Мастер-класс по развитию речи
план-конспект по теме
Мастер-класс по развитию речи
по теме «Роль письма в жизни современного человека»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkr_urok_po_razv_rechipismo.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по развитию речи
по теме «Роль письма в жизни современного человека» (слайд 1)
Цели:
Образовательные
Учить:
- грамотно писать дружеское письмо в соответствии с этикетом, т.е.
определенными правилами;
- четко разграничивать композиционные части письма;
- правильно строить предложения и соединять их в отдельные отрезки
связного текста с опорой на план;
- пополнять словарный запас учащихся,
Развивающие
- развивать речь, память, внимание, воображение, логическое мышление
Воспитывающие:
- формировать культуру материальной и духовной жизни учащихся;
- формировать культуру речи при составлении текста письма, выражающей
уважительное отношение к адресату;
- расширение кругозора и мировоззрения
Коррекционные:
- работать над РСВ и произношением учащихся, применять виды контролья:
самоконтроль, беглый контроль.
Оборудование: переносной экран, проектор, флэшка, системный блок, таблица с планом написания письма, образец письма, записные книжки учащихся, конверты с надписанными строками, табличка с памятками, презентация.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Фонетическая зарядка:
РСВ: Какие сегодня дежурные звуки? М-Б
Что я сказала?
Ребята: Вы спросили, какой сегодня дежурный звук.
РСВ: Сделаем фоно звуков М-Б
Что вы услышали?
Ребята: Вы сказали, что нужно сделать фоно звука …
Фоно звуков ма-ба, ама-аба.
- Вводная беседа
РСВ . …попроси ребят вспомнить, что мы делали на прошлом уроке.
Ученик: Ребята, что мы делали на прошлом уроке?
Ребята: - На прошлом уроке мы беседовали о видах письма.
- Говорили о том, кому можно писать письма и о чем
- Знакомились с историей возникновения письма.
IУ. Проверка домашнего задания.
Ученик: Ребята, какие письма бывают? Ученик, ответь.
Ученик: Письма бывают деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету.
Ученик: Кому мы пишем письма и о чем? Чаян, расскажи.
Ученик: Мы пишем письма знакомым, близким, родным, чтобы рассказать о себе, поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Ученик: А теперь ребята, посмотрите слайды и скажите, какие раньше письма отправлялись. Вспомните, как они назывались?
Слайды 2,3. (иллюстрация дымового письма – письма австралийских аборигенов «Читать дым»). Какое это письмо?
Слайды 4,5. (Иллюстрация узелкового письма - кипу, древние инки). Что это за письмо?
Слайды 6,7. (Иллюстрация письма из бус и разноцветных камешков или ракушек – вампуми. Североамериканские индейцы.) Это какое письмо?
Слайды 8,9. (Иллюстрация предметного письма и текст).
Непобедимый персидский царь Дарий I получает от гонца противника предметное письмо, которое состоит из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел. Дарий подумал, что враг испугался и хочет сдаться.
А смысл предметного письма был таков: Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, не ускачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные стрелами». Так и случилось в истории: враг победил Дария I,потому что тот прочитал письмо неверно.
Слайды 10,11,12. (Иллюстрация пиктографического, т.е. рисунчатого письма). Слайды 13,14,15,16. (Иллюстрация иероглифического письма. Древний Египет.)
Слайды 17,18. (Иллюстрация и текст буквенного алфавита финикийцев.)
Слайды 19,20. (Иллюстрация славянской азбуки. Писали на папирусе, бересте, пергаменте.)
Слайд 21,22 (Иллюстрация и текст письма на бумаге. 15 век.)
РСВ: Что мы делали?
Ребята: Мы проверили домашнюю работу.
IУ. Объявление темы, постановка цели урока.
РСВ: Познакомимся с темой урока. Какую фразу вы услышали?
Ребята: Мы услышали фразу «Познакомимся с темой урока».
На доске тема «Роль письма в жизни современного человека»
Эпиграф: «Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает
нравственный облик пишущего, умственное мерило его
образования и знания». (Е.А.Бельский)
РСВ : 1- ый ученик, спроси, как ребята поняли значение эпиграфа?
1-ый ученик: Ребята, каково содержание эпиграфа?
Ребята:
Ученик:- Каждое письмо выражает внутреннюю культуру, ум, образование и знания человека.
Ученик: - Любое письмо показывает, какой человек его написал.
Воспитанный, культурный, умный или нет.
На доске словарь.
Письмо – эпистолярный жанр
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с этикетом, тот есть, с правилами написания письма. Узнаем, какую роль письмо играетт в жизни современного человека.
