Коррекционно-развивающая работа с детьми 2-3 лет
рабочая программа на тему
Представлены основные направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми до 3 лет. При разработке данной программы учитывались современные тенденции образования, нашедшие отражение в программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-3_goda.docx | 55.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение
«Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»
Коррекционно-развивающая работа
с детьми 2-3 лет
Основные направления коррекционно-педагогической работы
учителя-дефектолога Соловьевой О.В.
Новокузнецк
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
1. | Социально-нравственное развитие | Учить ребенка проявлять эмоциональную реакцию на ласко вое обращение к нему знакомого взрослого. Формировать у детей двигательное подкрепление эмоцио нальной реакции. Формировать у детей положительную эмоциональную реак цию на появление близких взрослых (матери, отца, бабушки, дедушки). Формировать у детей понимание и воспроизведение указа тельного жеста рукой и указательным пальцем. Формировать у детей фиксацию взора на яркой и озвучен ной игрушке и действиях с ней (прослеживание за ее переме щением по горизонтали и вертикали на расстояние 30 см). Учить детей реагировать и откликаться на свое имя, на уменьшительно-ласкательную форму имени. Знакомить каждого ребенка с составом его семьи, фотогра фиями близких родственников, составив из них семейный аль бом, знакомить с именами и фамилиями близких родственни ков. Учить детей идентифицировать себя по полу (относить себя к мальчикам или девочкам). Формировать у детей представления о половой принадлеж ности ребенка (мальчик, девочка, сынок, дочка). | иллюстративный материал, отражающий различное эмоциональное состояние людей; книги, содержание которых отражает различные эмоциональные состояния людей; настольные ширмы; фигурки персонажей знакомых детям сказок; куклы (девочка, мальчик), фотоальбом | 2, 16, 20, 27 | 27 |
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
2. | Познавательное развитие: -сенсорное воспитание | Развитие зрительного восприятия и внимания
учить детей выделять предметы из общего фона (игра «Ку-ку»); учить детей ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах; учить детей соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ляля»); развивать у детей зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого сначала без предметов («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), а потом с предмета ми (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»); учить детей хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой;
учить детей различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»); знакомить детей со словами шар, кубик; учить детей выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик»);
учить воспринимать величину (большой, маленький); | Разноцветные ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки (разного вида); разнообразные матрешки (трехместные); пирамидки разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и др.; неваляшки разного размера; различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, барабан и др.;, набор муляжей овощей, фруктов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек; бочки-вкладыши, машины разных размеров; лоточки для скатывания шариков, для прокатывания автомобилей; трафареты; различные доски Сегена; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); мелкие игрушки животных и их детенышей; наборы сыпучих | 1, 3, 16, 17, 21, 27, 28, 29 | 1, 3, 12, 21, 27, 28 |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
учить детей захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами;
учить детей воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»); знакомить детей с названиями двух цветов: красный, желтый. Развитие слухового восприятия и внимания
знакомить детей с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные зву ки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах (детское пианино, металлофон, барабан); учить детей реагировать на слуховые раздражители (звонок, колокольчик, бубен);
учить детей дифференцировать на слух звучание музы кальных инструментов, реагируя действиями на звучание оп ределенного инструмента (выбор из двух). Развитие тактильно-двигательного восприятия Учить детей воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб. Учить детей воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух). | материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа и пр.) |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
-формирование мышления | Учить детей выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, юлу, машинку, шарик и т. п.) без предъяв ления образца (выбор из двух предметов). Развитие вкусовой чувствительности Знакомить детей с различными вкусовыми характеристика ми продуктов питания (сладкий, горький). Знакомить детей с тем, что пища бывает горячая и холодная. Создавать условия для возникновения у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного мышления. Формировать у детей целенаправленные действия с предме тами: «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Перевези куби ки!» и т. д. Учить детей выполнять предметно-игровые действия. | игрушки: лошад ка, кошечка, зайчик, медвежонок, собачка, куклы; заводные игрушки (машинки, игрушки-забавы: лягушка, обезьянка, заяц и др.); неваляшки; колокольчики, погремушки; машины; лотки для скатывания шариков; пирамидки | 1, 3, 5, 16, 17, 23, 27, 28 | 3, 12, 21, 27, 28 |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
