Урок-путешествие в город Русского Языка.
методическая разработка (6 класс) по теме
В занимательной форме дети систематизируют и закрепляют знания об имени существительном в ходе выполнения практических заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_v_gorod_russkogo_yazyka.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-путешествие в город Русского Языка.(6 класс)
Цели:
- проверить знания учащихся по основным разделам грамматики;
- развивать навыки коллективной и индивидуальной деятельности;
- углубить интерес к предмету.
1.Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие-путешествие по Стране Знаний. В ней много городов, но на этом уроке мы побываем лишь в одном из них.
Я приветствую вас в городе не совсем обычном, городе самом лучшем-городе Русского Языка. О нем сказано много и много спето. ( Звучит песня «Этот город» )
Представьте, что вы заняли места в воображаемом комфортабельном автобусе, а я как экскурсовод познакомлю вас с некоторыми правилами нашего путешествия.
Итак, наши условия: быть дружными, сообразительными, наблюдательными, быстро и аккуратно выполнить все задания.
Перед вами лежат двойные тетрадные листы, в которых вы будете выполнять задания во время « путешествия». В конце урока все работы сдаются для проверки.
В добрый путь!
(Звучит музыка-продолжение песни « Этот город»)
Мы выезжаем на центральную улицу, которая называется улица Фонетики и Графики.
( используется интерактивная доска)
Вопрос: Кто здесь живет?(Звуки и буквы).
Вопрос: Говорят, что на этой улице одни звуки живут на одной стороне, а другие на противоположной. Почему?(Это гласные и согласные звуки).
Вопрос: А каких звуков больше?(Согласных).
Вопрос: Сколько мы знаем гласных букв ?Согласных букв? Согласных звуков?
Сколько букв в русском алфавите?
А теперь мы должны выполнить небольшое задание, чтобы не застрять в пути. Запишите слова и определите количество звуков и букв в них.
Вьюга июнь жизнь
Голубь рожь елка
Яркий язык пьет
( Задание выполняется на интердоске)
Карточка 1 Поставьте ударение в слова: верба, диалог, жемчуг, завидно, набело, таможня.
Карточка 2. Укажите на неправильный перенос слов: пропу-ск,гер-ой, раз-ъезд,. строй-ка, у-лей. Ответ: 1,2,3,5.
Карточка 3.Разберите слова по составу: зажигать, перевезти, заоблачный, подарок, росточки.
Карточка 4. Выделите окончания, укажите склонение, род имен существительных: страна, кроватка, деревня, юноша, цепь, меч, пальто, море, вуаль.
Учитель. Молодцы !Все справились с заданиями превосходно. Объявляю остановку на улице Иностранный проезд.
Внимание! Слышна иностранная речь. Но многие слова нам незнакомы.
Задание. Замените иноязычные слова русскими синонимами.
Алфавит-азбука.
Пресса-печать
Абсурд-нелепость, чепуха
Прогресс-развитие
Лингвистика-языкознание.
космос-вселенная
биография-жизнеописание
оригинал-подлинник
диалог-беседа
юрист- законовед,
мираж -видение
вояж-путешествие
орфография-правописание
абзац- красная строка, отступ
дефект-недостаток, изъян.
Учитель. Прекрасно! Молодцы! Пора двигаться дальше. Внимание! Чтобы не попасть в Тупик Ошибок, нам нужно проявить не просто зоркость, а орфографическую зоркость.
Известно, что тому, кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуем и мы «разгадать» текст, чтобы ехать дальше по городу Русского Языка. ( используется интерактивная доска ).
Я пашол фправа, чирис кусты. Между тем ноч приближалас ирасла, как гразавайа тучя…. ( Учащиеся с удовольствием разбирают подобные тексты, обсуждая ошибки и объясняя правописание слов, например:
Пошел: по-приставка, в слове шел пишется е;
Вправо: в-приставка перед глухим звуком п, это наречие, на конце пишется о. и т.д.
Эта работа проводится и с устным комментарием, и с записями отдельных слов, их форм и словосочетаний ).
Учитель. Мы продолжаем наше путешествие. Чтобы не было скучно, давайте поиграем. Отвечать на вопросы будете хором.( В это время у доски работают индивидуально . )
Задание1.Просклонять существительные Мария, решение, рожь, пень.
Задание 2. От имен существительных ед. ч. образуйте имена существительные мн. ч.
Переход-переходы
Вездеход-вездеходы
Поворот-повороты
Пешеход-пешеходы
Транспорт-транспорты
Ядро-ядра
Ведро-ведра
Бедро-бедра
Метро-нет формы мн. числа.
Дуга-дуги
Грек-греки
Любитель-любители
Узбек-узбеки
Мука-нет формы мн. ч
.житель-жители
День-дни
Рука-руки
Лень-нет формы мн. ч
Задание3.Запишите пословицу или поговорку со словом ЛЕНЬ.
