Значение устной речи для формирования навыка чтения
статья по теме
Устная речь и чтение: связаны ли они?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_ustnoy_rechi_dlya_formirovaniya_navyka_chteniya.docx | 13.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение устной речи для формирования навыка чтения.
Устная речь – это прежде всего разговорная, диалогическая речь. Она характеризуется разнообразием интонаций и эмоциональной окрашенностью. Устная речь может быть и монологической. Роль монологической речи огромна. Она отличается исключительной силой эмоционального воздействия на слушателей.
Важное значение для овладения процессом чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонетико-фонематической, лексико – грамматической сторон, связной речи на разных этапах развития являются одной из основных причин дислексии.
Наличие правильного произношения звуков, сформированное фонематическое восприятие- играет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и установления социального контакта. Фонематическое восприятие в своем развитии проходит ряд этапов или стадий развития. В книге Р. И. Лалаевой «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» описаны пять стадий развития фонематического восприятия, выделенные Р.Е. Левиной. 1стадия – дофонематическая, т. е. ребенок не различает звуки, следовательно, не понимает речь. На 2 стадии развития фонематического восприятия ребенок может дифференцировать фонемы, противоположные по своим акустическим свойствам. На 3 стадии существуют два языковых фона: неправильный языковой фон и новый правильный фон. Ребенок слышит звуки, но соотнесение с предметами происходит при помощи искаженных слов. На 4 стадии - внешняя речь уже нормализуется, но дифференциация звуков еще неполная. 5 стадия – завершающая и характеризуется тем, что ребенок различает правильное и неправильное произношение.
Если у ребенка фонематическое восприятие задержалось в своем развитии, то мы можем увидеть наличие неточных речевых представлений. Как правило, такие дети на слух плохо различают звуки, а значит, и произношение этих звуков также будет страдать; не могут определить число звуков в слове, назвать их последовательность. В их речи часто слышны замены звуков. Из – за недостаточного развития фонетико –фонематического уровня речи представления о звуках будут нечеткие, что в дальнейшем затруднит восприятие букв. При наличии трудностей в соотнесении, а именно в соотнесении звука и буквы у ребенка возникнут проблемы в слитном произнесении слогов.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна окружающим и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Если у ребенка недостаточно развит лексико – грамматически уровень, то это также может способствовать появлению дислексии. У данных детей будет затруднено понимание написанного, так как они недостаточно осознают морфологическую структуру слова, а также им сложно догадаться о смысле предложения, так как часто смысловая догадка просто отсутствует.
Одной из важных сторон речи является связная речь. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. То есть, главная функция связной речи – общение, коммуникация. Речь может быть несвязной из-за того, что связи в ней не осознанны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены в его речи. При несформированной связной речи можно говорить о бедном речевом опыте ребенка, что в свою очередь оказывает воздействие на формирование навыка чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Изучение буквы И".
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Буква Ж. Многозначные слова"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе
Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...
Формирование навыков чтения и письма у учащихся с нарушением речи.
Чтение — древнейший вид познавательной деятельности человека, но до сих пор в механизме чтения многое еще неясно. И очень часто обучение чтению основано на нас...
Использование комплекса образовательных методик для формирования навыков чтения и письма у детей с ОВЗ, страдающих тяжёлыми нарушениями речи.
Использование комплекса образовательных методик в работе с детьми с ОВЗ....