-формирование элементарных математических представлений -ознакомление с окружающим миром | Знакомить детей с практическими действиями с дискретны ми (предметами, игрушками) и непрерывными (песок, вода, крупа) множествами. Учить выделять 1 и много предметов из группы по подража нию, образцу; составлять множества из отдельных предметов. Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции. Учить различать дискретные (игрушки, предме ты) и непрерывные (вода, песок, крупа) множества по количе ству: много - мало (работая с непрерывными множествами, дать образец речевого высказывания: в большом ведер ке много песка, в маленьком — мало). Примечание: обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предла гаются. Уточнить представления ребенка о себе и родных людях. Знакомить детей с окружающим и их людьми: называть по имени педагогов, воспитателей (тетя Вера, тетя Нина и т. д.). Знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан). Знакомить детей с животными: кошкой и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает). Учить детей узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец. Знакомить детей с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать детям, где бывает вода; дождь — вода). | набор ко робок для сыпучих материалов и сыпучие материалы: горох, чечевица, крупы, речной песок и т. п.; прозрачные емкости (пластмассовые бутылочки, стаканчики, банки, пузырьки и т. д.); мелкий счетный материал: различные овощи, фрукты, кубики, шарики; сюжетные игрушки: мишки, ежи, белки, птички, кошки, собачки, ля гушки и т.п. | 1, 16, 17, 27, 28 1, 16, 17, 20, 27, 28 | 27, 28 27, 28 |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
-развитие речи и коммуникативных способностей -подготовка к обучению грамоте | Формировать у детей невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза парт неру по общению. Формировать умения детей пользоваться рукой как средством коммуникации, выполняя согласованные, направленные на другого человека движения рукой, телом и глазами. Побуждать детей к речевому высказыванию по результатам действий с игрушками («Ляля топ-топ», «Машина би-би», «Паровозик ту-ту», «Дудочка ду-ду»). Учить детей воспроизводить звукоподражания (my-ту, би-би, му-му и пр.). Учить детей выполнять простейшие инструкции («Где ляля?», «Где зайка?», «Принеси машину», «Возьми мяч», «Покажи «ладушки»). Учить детей выполнять совместные действия по речевой инструкции (сначала со взрослым, затем со сверстником:«Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч», «Брось мяч в корзину»). Учить детей отвечать на вопросы: Как тебя зовут? Кто это? Что это? Продолжать учить детей понимать и выполнять простые инструкции («Принеси и назови», «Я скажу, а ты сделай»). Учить понимать слова дай, на, возьми, иди, сядь, сиди. Учить составлять фразу из двух слов по действиям с игруш ками («Мишка топает», «Ляля идет», «Машина едет», «Зайка прыгает»). Учить детей выполнять движения кистями рук по подража нию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Учить детей выделять указательный палец своей руки, пользо ваться им при выполнении определенных действий. | детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, сказочных ситуаций и т. п.; сюжетные игрушки | 1, 3, 12, 17, 20, 21, 27, 28 1, 12, 16, 20, 21, 27 | 3, 12, 21, 27, 28 12, 21, 27 |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
Учить детей действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию («игра» на детском пианино). Учить детей захватывать щепотью сыпучие материалы (манная крупа, речной песок), высыпая в различные емкости (игра «Сварим кашку для куклы»). Учить детей захватывать предметы щепотью, раскладывая большие и мелкие предметы в прозрачный сосуд (опускать мелкие предметы, обращая внимание на захват щепотью). | |||||
3. | Формирование и развитие основных видов деятельности детей: -формирование игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры) | Знакомить детей с игрушками и действиями с ними. Учить детей наблюдать за обыгрыванием сюжетных игру шек — мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрешка. Учить детей одеваться: подбирать наряды, наблюдать за изменениями во внешнем виде при использовании аксессуаров и дополнительных предметов одежды (косыночка, бусы, ша почка). Учить детей обыгрывать кормление куклы. Учить детей укладывать куклу спать. | различные куклы; игрушки, изображающие сказочных персонажей (Лесовичок, Домовой, Дед Мороз, Снеговик и т. п.); солдати ки; одежда и обувь для кукол; мебель, посуда и другие хозяйственные предметы для кукол; оборудование для сюжетных игр и драматизации | 1, 3, 16, 20, 21, 27, 28, 29, 30 | 27, 30 |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
