Театральное творчество как метод формирования коммуникативной компетенции и социализации учащихся с церебральным параличом.
статья на тему
Данная статья отражает опыт работы автора с детским театром школы-интерната №4 г.Саратова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnoe_tvorchestvo.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сперанская Ирина Анатольевна - «Отличник народного просвещения», учитель русского языка и литературы, руководитель Детского театра «Буратино» школы-интерната №4 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Саратова
Театральное творчество как метод формирования коммуникативной компетенции и социализации учащихся с церебральным параличом.
В школе-интернате №4 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обучаются дети с различными формами ДЦП и других двигательных нарушений организма. Поэтому само явление детского театра в данной школе - явление неординарное. Тем не менее, с 1990 года в школе постоянно действует Детский театр «Буратино» под руководством учителя русского языка и литературы Сперанской И.А (автор этой статьи).
Детский театр Буратино в школе – интернате №4 работает с 1990/1991 учебного года и по настоящее время. За 19 лет работы поставлено в общей сложности 53 спектакля и множество праздников, в которых театр принимал участие ( а руководитель, как сценарист и режиссер). Путевку в жизнь театру дал Анатолий Степанович Кикалов, который и сам часто принимал участие в спектаклях. Театр начинал свою работу, как театр кукол («По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и т.д.). Но наших детей нельзя запирать в ширму, таланты просто хотят выхода самостоятельного, поэтому с 1992 театр стал работать, как драматический, но традиция ставить кукольные спектакли, некоторое время оставалась.
Как руководитель театра могу сказать,что Детский театр - это целая жизнь, совершенно самостоятельная, отдельная от основной работы. . Это в первую очередь- работа над актерским мастерством детей, развитие их творческих способностей, репетиции, репетиции и еще раз репетиции. Зачастую приходиться работать с детьми, в которых эти способности вовсе не развиты, а иногда и отсутствуют. В свой кружок я принимает всех, кто желает попробовать себя в артистической деятельности. И желание работать в театре делает чудеса. На репетициях царит творческая атмосфера. Дети без напоминания бегут на репетицию, готовят декорации. Все костюмы и декорации мы делаем вместе с детьми. Как и положено, любой спектакль должен сопровождаться музыкальным исполнением. И это тоже успешно удается подготовить. Сначала мы писали фонограммы, затем с приходом музыкального работника, все герои пели и танцевали под фортепиано.
Работа в театре нелегкий труд, но всему этому есть награда - успешные выступления!!!
Школа меняется, растет. Театр переживал разные моменты своего развития. Состав труппы был разным. Был период больших творческих побед, когда ставились полноценные спектакли. Был небольшой спад, когда вся труппа не блистала, а только отдельные актеры, т.е. спектакль одного актера.Звезды нашего театра- Белик М,Дубровский С, Соловьева О, Тихонова Ю, Глинкина К, Драч О, Оленев В, Пономарева Н, Кривошеева К, Богомолов О, Петров М.
Сейчас - театр- это слаженный, работоспособный коллектив. И этому мы очень рады мы понимают друг друга, нам интересно делать общее дело.
Любое дело успешно, если постоянно ему служить, работать, не покладая рук, увлекать, убеждать, требовать.
Театр - скорее педагогическое начало, основанное на благоговении перед самим явлением театра и желании в этом жить, это делать. Каждый год для руководителя кружка встает вопрос о планировании своей работы. Свою работу я стараюсь планировать согласно общешкольному плану на год. Вот как это выглядит:
Первая четверть – праздник «Мы принимаем тебя в нашу семью»- 1й спектакль театра на тему « Ученье - неученее».
Вторая четверть - Новогодний праздник – самый большой спектакль.
Третья четверть – казалось бы, самая большая, но именно на нее приходится пик усталости и творческого истощения, однако, в конце четверти – традиционно - праздник «Слава нашим талантам!» на котором театр ставит отчетный спектакль.
Четвертая четверть – День победы. Много лет театр ставил патриотические литературные - музыкальные композиции с элементами театрализации.
Ну и конечно в течение всего учебного года театр также ставил мини сценки для проведения праздников.
Мастерство на сцене отрабатывается непосредственно в процессе работы над конкретным спектаклем, в конкретных ролях. Для больных детей очень сложно, но здесь выручает интерес, желание и талант каждого отдельного ребенка- его амплуа, только ему присущая манера. Есть образы в театре, игру которых доверяют только определенным детям.
