Доклад
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Нравственное воспитание школьников с нарушениями слуха».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Практическая реализация специального школьного воспитания предусматривает формирование нравственных качеств в детях. При этом должны учитываться социальные условия, в которых находился ребенок, его интересы и потребности, свойства психики, который определяет собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру.
Процесс воспитания и обучения детей с нарушением слуха, их социально развитие, формирование нравственности в них должно быть отражены в коррекционной программе развития.
Нравственное воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования в детях нравственного поведения, чувств и нравственного сознания. Этот процесс осуществляется в ходе духовного общения воспитанников и воспитателей. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха во многом зависит от их нравственного развития.
На начальном этапе в детях формируются элементарные
нравственные привычки. К ним относятся гигиенические навыки: ежедневный уход за телом, гимнастика, соблюдение правильной осанки, походка, позы во время сидения, деятельности занятий, работы, соблюдение гигиенических условий пространства, пользование предметами гигиенической
6 помощи, нормы взаимоотношений с окружающими, уважение других детей, их чувств, мнения, забота, сочувствие, взаимопомощь, доброжелательность и внимание к окружающим, этикет, в том числе, и речевой; привычка к труду, уход за своим рабочим местом, уборка места игры, учебной комнаты, соблюдение порядка, помощь взрослым в труде.
Соблюдение требований режима формирует у детей дисциплинирован ность, умение планировать и контролировать свои действия. Самообслуживание совершенствует гигиенические и трудовые навыки. Совместная деятельность воспитывает умение вести себя в коллективе, выстраивать свои отношения с окружающими.
Воспитание нравственного сознания тесно связано с уровнем речевого развития детей, с их мышлением. По мере овладения речью ребенок знакомится с нравственными понятиями, которые закрепляются в практической деятельности, начиная с элементарных оценочных понятий -хорошо, плохо, красиво, некрасиво и т.д. Ребенок постепенно овладевает понятиями на конкретной основе - вежливость, дружба, затем понятиями отвлеченного характера - ответственность, патриотизм и т.д.
Выделяют несколько этапов формирования нравственного сознания воспитанников:
- практическое овладение нормами поведения (на основе подражания, выполнения требования);
- изучение нравственных понятий (на основе собственного опыта и поведения окружающих);
- применение знаний, умений и навыков в деятельности (в поведении, в общении).
Содержание нравственного воспитания можно представить в виде воспитания отношения к природе, человеку, обществу, труду.
Трудовое воспитание.
Самым основным фактором нравственного воспитания является деятельность, труд. Дети вовлекаются в разнообразную трудовую деятельность. Задачей его является подготовка к труду, формирование положительного отношения к труду, понимание значимости труда, стремление к формированию нравственных качеств - добросовестного отношения к работе, упорства и активности в достижении успехов в деятельности, умения работать в коллективе для достижения общей цели, готовность помочь другому. Вооружение детей основами наук, умениями и навыками, необходимыми в трудовом процессе.
Любой деятельности, любому труду присущ нравственный смысл, так как в
этом случае личность неизменно вступает в определенные отношения с
окружающим миром, людьми, миром, и нравственность данных отношений .
проявляется в его поведении.
При формировании деятельности рассматриваются следующие направления:
- формирование предметной деятельности;
- становление игровой деятельности;
формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование,
лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);
— формирование элементов трудовой деятельности.
Предметная деятельность является базисным видом деятельности, на основе которой формируются все остальные вышеперечисленные виды детской деятельности. В ходе ее становления у ребенка развиваются ориентировочные реакции типа: «Что это?» и «Что с этим можно делать?». Отвечая на эти вопросы, ребенок усваивает способы действия с предметами, орудиями, овладевая их функциональным назначением. В ходе развития предметных действий у ребенка формируются соотносящие и орудийные действия, происходит становление ориентировочно-познавательной деятельности и предпосылок к развитию речи. Кроме того, в ходе выполнения предметных действий у ребенка улучшаются физиологические возможности рук, согласованность и плавность их действий, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Формирование игровой деятельности предполагает развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению детей сюжетной игре, воспитывают умение принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для развития функции замещения, необходимой для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.
Формирование игровой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья происходит в условиях проведения специально организованных родителем или педагогом занятий, и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей.
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);
играют большую роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процессе этой деятельности воспитываются его личностные качества, происходит коррекция его поведения.
Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с
воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их
процессе и результате. На начальных этапах обучение направлено на
формирование способов обследования предметов, развитие зрительно-
двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дети учатся
анализировать предметы, их свойства и качества, а затем передавать особенности
предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки,
аппликации, конструкций.
Изобразительная деятельность и конструирование связаны с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. На занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.
Основной формой обучения изобразительной деятельности и конструированию являются фронтальные и индивидуальные занятия, на которых ведущая роль принадлежит воспитателю.
