Конспект коррекционно- развивающего занятия "Тигр Брыська"
план-конспект по теме

Сидорова Таисия Сергеевна

Конспект коррекционно- развивающего занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tigr_bryska.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Занятие № 1

Цели:

      Коррекционно-образовательные:

  1. Активизация и актуализация словаря по изучаемой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование единственного и множественного числа существительных и т.д.).

      Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие и совершенствование артикуляционной моторики, выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке нарушенных звуков.
  2. Развитие графических навыков, зрительного внимания, ориентировки в пространстве, сенсорных и моторных функций.

      Коррекционно-воспитательные:

  1. Коррекция нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

Оборудование: Пособие «Логопедическая тетрадь № 1 по коррекции и формированию лексики, грамматики, связной речи у детей с нарушением речи» автор Кантур Т.Г., Сидорова Т.С.; «Логопедическая тетрадь № 2 для преодоления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»; картинки-упражнения.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Основная часть

Логопедическая сказка «Тигр Брыська и его друзья».

Подготовительные упражнения к постановке звука Р.

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный тигр Брыська. А случилось все так.

   Сорока на весь лес шум подняла. – Брыська то наш под машину попал! Его  в лесную скорую помощь увезли! Вот горе-то!

   Сначала обитатели леса не поняли, в чем дело. Опять сороки что-то намудрили, вечно панику поднимают! Потом призадумались. А ведь и, правда, где тигр Брыська? Что-то с утра его видно не было. Вчера он где-то раздобыл велосипед и гонял в лесу. Может, и правда что-то случилось? Но у вредных сорок толком ничего узнать не удалось.

   Собрались тогда друзья и стали его искать. Сели на лошадку и поехали (упр. № 1 «Лошадка»).  Ну, вот они и приехали и увидели вывеску на дереве «Скорая помощь». Друзья бросились к врачу. Сова Роза Ивановна была главным врачом в лесной «Скорой помощи». Друзья спросили? Скажите, что случилось с Брыськой.

Сова: Брыська попал в аварию, плачет и не умеет рычать.

Друзья: А, что для этого нужно?

   Нужно ему много слушать музыку. И друзья поспешили. Они нашли Гармошку и стали играть (упр. № 2 «Гармошка»).  Но их друг все, же оставался без действия. Тогда друзья раздобыли «Барабан» (упр. № 3 «Барабан») и начали играть.

   Брыська не поправлялся. Тогда врач  посоветовал им рассмешить его и привезти Фокусника (упр. № 4 «Фокусник»). Друзья привезли веселого Фокусника, и Брыська стал улыбаться. Но он все так же не говорил, не рычал, как прежде.  Друзья решили его угостить вкусным вареньем (упр. № 5 «Вкусное варенье»). Наконец Брыська стал слизывать вкусное варенье с верхней губы.  Но Брыська так и не рычал.

   Тогда врач посоветовала набраться терпения и ждать, но каждый день веселить, кормить и показывать фокусы. К счастью, рана на лапке оказалась не очень страшной. Но юный Брыська все никак не мог зарычать.

   Вскоре Брыську выписали из больницы. Про велосипед он и думать забыл. Каждый день катался на качелях (упр. № 6 «Качели») вместе с друзьями. Они пошли собирать грибы и считать их (упр. № 7 «Грибок»). И в один прекрасный день в лесу все услышали песню Брыськи – дррр.

   Вот какие настоящие были у Брыськи друзья.

Упражнение  «Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губ были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Упражнение  «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не отпуская языка, раскрыть и закрыть рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Упражнение «Барабан».

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо  произнося звук д-д-д. Сначала звук д-д-д произносить  медленно, постепенно темп убыстрять. Звук д произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Упражнение «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка прогибается к низу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть натягивалась на зубы, ватка летела строго вверх.

Упражнение «Вкусное варенье».

 Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются  на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх – она должна быть неподвижной.

Упражнение «Качели».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение «Грибок».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движения языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет 1-10 (язык напоминает тонкую шляпку грибка). 

  1. Массаж  пальцев, пальчиковая  гимнастика, динамическая  пауза.

                стр.                  упр.

  1. Лексико-грамматические упражнения
  1. Ирг. Упр. «Назови  ласково»  стр.             упр.
  2. Ирг. Упр. «Подбери  к каждой предметной  картинке три  признака. Какой? Какая? Какие?»  стр.              упр.
  3. Игр. Упр. «Назови к предмету три  действия»  стр.          упр.
  4. Ирг. Упр. «Еще»  стр.                      упр.
  5. Игр. Упр.  «Скажи  наоборот» стр.             упр.
  1. Работа  над  звуко-слоговой стороной  слова. Игра «Прошагай», игра «Прохлопай», игра «Скажи  медленно».
  2. Связная  речь. Пересказ  «                                   »    стр.                  упр.  
  1. Составление  рассказа  по  картинкам.

                                        «                                                                             »                            

  1. Игры  и игровые  упражнения  на  развитие ВПФ  и  мелкой  моторики.
  1. Игра «Соедини  по  точкам» стр.                упр.
  2. Игра  «Четвертый  лишний»  стр.               упр.
  3. Игра «Лабиринт»                   стр.                упр.
  4. Игра «Заштрихуй», «                          ».  стр.                  упр.
  5. Игра «                       », «                      » стр.                упр.
  1. Итог  занятия
  1.    Повторение  звука, который  отрабатывался  на занятии;
  2.  Анализ  основных  положений  артикуляции  изучаемого  звука;
  3.    Заключительное  проговаривание.
  4.    Закрепление слов  по  теме «                                        ».

9. Оценка  работы  ребенка  проводится  с  положительной  психологической  направленностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия СБО

Конспект коррекционно-развивающего занятия СБО (социально-бытовое ориентирование) "Знакомьтесь - профессия повар" составлен для работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационно...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

Знакомство с окружающим миром детей с нарушением зрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка в д...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы

конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....

Конспект коррекционно-развивающего занятия (предметная область «Коррекционные курсы») "Космос. Космические помощники"

Конспект коррекционно-развивающего занятия(предметная область «Коррекционные курсы»)  Тема занятия для детей - Космос. Космические помощники.Методическая тема занятия - Сенсомото...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...

Конспект коррекционно-развивающего индивидуального логопедического занятия по реализации индивидуального коррекционного плана на тему: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»

Тема занятия: «Путешествие в страну красивой и правильной речи»Цель занятия: расширять и обогащать связные высказывания.Задачи:1)коррекционно-образовательные:- формировать ...