Модель коррекционно-речевой работы дошкольного педагога в ДОУ (группах) общеречевого вида
методическая разработка по теме

Павленко Юлия Юрьевна

Консультация для воспитателей общеразвивающих групп ДОУ по организации коррекционно-речевой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_kor-rech_raboty_v_kurir_gr.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ

ДОШКОЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В ДОУ (ГРУППАХ) ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Речевые нарушения у детей должны быть объектом пристального внимания и адекватного воздействия со стороны дошкольных педагогов в рамках отдельного направления дошкольного образовательного процесса.

В 1950-60-е годы на необходимость исправления речи в условиях массового детского сада воспитателем с применением чисто педагогических приемов, а также возможность широкого использования методов логопедической профилактики и пропаганды среди воспитателей и родителей указывали А.М.Александровская, Л.В.Мелехова, М.Ф.Фомичева, В.И.Селиверстов, А.С.Фельдберг и др. Н.П.Кузнецова, например, при анализе данных состояния речи детей массовых детских садов сделала вывод о том, что 42% из них имеют недостатки речевого развития той или иной формы и степени выраженности. Большинству этих детей логопедическая помощь могла быть оказана педагогами детских садов, поэтому «передачу ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как серьезную недоработку детского сада».

В 1970-80 годы, несмотря на становление системы специальных учреждений и групп для детей с нарушениями речи, вопросы организации профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в массовых ДОУ также не утратили своей актуальности. Неуменьшающееся число воспитанников с недостатками речевого развития в массовых группах
ДОУ побуждали к дальнейшему поиску мер, позволивших бы оказывать таким детям логопедическую помощь своевременно и результативно.

Сегодня можно достаточно полно определить основную направленность логопедической работы педагогов. Ее основной целью должно стать создание воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач:

  1. диагностическая – динамическое наблюдение и педагогический контроль за состоянием речи детей, раннее распознавание и выявление недостатков в ее развитии;
  2. профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии;
  3. собственно коррекционная – своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

Данные направления в идеале должны трансформироваться в особую диагностико-профилактическую и коррекционно-речевую направленность деятельности педагога-воспитателя ДОУ общеразвивающего вида.

Диагностический блок

Диагностическая работа педагога – средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребенка.

Алгоритм:

  1. изучение уровня и динамики речевого развития воспитанников,
  2. выделение детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии,
  3. квалификация (с помощью специалистов) вида речевых недостатков, установление их возможных причин,
  4. составление групповых и индивидуальных программ речевой работы с детьми профилактической и (или) коррекционно-развивающей направленности.

Эффективность работы будет обеспечена при соблюдении ряда условий:

  1. систематичность изучения состояния речи дошкольников,
  2. четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур,
  3. разнообразие методов и источников сбора информации, привлечение к обследованию детей специалистов,
  4. оптимизация процедуры изучения речи детей (приближение к привычным и естественным видам деятельности) и фиксации его результатов (качественная и количественная оценка результатов).

Профилактический блок

В широком смысле профилактическое воздействие следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ в единстве ее мотивационно-потребностной и операциональной составляющих.

Условия, способствующие формированию потребности в речи и ее удовлетворению:

  1. совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстниками,
  2. окружающая среда.

Важным средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых (по Е.И.Тихеевой):

  1. речь должна быть абсолютно правильна, литературна,
  2. по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой,
  3. структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи,
  4. содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт,
  5. речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности:

  1. охрана нервно-психического и физического здоровья детей,
  2. обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение стрессовых для ребенка внешних воздействий,
  3. раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи,
  4. подготовка детей к возможным трудностям на этапе школьного старта.

Коррекционно-речевой блок

Систематическое, четко организованное наблюдение педагога за ходом развития речи детей и специальные диагностические процедуры помогают своевременно выявить детей, которым свойственны недостатки в речевом развитии:

  1. изолированные недостатки фонетической стороны речи,
  2. фонетико-фонематическое и фонематическое недоразвитие речи,
  3. общие, системные (лексико-грамматические и фонетико-фонематические) недостатки речи,
  4. недостатки просодической (мелодико-интонационной и темпо-ритмической) организации речи.

В зависимости от выраженности недостатков в речевом развитии воспитатель далее выбирает одну из четырех возможных стратегий:

  1. самостоятельно оказывает коррекционно-речевую помощь детям,
  2. после консультации логопеда проводит коррекционно-речевые мероприятия по его рекомендациям,
  3. рекомендует родителям систематические занятия со специалистом, оказывая всемерную коррекционно-речевую поддержку ребенку в период таких занятий и закрепляя их результаты,
  4. рекомендует родителям обратиться в центр психолого-педагогического консультирования для выбора адекватной возможностям и потребностям развития ребенка образовательной программы.

По данным изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и задачи коррекционно-речевого воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в программах. Конкретное воплощение эти программы получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Так, воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:

  1. в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий,
  2. в совместной деятельности взрослого с детьми,
  3. в свободной самостоятельной деятельности.

В ходе нерегламентированной рамками занятий деятельности детей могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия педагога с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии:

  1. специальные дидактические и развивающие игры,
  2. занимательные упражнения,
  3. беседы,
  4. совместные практические действия,
  5. наблюдения,
  6. экскурсии,
  7. методически продуманные поручения и трудовые задания детям и др.

Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей.

Изложенные выше подходы к содержанию и организации помощи детям являются моделью коррекционно-речевой работы дошкольного педагога в группах общеразвивающего вида. При этом следует определить соответствующий набор знаний и умений, которыми должен овладеть педагог в целях обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии и внесения корректив в это развитие.

К числу наиболее значимых знаний относятся знания о:

  1. возрастных закономерностях речевого онтогенеза,
  2. типических недостатках, отклонениях и нарушениях в речевом развитии детей дошкольного возраста и причинах, лежащих в их основе,
  3. задачах, формах, результативных методах и приемах диагностики, профилактики и коррекции недостатков речи у детей в условиях ДОУ и семьи,
  4. задачах, содержании, методах и формах профилактической и консультативной работы как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.

Также следует выделить умения:

  1. наблюдать за ходом речевого развития детей, видеть, распознавать (диагностировать) предпосылки и признаки формирования нетипичных – опережающих, задержанных или искаженных – вариантов в речевом развитии дошкольников;
  2. обеспечивать создание обогащенной и соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ,
  3. методически корректно планировать и проводить работу по профилактике и преодолению у детей недостатков в речевом развитии в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации,
  4. вести необходимую педагогическую работу по предупреждению вторичных, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности ребенка-дошкольника,
  5. вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Работа социального педагога с детьми группы риска

В презентации указаны все направления в работе с деть группы риска....

Модели и формы работы социального педагога с семьей

Статья содержит материал из опыта работы социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении....

"Профилактическая работа социального педагога с семьей "группы риска"

Презентация опыта работы социального педагога с семьями "группы риска"....

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»

Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...