Большой коррекционной эффективности в процессе обучения можно достичь при проведении занятий с использованием смешанных техник изображения предметов и явлений реального мира. Сочетание рисования красками с обрывной аппликацией, использование разнообразной клеевой техники, создание коллажей и другие виды работы создают условия для возникновения и реализации радостных, непосредственных эмоций, имеющих ярко выраженные индивидуальные проявления.
Занятия ручным трудом, особенно работа с природными материалами (глина, песок, вода, объекты живой природы — листья, ветки, семена, ракушки, шишки, желуди и др.), развивает полимодальные ощущения и представления у детей, активизируя их познавательную, личностную и мотивационно-образующую сферу. Большую роль при этом играет участие родителей, которые во время прогулок с детьми могут собирать, рассматривать и анализировать собранные образцы. Работа с бумагой, с тканью различной фактуры, нитками, веревками создает предпосылки для освоения элементов трудовой деятельности.
Занимаясь предметной деятельностью, ребенок овладевает элементами трудовой деятельности, что побуждает его к овладению новым уровнем предметных и орудийных действий.
В процессе воспитания в специальных дошкольных учреждениях детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. Практическая же деятельность детей состоит в освоении навыков самообслуживания, ручного труда, хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Эстетическое воспитание.
Одним из составных частей нравственного воспитания является эстетическое воспитание. Рассматриваются следующие виды эстетического воспитания:
- музыкальное воспитание и ритмика;
- изобразительное искусство;
- ознакомление с художественной литературой;
- театрализованная деятельность.
Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмические занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки.
В процессе музыкально-ритмических занятий происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных, движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве. У детей воспитывается положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления, развивающие эмоциональную сферу, средствами музыки воспитывается эстетическое отношение к
окружающему, к родной природе.
Занятия по музыкальному воспитанию осуществляются по следующим направлениям: слушание музыки, пение, танцы, музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения.
Изобразительное искусство включено в раздел «Эстетическое воспитание» с целью ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства, развития элементов воображения и творчества. На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развиваются элементы личностного отношения как к воспринимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изображению. Занятия по данному разделу программы проводятся в подготовительной группе детского сада.
В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста. Знакомясь со сказками, рассказами, стихотворениями, дети учатся различать литературные жанры, эмоционально откликаться на поступки любимых литературных персонажей, сопереживать им. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, предполагает большое количество разнообразных практических действий как с самой книгой (потрогать, рассмотреть, подержать, погладить), так и с материалом (сюжетом) произведения (драматизация, обыгрывание прочитанного на фланелеграфе, с помощью настольного театра, использование театра теней и кукольного театра).
Последнее время усилился интерес к активизации эмоциональной сферы детей и коррекции имеющихся у них отклонений через использование театрализованных видов деятельности. Включение приемов театрализации в повседневную жизнь детей делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное — дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером, находящимся в образе определенного персонажа. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.
Экологическое воспитание.
Неотъемлемая часть нравственного воспитания - экологическое воспитание. Интерес к природе как к большому, красивому и загадочному миру появляется в детстве. Учитывая данное обстоятельство, важно с самого раннего возраста формировать, поддерживать и развивать это отношение как основу будущего уважительного и бережного отношения к жизни вообще, к природе как к дому каждого человека.
Экологическая культура, экологические знания в дошкольном учреждении формируются в детях с нарушениями интеллекта на занятиях «Ознакомление с окружающим миром». Также они знакомятся с природой на занятиях по рисованию, на экскурсиях, выставках, во время утренников. Методами овладения знаниями о природе являются наблюдения, работа с природным материалом, с книгой. Сначала происходит накопление знаний о природе (о разнообразии растений и животных, ритмах природной жизни,
неживой природе и её связях с живой, природно-погодных условиях, о космосе), усвоение правил общения с природой (бережное отношение, уважение к любому природному существу), формирование умения воспринимать красоту природы.
Прогулки, экскурсии, наблюдения за природой и помощь ей формируют сознательное соблюдение экологических норм поведения дошкольника. Став постарше, дети стремятся применить полученные знания для решения экологических проблем - они могут участвовать в озеленении и украшении школы, двора, улиц города, в защите птиц, охране парков и т.д.
Физическое воспитание также является составной частью нравственного воспитания.
Физическое воспитание и физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации.
Физическое развитие предполагается всей организацией жизни детей в семье и
I дошкольном учреждении, организацией предметной и социальной среды, всех
видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме дня ребенка должны быть предусмотрены занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия. Занятия по физическому воспитанию строятся так, чтобы в ходе их решались как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Заключение,
Блок воспитательных задач, в том числе задач нравственного воспитания, направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств Тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными
действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скоррегированы и даже предупреждены.
Таким образом, в процессе всей коррекционно-воспитательной работы происходит становление начал личности ребенка-дошкольника, которое связано с формированием адекватного поведения детей и с гармонизацией их отношений со сверстниками и взрослыми. При этом у дошкольников закладываются основы таких нравственных качеств как отзывчивость, доброта и терпение, понятие о взаимопомощи, и дети приобретают практический опыт их реализации в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....