-формирование продуктивных видов деятельности | Учить детей давать имя кукле, называть ее по имени в про цессе игры. Воспитывать у детей интерес к предметно-игровым дейст виям. Учить детей наблюдать за своими действиями в зеркале («По маши ручками», «Похлопай в ладошки», «Надень косыночку»). лепка: Воспитывать у детей интерес к лепке. Учить детей соотносить лепные поделки с реальными пред метами (яблоко, колобок). Учить детей наблюдать за действиями взрослого, оперирую щего с различными пластичными материалами. Учить детей выполнять различные действия с пластичными материалами — мять и разрывать на кусочки, соединять их в целый кусок. аппликация: Воспитывать у детей интерес к процессу выполнения ап пликации. Учить детей соотносить аппликацию с реальными объектами (чашка, мячик, шарик, мишка, листок, гриб). Знакомить детей с правилами и атрибутами, необходимыми при выполнении аппликации: клей, заготовка для аппликации, бумага для аппликации, кисточка, подставка для кисточки, тряпочка, клееночка. | глина, цветное тесто, пластилин; банки с плотно прилегающими крышками для хранения глины; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натураль ные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др. наборы цветной бумаги разной фактуры; набор щетин ных кистей для работы с клеем; пластина (подкладка) для на мазывания форм клеем; салфетки из ткани для прижимания форм к бумаге; ножницы с тупыми концами для вырезания форм; розетки для клея; клей для аппликации; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
рисование: Воспитывать у детей интерес к изображениям, выполняе мым различными средствами — фломастерами, красками, ка рандашами, мелками. Формировать у детей представление о рисунке как об изоб ражении реальных объектов и явлений природы (взрослый рисует и комментирует свои действия: «Я рисую тучку, из нее капает дождик — кап-кап-кап, много воды, получилась лужа», «Вот шарик, к нему рисую веревочку, а вот еще один шарик, нарисуй к нему веревочку»). Учить детей наблюдать за действиями взрослого при рисовании различными средствами, соотносить графическое изображение с реальными объектами — машина, грибок, кукла, елочка, цветок и др. Учить детей рисовать мелом по доске, проводить линии раз личной формы («Дождик», «Ручеек», «Листочки»). | натуральные объекты); наборы игрушек; наборы открыток и иллюстраций к знакомым детям художественным произведениям доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне; наборы белой бумаги; стаканчики для кис точек, для краски; наборы карандашей; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы кра сок: гуашь, акварель; кисточки круглые для рисования красками (сред него, маленького и большого размера); банки или стаканы для воды; салфетки из ткани, хорошо впиты вающие воду, для осушения кисти после промывания; |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
конструирование: Вызывать у детей интерес и эмоциональные реакции на кон структивную деятельность взрослого, производимую на глазах у детей: создание простых построек для сюжетных игр («Баш ня для мышки», «Дорожка для мишки», «Гараж для машины», «Лесенка для зайчика» и т. д.). Привлекать детей к совместным действиям со взрослым для создания простых построек; использование их в игре, сопро вождаемой речевыми комментариями: «Вот строим домик для ежика. Открой дверь, туда ежик войдет. Вот так, вошел. Теперь закрой дверь, ежик там будет жить. Ежик хочет выйти погулять, открой ему дверь» и т. д. Учить детей выполнять простейшие постройки из деревянно го конструктора по подражанию и показу педагога («Башня», «Дорожка», «Заборчик»). | наглядный материал: овощи, фрук ты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек строительный материал: мягкие модули, крупный деревян ный строительный материал, пластмассовые кон структоры (в том числе ЛЕГО); наборы мозаики; сборно-раз борные игрушки: матрешки разного размера, пирамидки разного вида, куклы, животные, знакомые детям сказочные персонажи (Чебурашка, Буратино); наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, ежики, мишки, белки, лисы и др.; наборы картинок (предметных и сюжетных): разрезных, на кубиках (иллюстративные кубики из 4 частей) |
продолжение
№ | Раздел | Основное содержание работы, задачи | Оборудование | Рекомендуемая литература | |
для учителя | для родителей | ||||
-формирование элементов трудовой деятельности | Учить детей обращаться к педагогам за помощью. Формировать у детей опрятность. Учить детей пользоваться носовым платком. Формировать у детей навык раздевания и одевания, ухода за одеждой. Учить детей оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него. | зеркало, сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайка и др.); дидактический материал и игрушки с липучками, кнопками, пуговицами, крючками, молниями и т.п. |
Показатели развития
К возрасту 3 года дети должны научиться:
-демонстрировать эмоциональную, мимическую реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого;
-понимать указательный жест руки и указательного пальца взрослого, поворачивать голову в указанном направлении;
-демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимать помощь взрослого, разрешать
дотрагиваться до своих рук, принимать поглаживание по голове, выполнять со взрослым совместные действия;
-откликаться на свое имя, отвечать на вопрос «Ты мальчик или девочка?»;
-называть свое имя;
-узнавать себя в зеркале;
-показывать части тела и лица;
-показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
-воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай
пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
-показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
-выполнять по речевой инструкции 3-4 элементарных действия с игрушками;
-пользоваться предметами-орудиями с фиксированным назначением в практических ситуациях;
-выделять 1, 2 и много предметов из группы;
-находить 1, 2 и много однородных предметов в окружающей обстановке;
-пользоваться невербальными формами коммуникации;
-использовать руку для решения коммуникативных задач;
-пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
-проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушка ми и предметами) и рассказывать об окружающем;
-слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
-воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усе ченные фразы;
-выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию, соотносить свои движения с речевым сопровождением
взрослого (выполнять по просьбе взрослого 2-3 знакомые игры);
-выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрос лого по подражанию (поиграй на пианино);
-захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
-проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;
-выражать положительное эмоциональное отношение к кукле;
-по просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске;
нагружать в машинку игрушки, перевозить их);
-активно реагировать на предложение взрослого полепить;
-лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пла стилин между ладонями круговыми и прямыми
движениями (колбас ку, колобок);
-адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета, наклеивать заготовку;
-адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать;
-положительно относиться к процессу и результатам конструиро вания;
-узнавать знакомые постройки и конструкции; создавать простейшие постройки из строительного материала;
-аккуратно складывать одежду на стул, ставить обувь на место.
Литература
- Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005.
- Архипенко Г.М. Социальная адаптация младших школьников с нарушениями зрения// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 1. – С. 59- 64.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Бессонова Т.П., Ворошилова Е.Л. Странички для занятий с детьми «Мы вместе»: Преодолевайте несформированность лексико-грамматических средств языка у детей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 1.
- Боровик О.В. Использование заданий на воображение как метода коррекционной работы // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 26 – 29.
- Боровлева Р.А. Материалы к методике работы по обучению восприятию устной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе // Дефектология. – 1999. - № 2. – С. 71 – 80.
- Боровлева Р.А. Материалы к методике работы по обучению восприятию устной речи школьников с нарушенным слухом, обучающихся в массовой школе // Дефектология. – 1999. - № 3. – С. 73 – 80.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). – М.: В.Секачев, 2007.
- Вильшанская А.Д., Дементьева М.Н. Странички для занятий с детьми «Мы вместе»: работаем с пословицами и поговорками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3.
- Вильшанская А.Д. Странички для занятий с детьми «Мы вместе»: формируем приемы умственной деятельности у детей с трудностями в обучении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 2.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей. 4 года. Часть 1 – 2. – Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2009.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Тетрадь с заданиями для развития детей. Упражнения для развития творческого мышления. Часть 1 – 2. – Киров: ОАО «Дом печати - ВЯТКА», 2009.
- Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). – М.: ВАКО, 2005.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2008.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.
- Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. и др. Настольная книга педагога-дефектолога / Серия «Сердце отдаю детям» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.
- Ильина М.В. Тренируем внимание и память: Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
- Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
- Красильникова Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 1. – С. 77-79.
- Крестинина И.А. Проблемы и социально-психологические особенности воспитанников детских домов и школ-интернатов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 2. – С. 3 – 11.
- Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2007.
- Лысюк О.Л. Игровые способы формирования у дошкольников предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3. – С. 77 – 79.
- Новиковская О.А. Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.
- Павлова Е.В. Учимся говорить правильно. – Ростов-на-Дону: «Издательский дом «Проф-Пресс», 2007.
- Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
- Первые шаги к интеллекту. Развивающие задания для детей 2-3 лет / Авт.-сост. А.В. Белошистая. – М.: АРКТИ, 2006.
- Подколзина Е.Н. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3. – С. 35 – 39.
- Разенкова Ю.А. Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 3. – С. 69 – 77.
- Сайтханов А.Ф. Педагогические условия социальной реабилитации детей со сложной структурой дефекта // Дефектология. – 2007. - №2. – С. 86 – 94.
- Скворцов И.А. и др. Исследование «профиля развития» психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений. Методическое пособие. – М.: Тривола, 2002.
- Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2003.
- Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1999. - № 3. – С.30 – 36.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2005.
- Цыганок А.А., Виноградова А.Л., Константинова И.С. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Теревинф, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Рабочая программа коррекционно-развивающей учителя-дефектолога с детьми с ЗПР в общеобразовательном учреждении
Один из вариантов составления рабочей программы учителя-дефектолога...
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...