Умножение и деление десятичных дробей.
методическая разработка (8 класс) на тему

Комлева Елена Валерьевна

 

 Урок проводился по программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н.Перовой, В.В.Эк.

Урок входит в курс математики для 8 класса. Проводится с использованием компьютера. Назначение урока – закрепить действия умножения и деления десятичных дробей на целое число, сложение и вычитание десятичных дробей, преобразование десятичных дробей. При подготовке к уроку были учтены программные требования. На уроке применялись коллективные, групповые, индивидуальные формы работы. Материал подавался логично, доступно, с учётом возрастных, психологических особенностей учащихся, с использованием мультимедийной установки. Источниками сообщения ученикам заданий, служила созданная к уроку презентация, куда вошли элементы анимации, познавательные иллюстрации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umnozhenie_i_delenie_desyatichnyh_drobey.doc86 КБ
Office presentation icon k_uroku.ppt1.68 МБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока с применением ИКТ

 

Преподаватель – Комлева Елена Валерьевна

Предмет – математика

Тема – Умножение и деление десятичных дробей.

Место урока в учебном плане – урок проводится в 3 четверти.

Продолжительность занятия – 40 минут.

Класс – 8

Тип урока - урока закрепления и развития знаний, умений, навыков

Образовательное учреждение – МКС(К)ОУ школа VIII вида «Надежда»

Авторский медиапродукт – презентация слайдов (среда PowerPoint).

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютер, операционная среда Microsoft Windows XP, 200..., Microsoft PowerPoint, проектор, экран.

Авторский медиапродукт:

1.Среда: программа для создания презентации Microsoft PowerPoint.

2.Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.

3.Технологический сценарий: презентация – последовательная модель.

Аннотация урока – Урок проводится с использованием компьютера. Назначение урока – закрепить действия умножения и деления десятичных дробей на целое число, сложение и вычитание десятичных дробей, преобразование десятичных дробей.

План урока:

1.Организация урока.

2. Мотивация урока. 

3. Актуализация опорных знаний. Устная дифферинцированная работа с классом и индивидуальная работа со слабыми учащимися с использованием тестовых заданий.

4. Проверка домашнего задания.

5. Историческая справка.

6. Фронтальный опрос.

7. Самостоятельная работа.

8. Домашнее задание.

9. Логическое задание.

10. Итог урока.

Цель: способствовать актуализации и закреплению полученных на уроках знаний при решении примеров и задач на умножение и деление  десятичных дробей на целое число.

Задачи: 

Обучающая:

  1. закрепить навыки письменного умножения и деления десятичных дробей на целое число, сложения и вычитания десятичных дробей;
  2. закрепить вычислительные навыки и умения решать задачи.

Развивающая: 

  1. продолжить развитие познавательного интереса к изучению математики;
  2. развивать и коррегировать речь, память, мышление, моторику, умственные и практические навыки учащихся;
  3. развивать навыки самостоятельной работы.

Воспитывающая: 

  1. воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие;
  2. воспитывать навыки коммуникативности в работе, умение слушать другого, уважение к мнению товарища;
  3. формировать умения организовывать свою деятельность.

Оборудование: 

  1. учебник математики 8-й класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор М.Н.Перова, Г.М.Капустина;
  2. карточки с заданием;
  3. перфокарты с тестовым заданием;
  4. компьютер и мультимедийный проектор;
  5. диск с презентацией к устному счёту и с зарядкой для глаз, диск с музыкальной записью для физминутки.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Тех, кто готов работу начать

Улыбки свои я прошу показать!

Все готовы? Тогда повторяем,

Систематизируем, изучаем и обобщаем.

 

Давайте улыбнёмся  друг другу и нашим гостям и с хорошим настроением начнём наш урок.

  1. Мотивация урока. Слайд 1.

Сегодня на уроке повторим все действия с десятичными дробями. Вам предоставляется возможность показать свои знания и умения счета и применить свои знания при решении примеров и задач.

Девиз урока: Знания имей отличные по теме  «Дроби десятичные»

  1. Актуализация опорных знаний.

А) Устный опрос: Прочитайте дроби 1,2    8/9   6/7   0,04   1и 2/9    1,875    7/4   Слайд 2.

Укажите среди них десятичные дроби.

  1. Какая дробь называется десятичной?

Дробь, в знаменателе которой стоит единица с нулями, называется десятичной дробью.

Индивидуальный подход – задание для слабых учащихся, пока весь класс работает устно.

Примеры

Да             или           Нет

0,5 х 5 = 25

3,3 х 10 = 33  

6 х 0,2 = 1,2

7 х 0,07 = 4,9

0,01 х 1000 = 10

2,5 х 10 = 25

0,1 х 2 = 2  

0,2 х 1000= 0,2

  1. Как сложить (вычесть) десятичные дроби?  Слайд 3.

Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, нужно:

уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; записать их друг под другом так, чтобы целые были под целыми, запятая была записана под запятой, десятые доли под десятыми, сотые - под сотыми, тысячные – под тысячными; выполнить сложение или вычитание, не обращая внимания на запятую; поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

  1. Как умножают десятичные дроби? Слайд 4.

Чтобы умножить десятичную дробь на число, надо:

1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую;

2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби и выполнить необходимые преобразования.

