Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тигр Брыська"
план-конспект по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Занятие № 1
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Активизация и актуализация словаря по изучаемой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование единственного и множественного числа существительных и т.д.).
Коррекционно-развивающие:
- Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке нарушенных звуков.
- Развитие графических навыков, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорных и моторных функций.
Коррекционно-воспитательные:
- Коррекция нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.
Оборудование: Пособие «Логопедическая тетрадь № 1 по коррекции и формированию лексики, грамматики, связной речи у детей с нарушением речи» автор Кантур Т.Г., Сидорова Т.С.; «Логопедическая тетрадь № 2 для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; картинки-упражнения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Основная часть
Логопедическая сказка «Тигр Брыська и его друзья».
Подготовительные упражнения к постановке звука Р.
История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный тигр Брыська. А случилось все так.
Сорока на весь лес шум подняла. – Брыська то наш под машину попал! Его в лесную скорую помощь увезли! Вот горе-то!
Сначала обитатели леса не поняли, в чем дело. Опять сороки что-то намудрили, вечно панику поднимают! Потом призадумались. А ведь и, правда, где тигр Брыська? Что-то с утра его видно не было. Вчера он где-то раздобыл велосипед и гонял в лесу. Может, и правда что-то случилось? Но у вредных сорок толком ничего узнать не удалось.
Собрались тогда друзья и стали его искать. Сели на лошадку и поехали (упр. № 1 «Лошадка»). Ну, вот они и приехали и увидели вывеску на дереве «Скорая помощь». Друзья бросились к врачу. Сова Роза Ивановна была главным врачом в лесной «Скорой помощи». Друзья спросили? Скажите, что случилось с Брыськой.
Сова: Брыська попал в аварию, плачет и не умеет рычать.
Друзья: А, что для этого нужно?
Нужно ему много слушать музыку. И друзья поспешили. Они нашли Гармошку и стали играть (упр. № 2 «Гармошка»). Но их друг все, же оставался без действия. Тогда друзья раздобыли «Барабан» (упр. № 3 «Барабан») и начали играть.
Брыська не поправлялся. Тогда врач посоветовал им рассмешить его и привезти Фокусника (упр. № 4 «Фокусник»). Друзья привезли веселого Фокусника, и Брыська стал улыбаться. Но он все так же не говорил, не рычал, как прежде. Друзья решили его угостить вкусным вареньем (упр. № 5 «Вкусное варенье»). Наконец Брыська стал слизывать вкусное варенье с верхней губы. Но Брыська так и не рычал.
Тогда врач посоветовала набраться терпения и ждать, но каждый день веселить, кормить и показывать фокусы. К счастью, рана на лапке оказалась не очень страшной. Но юный Брыська все никак не мог зарычать.
Вскоре Брыську выписали из больницы. Про велосипед он и думать забыл. Каждый день катался на качелях (упр. № 6 «Качели») вместе с друзьями. Они пошли собирать грибы и считать их (упр. № 7 «Грибок»). И в один прекрасный день в лесу все услышали песню Брыськи – дррр.
Вот какие настоящие были у Брыськи друзья.
Упражнение «Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губ были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
Упражнение «Гармошка».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрыть и закрыть рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Упражнение «Барабан».
Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д-д-д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Звук д произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
Упражнение «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка прогибается к низу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть натягивалась на зубы, ватка летела строго вверх.
Упражнение «Вкусное варенье».
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.
Упражнение «Качели».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «Грибок».
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет 1-10 (язык напоминает тонкую шляпку грибка).
- Массаж пальцев, пальчиковая гимнастика, динамическая пауза.
стр. упр.
- Лексико-грамматические упражнения
- Ирг. Упр. «Назови ласково» стр. упр.
- Ирг. Упр. «Подбери к каждой предметной картинке три признака. Какой? Какая? Какие?» стр. упр.
- Игр. Упр. «Назови к предмету три действия» стр. упр.
- Ирг. Упр. «Еще» стр. упр.
- Игр. Упр. «Скажи наоборот» стр. упр.
- Работа над звуко-слоговой стороной слова. Игра «Прошагай», игра «Прохлопай», игра «Скажи медленно».
- Связная речь. Пересказ « » стр. упр.
- Составление рассказа по картинкам.
« »
- Игры и игровые упражнения на развитие ВПФ и мелкой моторики.
- Игра «Соедини по точкам» стр. упр.
- Игра «Четвертый лишний» стр. упр.
- Игра «Лабиринт» стр. упр.
- Игра «Заштрихуй», « ». стр. упр.
- Игра « », « » стр. упр.
- Итог занятия
- Повторение звука, который отрабатывался на занятии;
- Анализ основных положений артикуляции изучаемого звука;
- Заключительное проговаривание.
- Закрепление слов по теме « ».
9. Оценка работы ребенка проводится с положительной психологической направленностью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия СБО
Конспект коррекционно-развивающего занятия СБО (социально-бытовое ориентирование) "Знакомьтесь - профессия повар" составлен для работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационно...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе
Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в д...
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...
конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы
конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....
Конспект коррекционно-развивающего занятия (предметная область «Коррекционные курсы») "Космос. Космические помощники"
Конспект коррекционно-развивающего занятия(предметная область «Коррекционные курсы») Тема занятия для детей - Космос. Космические помощники.Методическая тема занятия - Сенсомото...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...
Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»
Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...