Труд кормит, а лень портит.
Ему лень лениться, а не только шевелиться.
Лень-то надо на ремень.
Ленивому вечно праздник.
Кто ленивый, тот и сонливый.
Кто ленится, тот не ценится.
Задание для всех, отвечать можно хором. Назовите слова-соответствия в ед. числе.
Пловцы-пловец.
Певцы-певец
Гонцы-гонец
Венцы-венец
Орехи-орех
Успехи-успех
Доспехи-нет формы ед. ч.
Щипцы-нет формыед. ч.
Задание.Назовите слова-соответствия женского рода:
Повар-повариха
Портной-портниха
Купец-купчиха
Храбрец- нет соответствия.
Задание.Назовите слова-соответствия мужского рода.
Жница-жнец
Жрица-жрец
Чтица-чтец
Львица-лев
Коза-козел
Оса –нет соответствия.
Учитель. Молодцы! Мы въезжаем на Падежный проспект. Давайте проверим, справились ли с заданием наши попутчики, можем ли мы получить пропуск на этот проспект? ( Проверяется выполненное задание на доске( 1,2,3).
Вопросы классу.
- Назовите падежи русского языка.
- На какие вопросы отвечают косвенные падежи.
- Укажите, встречается ли в форме родительного падежа существительных буква Е в окончании (Е пишется только у существительных первого склонения в дательном и предложном падеже).
Работа на интердоске. Поставьте данные существительные в форме дательного и предложного падежей.
Стихотворение, здоровье, улей, кровать, кроватка, галерея, мышь, шалаш, мысль.
Учитель . А теперь выйдем из автобуса и пройдемся по Бульвару Предложений. Каких только предложений здесь нет: и простые, и сложные!
Запишите в тетрадь примеры и сделайте их синтаксический разбор, обозначивчлены предложения и указав части речи, к которым они относятся.
Книги читают в библиотеке.
Магазин закрывают на ремонт.
Язык нужно беречь и любить.
Поздним вечером в городе зажигают фонари.
Учитель.Зажигается зеленый свет. Пора ехать. Впереди у нас встреча на Площади Лексики. Здесь всегда многолюдно: здесь собираются и устраивают состязания Слова.
- Как вы думаете, ребята, что общего у слов:
Капот, капитуляция, капитал, капуста?( Кап-греч. «голова»).
Дополните ряд этих словсвоими примерами ( например, капюшон, капитан, Капитолий, Капитолина ).
- Найдите лишнее слово:
Огонь, осень, пламя.
Алфавит, азбука ,буква.
Бросать, кидать, прыгать.
Ураган дождь, пурга. Ответ: пары слов-синонимы.
- Подберите однокоренные слова к словам: рост,лес,победа.
- Какие из приведенных слов имеют нулевые окончания?
Домино Пальто Рояль
Пшено Почта Вчера
Ручей Мышь Облако
Хорошо Молоко Джинс
5.Определите род имен существительных:
Дедушка каникулы сынишка
Земля дитя Чебоксары
Внимание домишко кашпо
Тихоня чернила жалюзи
Ножницы рояль тюль.
6.Укажите существительное, у которого в предложном падеже единственного числа пишется на конце ИИ.
Тимофей, Василий, Андрей, Сергей.
7.В каком случае слово Париж заключается в кавычки?
Город Париж ,гостиница Париж, ночной Париж, приветствую тебя, Париж.
8. Какое слово лишнее?
- Щечка, шепот, щелкать ,шорох.
- Цирк, циркуль, циркач ,цифра, сестрицы.
- Шов, крыжовник ,шоколад, челка.
Учитель.
Вот на этой площади и завершается наше путешествие. Нам еще долго придется общаться со словами, их формами, дальними и близкими родственниками. Это очень интересное общение -на всю жизнь.
Город Русского Языка- это пространство, которое всегда готово нас принять при условии, что мы очень бережно будем относиться к нашей речи, любить своя язык и уважать язык других людей и народов. ( Звучит песня « Этот город»).
Спасибо всем участникам путешествия в Страну Знаний!
Рефлексия
Проставление оценок
Домашнее задание: написать отзыв об уроке-путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Путешествие в Читай-город"
Урок с применением здоровьесберегающих технологий проводился в 5-ом классе по программе специальной коррекционной школы 8-го вида....
Урок «Путешествие Незнайки в город «Координатная Плоскость»
Разработка урока...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Путешествие по городу русского языка"
Внеклассное меропроятие представляет собой увлекательную интерактивную игру-путешествие по основным разделам языка. В ходе путешестия учащиеся останавливаются на различных станциях, выполняют ко...
Урок-путешествие по городу русского языка
Разработка урока...
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов (обобщающий материал по основным разделам русского языка)данное мероприятие можно использовать на неделе русского языка и ...
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов
Урок-путешествие. Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5–6-х классов...