  1. Как делят десятичные дроби? Слайд 5.

Чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число, надо:
1) разделить сначала целое на это число; 
2) поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;

3)потом продолжить деление десятых долей, сотых, тысячных.
Если целая часть меньше делителя, то частное начинается с нуля целых. 

Б) Когда работаем с десятичными дробями большое внимание надо уделять местоположению запятой. Восстановите запятую, чтобы равенства стали верными Слайд 6:

32 +1,8 = 5  

3 +1,08 = 40,8

57 – 4 = 1,7    

63 – 27 = 60,3

 «Потерялась запятая»

1,27 х 35 = 4445

12,7 х 35 = 4445

0,127 х 35 = 4445

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 7.

4,59 х 10            

0,076 х 100

1,342 х 1000

2,145 х 8

14,18 х 23

0,032 х 38

0,005 х 57

6,7 : 10

17 : 100

25,3 : 1000

140,4 : 9

40,3 : 5

44,76 : 12

7,74: 18

Разминка для глаз.

5. Историческая справка.

Задачу облегчения вычислений учёные начали решать ещё с древних времён. Слайд 8. Но только в 15 веке самаркандский учёный астроном аль-Каши в тракте «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действия с ними. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала всё больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства мореплавания, торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать, делить десятичные дроби. Слайд 9. Прошло полтора века после открытий аль-Каши , и вот талантливый фламандский инженер и учёный Симон Стевин в своей книге «Десятая»(1585 г.)описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввёл символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой.

  1. Фронтальный опрос.

А) Решите предложенные примеры. Ответы найдите на доске, переверните ответ и получите картинку с изображением…(по 1 на каждого ученика)

Что же за картинки у нас на доске. На них изображены инструменты, которые девочки используют на уроках труда.

Физкультминутка.  

Учитель произносит слова и показывает движения, учащиеся повторяют.

Раз, два, три, четыре, пять,

ну-ка быстренько всем встать

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже:

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

Все ребята дружно встали

Головою закачали

На носочки потянулись

И друг к другу улыбнулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

Б) Решение задачи, с разбором слайд  10 и последующей проверкой слайд  11

  1. Для пошива костюма в ателье необходимо 2,85м сукна, а для пошива пальто – 2,3м сукна. Сколько метров сукна надо приобрести ателье, чтобы сшить 8 таких костюмов и 5 пальто? (белый)
  1. Сколько метров сукна надо для пошива 8 костюмов?  

2,85м х 8 = 22,80м = 22,8м

  1. Сколько метров сукна надо для пошива 3 пальто?

 2,3м х 5 = 11,5м

  1. Сколько метров сукна надо приобрести ателье?

22,8м + 11,5м = 34,3м

Ответ: 34м30см сукна надо приобрести ателье.

  1. Для пошива костюма в ателье необходимо 2,85м сукна, а для пошива пальто – 2,3м сукна. Сколько метров сукна надо приобрести ателье, чтобы сшить 3 таких костюма и 1 пальто? (зелёный)
  1. Сколько метров сукна надо для пошива 3 костюмов?  

2,85м х 3 = 8,55м

  1. Сколько метров сукна надо приобрести ателье?

8,55м + 2,3 м = 10,85м

Ответ: 10м85см сукна надо приобрести ателье.

  1. Самостоятельная работа.

28,036 х 7

49,72 х 15

0,27 х 3

681,66 : 7

2407,68 : 32

24,07 х 27

37,6 : 47

1191,6 : 60

_____________________________________________________________________

Ответы:    196,252      0,8      19,86     97,38    745,8    75,24    0,81     649,89

  1. Логическое задание.

Работа в парах.

Подумайте, по какому правилу составлен ряд чисел, и запишите еще по два числа.

а) 1,2; 1,8; 2,4; …..; …..        

б) 9,6; 8,9; 8,2; 7,5;…..; …..    

 в) 0,9; 1,8; 3,6; 7,2;…..; …..    

г) 1,2; 0,7; 2,2; 1,4; 3,2; 2,1;…..; .

  1. Домашнее задание.

с.190 № 553(3), 556(3)

  1. Итог урока.

Рефлексия:

- Что же вы узнали сегодня на уроке?

- Довольны ли вы результатами?

- Что понравилось в работе?

- Какие трудности испытывали?

- Как их преодолевали?

Учитель: заканчивается урок, но не заканчивается поиск знаний.

Да! Путь познания не гладок,

И знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Умножение и деление дробей

Урок - путешествие "Умножение и деление дробей" позволяет в игровой форме повторить все имеющиеся знания об обыкновенных дробях: приведение дробей к наименьшему общему знаменателю  и арифметическ...

Обобщающий урок "Умножение и деление дробей"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Умножение и деление дробей"...

Умножение и деление дробей 6 класс

Презентация,  конспект урока...

Путешествие в страну Дробей по теме: «Умножение и деление дробей», 5 класс

Данная методическая разработка представлена уроком, который проходит в рамках темы «Обыкновенные дроби». Для успешного достижения цели урока продуманы различные  формы организации...


 

Комментарии

Мусайбекова Ботагоз Давлетбековна

Отличная разработка урока.Скачала себе в педкопилку.