Творческий труд. Дымковская сказка.
план-конспект по теме
ГК СОУ СКОШИ VIII вида г.Коврова
творческий труд 4 класс
Дымковская сказка.
Цели:
обучающая: обобщить знания детей о дымковской игрушке,
донести до детей главные элементы росписи
глиняной дымковской игрушки;
развивающая: развивать детскую фантазию, пробудить
интерес к народной пластике, творчеству;
воспитательная: воспитание эстетического вкуса; приобщить
чувства и мысли детей к пониманию
красоты, доброты народного искусства;
воспитание трудолюбия, культуру труда.
Оборудование: дымковские игрушки;
кисточки, краски, баночки с водой, тряпочки,
подставки для игрушек, заготовки игрушек.
Предварительная работа: элементы росписи – рисунки детей;
роспись игрушки на плоскости;
лепка из глины.
Словарь: ремесла
охра
сурик
Звучит русская народная музыка.
Ребята, сегодня у нас заключительное занятие по дымковской игрушке.
Cегодня на занятии у нас гости. Я пригласила их, чтоб вы познакомили их, с чудесами глиняной сказки.
В нашей работе встретятся слова: ремесло, охра и сурик с их значением я вас познакомлю (дается объяснение слов).
Итак:
- Наше занятие так и будем называться: «Дымковская сказка».
- Чем же знаменито Дымково?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости сырей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком
По всей земле в домах.
- Дымково знаменито своей игрушкою.
Наша цель – показать, как с помощью волшебной кисточки можно оживить глиняную фигурку; расписать ее красочными узорами, рассказать о секретах мастерства лепки, о ее истории и своими руками сотворить сказку.
Воспитатель:
Начнем с истории.
Юля:
Дымковскую игрушку знают все и взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за ее приделами. Яркие, веселые, радостные дымковские фигурки вводят нас в мир сказки, красоты и добра.
Воспитатель:
Почему она так называется?
Илья:
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, что находится недалеко от города Кирова. Разными ремеслами занимались здесь люди, но игрушечное дело привилось лучше всего.
Дима:
Существовал даже праздник в честь игрушки, и назывался онСвистунья. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило гулянье, где взрослые и дети свистели в глиняные свистульки на разные голоса, кидались расписными глиняными шариками.
А сами свистульки были в виде сказочных животных.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим эту игрушку. Какая она?
(дети рассматривают, трогают игрушку и описывают ее)
- Игрушка очень красивая, выразительная, яркая, запоминающаяся, понятная, близкая, родная, русская, праздничная, сказочная, простая, настоящая.
Воспитатель:
Какие фигурки?
- Крепкие с широко расставленными ножками, с гордо поднятой головой.
Воспитатель:
Красивая нарядная барышня, кормилица в оборчатом переднике, олени с золотыми рогами, игривые лошадки, уточки, барашки.
Воспитатель:
Нравятся вам такие игрушки?
(Да.)
Какой общий цвет игрушки? (белый)
Воспитатель:
Какие основные цвета используют для создания праздничного настроения образа игрушки?
(все цвета радуги; 6 цветов)
Воспитатель:
Как они сочетаются?
(зеленый-желтый; красный синий-желтый; красный красный-желтый, черный).
Больше всего желтого и красного.
Воспитатель:
Какие главные элементы узора украшают дымковскую игрушку?
(кружки, овалы, кольца, горошины, точки, полоски, волнистые линии).
Какие основные приемы работы кистью? Как работать кисточкой? (ответы детей)
Воспитатель:
Пока игрушка станет вот такой, много надо труда положить. Мы с вами знаем, что это очень сложно и нелегко. Ведь игрушка должна три раза родиться.
Итак, как же это происходит?
Катя:
Первый раз игрушка рождается, когда ее вылепят, она тогда вся коричневая, как шоколад, и очень ломкая.
Яна:
Чтобы игрушка окрепла, ее надо обжечь. От сильного жара игрушка раскаляется. Теперь она вся черная, но крепкая. Так игрушка рождается во второй раз; происходит испытание огнем.
Коля:
Потом игрушку белят, сушат и расписывают, так она рождается в третий раз.
Воспитатель:
Ребята, знаете, настоящие мастера говорят, что игрушка рождается, как человек.
