времени ребёнок овладевает основными закономерностями языка. К 3 - 4 годам его словарь составляет примерно 1000 слов, при этом практически не используются звукоподражания и облегчённые варианты слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырёхлетний ребёнок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Последовательность появления тех или иных явлений в детской речи обозначены определёнными возрастными нормативами. Это время не является жестко обязательным, сроки в соответствии с индивидуальными особенностями и полом ребёнка. Тем не менее, если в определённый период указанные формы не появляются, или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.


Динамика формирования речи.

Форма речи

Примерный Возраст появления

1

Интонирует крики (Вы можете различить крики

удовольствия и неудовольствия)

1 - 2 мес.

2

Гуление ( Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как

будто играет с ними)

1,5-3 мес.

3

Лепет(Ребёнок произносит за вами или самостоятельно что - то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

4-5 мес.

4

Лепетные слова (Ребёнок использует в речи «Нянькин язык»: слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тaтa), много звукоподражаний(Би - би, гав- гав)

8 мес. -1г. 2 мес.

5

Двусловные предложения (Ребёнок общаясь с вами объединяет два слова; дай пи (дай пить), папа нет(папы нет дома).

1 г. 6мес- 2г. 2мес.

6

Активный рост словаря (возраст почемучек)

1 г.9мес -2г.6мес.

7

Появление грамматических форм слова (ребёнок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам); Словотворчество ребёнок «сочиняет» свои слова, используя законы родного языка) Ребенок активно проговаривает свои действия

2г.4мес-Зг.6мес.


Признаки неблагополучного развития речи.

  1. Ребёнок развивается с задержкой.
  2. Ребёнок перенёс тяжёлые соматические заболевания.
  3. У ребёнка есть неврологические заболевания.
  4. Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  5. Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.
  6. Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок)
  7. Ребёнок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  8. Ребёнку безразлично понимает ли его кто -то. Он говорит на одном ему понятном языке.
  9. Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития ребёнка, значит, вашему ребёнку необходима помощь!

Почему же речь у ребёнка формируется с задержкой?

Появившись на свет, ребёнок не обладает врождённым знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть лишь способность в определённый период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Эта способность реализуется в ходе общения со взрослыми, через имитацию слышимой речи. Причём, речь ребёнка - это не простое повторение образцов, а творчество ,в котором речь рождается, как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Выделяют две причины, обуславливающих задержку в темпах формирования речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки;

2) недостаточность сенсомоторной (речевого и зрительного восприятия, речевой моторики) или неврологической базы ребёнка. К первой можно отнести неправильные методы воспитания, заключающиеся в недостаточном внимании со стороны взрослых, либо, наоборот, в его избытке. И в том и в другом случае у ребёнка не формируется мотивация речевого общения. В первом случае не к кому обращаться, а во втором - незачем, всё и так будет сделано вовремя.

Подобное нарушение рассматривается, как ЗРР функционального характера. При своевременно начатой работе и при изменении условий воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если же у ребёнка отмечается несформированность или недостаточность сенсомоторной сферы или неврологические заболевания, то такое недоразвитие требует не только изменения условий воспитания, но и помощи специалиста в форме регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больших сил и внимания.

И так, если ребёнок, имеющий сохранный физический слух к 3 годам владеет только десятком лепетных слов, то процесс овладения речью не просто задерживается во времени, а принимает искажённый характер. К сожалению, в соответствии со сложившейся традицией, родители не используют возможности организации ранней помощи детям. Они ждут пока ребёнку исполнится 3 года. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное трудно наверстать, но сделать это гораздо сложнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.

В данной работе учитель-логопед дает рекомендации родителям детей-логопатов по организации выполнения домашних заданий....

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"

Консультация для родителей по теме: «Речевое развитие детей 5-6 лет. Развиваем речь ребёнка дома"...

Консультация для родителей на тему: "Речевое развитие ребёнка 6-7 лет"

Большое внимание следует уделять развитию связной речи, так как дети затрудняются составлять рассказы по картине, по предложенной теме, из опыта. В подготовительной к школе группе обязательны занятия ...

Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией.

Вы заметили,что ваш ребёнок отстаёт в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. После осмотра специалистов- логопеда, дефектолога, психолога, невролог назн...

Консультация для родителей "Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией ?"

Материал предназначен для родителей дошкольников. Учитель - логопед консультирует по речевым диагнозам ОНР, ЗРР, ДИЗАРТРИЯ....

Приёмный ребёнок и школа. Проблемы взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей

Тема взаимодействия образовательных учреждений и приёмных семей на данный момент является очень актуальной. Это связано с тем, что понятия «приёмная семья» и «приёмный ребёнок»...