- Аудиозапись. Э.Григ «Утро». (слайд 23)
Ученик читает отрывок из письма Татьяны в романе «Евгений Онегин»
«Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…
Я знаю, ты мне послан Богом,
До гроба ты хранитель мой
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил,
В душе твой голос раздавался
Давно … нет, это был не сон!
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи
Иль сон тяжелый прерви,
Увы, заслуженным укором!...»
РСВ: Из какого произведения отрывок?
Ребята: Ученик прочитала отрывок из письма Татьяны, главной героини романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Учитель: Какое письмо написала Татьяна Онегину?
Ребята: Задушевное, искреннее, уважительное, умное.
Учитель: Вы уже знаете, что письма отправлялись еще с древних времен. Слайд 24.И в 19 веке письмо было одним из главных средств передачи информации. Именно в письме можно было описать чувства и мысли, обращенные к другому человеку, если не было возможности сделать это при личной встрече. В то время не было ни телеграфа, ни телефона, ни Интернета. Но и в наше время современных технологий письмо остается неотъемлемой частью жизни.
И поэтому сегодня будем учиться грамотно составлять дружеское письмо.
РСВ: Кому можно отправлять дружеское письмо?
Ребята: Родственникам, близким, друзьям, хорошим знакомым.
Учитель: Поговорим о правилах написания дружеского письма.
- Обсуждение правил написания дружеского письма.
Учитель: Исторически сложилось так, что люди придерживались в написании письма определенного порядка.
(Слайд 25) План написания письма.
- Обращение (приветствие)
- Содержание письма (о чем хочешь сообщить).
- Вопросы.
- Просьбы.
- Заключение.
- Подпись.
- Дата.
Учитель: Откройте записные книжки.
Первый пункт – с чего начинается письмо? - с обращения, т.е. с приветствия к адресату. Кто такой адресат? (получатель).
А как называют человека, который отправляет письмо? (отправитель).
Приветствие или обращение пишется с новой строки, в центре, и включает в себя имя получателя или его фамилию. Вспомните, какие знаки препинания ставятся при обращениях? – запятая.
Какие выражения можно использовать в обращении, напомните.
А во втором пункте ?(третьем, четвертом, пятом, шестом, седьмом)?
Подпись может располагаться в нижней части справа.
Дата может располагаться в нижней части слева.
Письмо - это текст. К какому типу речи будет относиться письмо? - Повествование. Но в текст письма можно включить элементы описания и рассуждения.
Учитель: Передавая информацию, рассказывая о чем-то, нужно придерживаться определенных правил. Что за правила?
(Каждый учащийся выходит с табличкой и вывешивает его на доску).
3.Памятка по составлению письма.
- Составляя письмо, нужно ясно и четко выражать свои мысли, потому что каждое письмо отражает внутренний мир человека.
- В письме незнакомому человеку нужно соблюдать такт и вежливость, то есть нужно взвешивать и продумывать каждое слово.
- Невежливо, недопустимо писать письмо с грамматическими ошибками. Это может быть признаком твоей неграмотности.
- Недопустимо писать письмо карандашом. Это признак худшего проявления невоспитанности.
- Обязательно перечитай письмо, прежде чем вложить его во конверт.
РСВ: Что мы составили?
Ребята: Памятку по составлению письма.
Ученица вывешивает на доску табличку «Памятка по составлению письма».
Учитель: Не забывайте эпиграф «Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания».
Учитель: У нас есть опорные слова в записных книжках, План написания письма, Памятка по составлению письма.
РСВ: О чем мы еще не поговорили?
Ребята: Нам кажется, чтоб отправить письмо, нужен конверт.
Учитель: Вы дома должны были заполнить строки на конверте.
Покажите свои работы. (Уч-ль проверяет, оценивает).
Сравните ваши конверты с образцом на доске. Все правильно?
От кого______________________________ Откуда______________________ __________________________ __________________________
Кому_________________________________________ Куда_________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
|
Слайд 11. В верхнем левом углу нужно написать от кого письмо, где проживает отправитель. Указать индекс его почтового отделения.
В центральной части письма называется получатель – его фамилия, имя, отчество, записывается его полный адрес и индекс.
4.Просмотр фильма.
Учитель: Ребята, посмотрите фильм.
(Отрывок фильма по рассказу Чехова «Ванька»)
Учитель: Получит ли письмо дедушка Ваньки? Почему? Потому что он
неправильно написал адрес.
Ребята, очень важно правильно, без ошибки написать адрес на
конверте. Иначе ваше письмо не дойдет до адресата.
У. Закрепление изученного материала. Практическое задание.
1. Самостоятельная работа учащихся – написание письма.