Первый раз человек рождается совсем маленьким, слабым и глупым.
Второй раз он рождается, когда ученье кончит.
А третий раз – когда пройдет испытание в жизни. Только тогда он настоящим человеком станет, когда его жизнь будет приносить пользу.
Воспитатель:
Скажите, а вам хочется поучаствовать в рождении игрушки?
Воспитатель:
Давайте проведем физ.минутку, немножко отдохнем.
Проводит Юля:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор,
Сам на лошадке,
Жена на корове
Дети на телятах
Внуки на козлятах.
Воспитатель:
Я предлагаю вам взять в руки ваши волшебные кисточки и своими руками создать сказку. Посмотрите внимательно на свои фигурки, подумайте и превратите их в чудо, в сказочных героев.
Но мы должны вспомнить о техники безопасности при работе с красками.
О чем должны помнить?
- не брызгать красками на других;
- не брать краски в рот;
- пользоваться тряпочкой.
Итак, начинаем расписывать.
(дети расписывают свои фигурки, выбирают элементы узора).
Воспитатель:
Ребята, мастерицы не только создавали сказочные игрушки, а придумывали еще и загадки, прибаутки, считалки, небылицы, связанные с игрушками.
Давайте вспомним их:
Катя:
Барашек-свисток
Левый рог-завиток
Правый рог-завиток
На груди - цветок
Таня:
Утка - марфутка
Бережком идет,
Уточек - марфуточек
Купаться ведет
Яна:
Бока крутые
Рога золотые
Копыта с оборкой
На спине Егорка
Олег:
Индя – индя - индючок
Ты похож на сундучок
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой.
Юля:
Я барыня – красавица
Хочу всем нравиться
Расскажу вам небылицу:
По небу летала кошка,
речка к нам течет в окошко.
Алена:
Конь бежит
Вся земля дрожит
Это чей такой конек?
Для какого молодца?
Это конь богатырь
Для Алеши – удальца.
Коля:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок, Ты подай голосок,
Через лес за реку
Покричим:
Ку-ка-ре-ку
Дети заканчивают расписывать фигурки, раскладывают их на столе.
Воспитатель:
Трудно было расписывать игрушку? (Да).
В чем трудность? Удалось справиться с этим? (Не совсем).
Давайте выберем самую красивую игрушку.
Воспитатель:
Я думаю, ребята, что каждый из вас сегодня создавал свою сказку из глины и красок.
Я хочу, чтоб вы помнили это и старались делать только хорошее и доброе и тогда, наверное, сказка всегда будет с вами.
Спасибо вам за старание.
Какие основные приемы работы с кистью?
Всей поверхностью, кончиком кисти, ударом кончика (тычком), прикладыванием всей поверхности кисти.
Это «азбука» дымковской росписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий труд "Плетение коврика"
Цель: развитие творческого воображения....
Творческий труд. Аппликация "Ваза с цветами".
Цель: развитие творческого воображения, коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе.Ход занятия. Ребята, сегодня на занятии мы будем создавать красивую картину .Она называется "Ваза с цв...
Эстетическое воспитание школьников в процессе творческого труда
Как педагога, меня особенно интересует проблема художественно-эстетического воспитания учащихся. Оно направленно на развитие у детей способности чувствовать...
Самостоятельный поисковый и творческий труд учащихся при использовании метода проектов в процессе обучения иностранным языкам
Метод проектов широко используется в современной школе. Данная статья может оказать помощь учителям для использования проектной методики на уроках иностранных языков....
Внеклассное мероприятие "Народные промыслы — творческий труд народов России"
Цель: Познакомить учащихся с традиционными народными промыслами.Задачи:- Создание представлений о характерных особенностях народных промыслов Дымково, Филимоново, Каргаполя.- Развитие восприятия, вооб...
Приобщение детей к творческому труду
Приобщение детей к творческому труду Почему о труде говорят творческий?Потому что творчество это постоянное усовершенствование всего и в том числе себя. Именно в творчестве человек раскрыв...
Нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе творческого труда
Формирование у воспитанников доброжелательного отношения к труду с учетом особенностей трудовой деятельности, в сравнении с игрой и на основе возрастных возможностей ребенка......