А сейчас я вам предлагаю написать дружеское письмо, можно маме, сестре, другу, подруге, дедушке, бабушке и хорошим знакомым. Расскажите в письме о чем-нибудь интересном, о приближающихся праздниках, о школе, об учебе, о вашей жизни в интернате.
Кому ты хочешь написать …?
(Кежикмаа – родителям, Айгуля – сестре Ай-кыс, Кирилл- маме, Денис – деду, Алаш – бабушке, Билзеймаа - подруге Сырга, Чаян – другу Сереже
Алеша - …
Пишите на черновике (раздать листы). Написать письмо вам поможет ваши конспекты в записных книжках, план, памятка и схема. Если будет трудно, спрашивайте. (Учитель ходит, проверяет)
Схема расположения текста письма.
Письмо ученика своей учительнице.
1. 2. 3. 4. 5. 6,7 | Здравствуйте, Анна Васильевна! Я приехал домой в субботу утром. Вся семья была рада моему приезду. Я показал свой дневник маме, и она похвалила меня за хорошие оценки. Вечером мы всей семьей пошли в гости к дяде Толе. Там я смотрел передачу по телевизору. Когда мы возвращались домой, выпал снег.На другой день я помогал маме по хозяйству: наколол дров и принес их в дом, убрал снег во дворе и около дома. После обеда с товарищем побежали на каток. Там я упал и ушиб ногу. Сейчас сижу дома и читаю книги. Как вы живете? Что нового в школе? Как вы провели праздник? Передайте, пожалуйста, привет ребятам от меня. Я по ним очень соскучился. Каникулы скоро кончатся, и я приеду в школу с мамой. На этом заканчиваю письмо. Желаю Вам хорошо отдохнуть и не болеть! 5.01. Ваш ученик Володя Иванов. |
(По окончании задания 2-3 ученика зачитывают свои работы и дается оценка их работы остальными учащимися.)
Учитель: Кроме письма – эпистолярного жанра сегодня, в эру компьютерных технологий, какие электронные способы связи вам известны?
Ребята: Интернет, сотовый телефон.
Уч-ль: Как их можно использовать?
Ребята: По интернету можно отправить письмо. А по сотовому – СМС-ки.
Уч-ль: Нравятся вам электронные способы связи?
Ребята: Да, потому что быстро, мобильно.
- Отправление СМС учащимися по мобильному телефону.
Уч-ль: У кого есть телефон, отправьте друг другу СМС. Прочитайте СМС. (2-3 человека зачитывают).
Учитель.В чем разница письма и СМС?
Ребята: В письме можно передать больше информации, можно выразить свои чувства, свое отношение. А СМС – оно короткое да и деньги нужны.
Учитель: Все же хорошие стороны у мобильной связи есть. Когда нужно быстрое и важное сообщение передать, мобильная связь необходима. Поэтому современный человек должен владеть электронными способами связи.
(слайд 26) Вывод: Несмотря на достижение технического прогресса, эпистолярный жанр имеет право на существование, ведь получать письмо и читать его доставляет большое удовольствие. Приятно общение сдругим человеком. В письме можно выразить любовь к жизни, семье, родителям, к Родине. Можно выразить свою заботу, гордость, уважение к человеку, которому пишешь. Все это передать с помощью шаблонов СМС невозможно.
Домашнее задание: Напишите письмо своим мамам, сестрам в честь
Международного женского праздника 8 марта.
Поздравьте их, пожелайте им всего доброго.
Вот вам конверты.
Итоги урока. Оценки.
От кого______________________________ Откуда______________________ __________________________ __________________________
Кому_________________________________________ Куда_________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Формирование и развитие навыков диалогической речи». 2014-2015 учебный год.
На современном этапе делаются успешные попытки по формированию и развитию навыков диалогической речи через внедрение ФГОС. Подтверждением этого служит учебник «Английский в фокусе». На средней с...
Мастер-класс на тему «Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов»
Мастер-класс на тему "Развитие речи на татарском языке у русскоязычных обучающихся младших классов" я провела среди педагогов, преподающих татарский язык в русских группах....
Мастер-класс для педагогов "Развитие фразовой речи у детей с ОВЗ посредством метода синквейн" 2023
Мастер-класс для педагогов...
Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...
Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
Цель: познакомить с видами кинезиологических упражнений развития межполушарного взаимодействия, которые направлены на коррекцию, исправление и предупреждение ошибок на письме у обучающихся младших кла...
Мастер - класс «Коррекция и развитие письменной речи детей с особыми возможностями здоровья посредством кинезиологии».
описаны приемы межполушарного взаимодействия на уроках письма и русского языка...
Мастер-класс для педагогов: Развитие межполушарного взаимодействия - ключ к развитию способностей ребёнка
Развитие межполушарного взаимодействия...