В процессе работы отрабатывается дикция, сценическая речь, выразительность, характер, действия, движения, игра во взаимодействие с другими актерами; внимание – вовремя выйти, сказать, уйти, выдвинуть декорации, правильно повернуться и многое другое.
Т. е. выполняются коррекционные задачи.
За 19 лет Детский театр явился творческой лабораторией, способствующей формированию коммуникативных функций и социальной адаптации детей – инвалидов.
Очень важно для детей приобретение уверенности в своих силах, преодолении страха сцены, общения со зрителями (у многих этот процесс проходил очень трудно). Подобная работа помогает детям и в жизни, они становятся более уверенными в своих силах.
Наконец – то на нас обратили внимание в городе. В 2007/2008 учебном году театр учавствовал в проекте от Союза театральных деятелей области и ТЮЗа «Возвращение синей птицы детям – инвалидам». 2008/2009 – проект «Волшебный театр для маленьких актеров и больших чудес» (фонд «Братьев Бандориных»).
2009/2010 – участие части театра в работе творческого объединения «Театр ветра» при ГДТД и М и, как следствии, участие в Городском фестивале «Звездочки Саратова», на котрором этот коллектив получил Диплом лауреата фестиваля.В год участия театра «Буратино» школы-интерната №4 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Саратова в программе «Возвращение «синей птицы» детям - инвалидам, страдающим ДЦП». (Социальная и интеллектуальная реабилитация детей-инвалидов с двигательными нарушениями путем освоения мира Искусства) ребята приобрели много полезных знаний об искусстве.
Наши кураторы Любовь Егоровна Данилова и Алевтина Яковлевна Темкина познакомили нас со многими спектаклями Саратовского академического театра юного зрителя им И.А. Слонова, актерами, режиссерами. Мы посетили выставки в художественном музее им А. Радищева, побывали в цирке, познакомились с директором ТЮЗа, завязали знакомство с театром японской культуры «Асахи» Восточно-Европейского лицея.
Благодаря этой программе мы лучше стали разбираться в искусстве, а посетив мастер-класс народной артистки РФ Риммы Ивановны Беляковой, представили как работают и учатся студенты Театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Мы получили огромный заряд энергии, ведь мы тоже ставим спектакли на нашей школьной сцене. Мы наблюдали хорошую школу, и многое взяли на вооружение.
Хочется отдельно сказать о педагогах школе-интерната №4 помогающих в работе нашего театра. Много лет со дня основания театра сложные декорации и оформление помогает нам выполнять учитель трудового обучения Бережной Виктор Владимирович. Правильно подобрать костюмы и создать новые- Бучарская О.Г. и Барагузина Л.В. Поставить танцы к спектаклям – Мирошниченко Н. П и Белякова Е.П. Музыкальный материал к спектаклю и запись фонограмм делается при помощи музыкального работника школы Самусенко Г.В. долгое время с театром работала музыкант Тюленева О.Е.Большую помощь в работе театра оказывала Копыленко Л.Б и Тараканова Е.Н. Благодаря талантливому, творческому союзу на сцене прошла целая галерея детских сказок. В разные годы были поставлены «Золушка», «Морозко», « 12 месяцев», «Буратино», « Волшебное яблочко», « Снежная королева», « Как стать великаном» и др.
Успешную артистическую деятельность вели и педагоги школы: Каратаев Г.А., Уступкина Н.В., Коткина А.Г., Тихонов А.А. и Белякова Е.П.
Детский театр «Буратино» школы-интерната №4 явился не только творческой лабораторией но и школой способствующей формированию коммуникативной функции и социальной адаптацией инвалидов в общество. Он появился из необходимости открыть для детей дверь в интереснейшую страну населенную сказочными персонажами и возможностью подружиться с ним, самим пожить в сказке. Продолжился из необходимости поддержания интереса и развития творческих способностей у новых поколений детей. Не должен прекратится так как мир каждого ребенка нуждается в сказке, а через творческий труд легче войти в реальность, понимать поступки и слова и просто интересно жить, без страха за то что что- то может не получиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...
Интерактивные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы....
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2
Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....
Методический семинар "Основные методы и приемы моей работы с детьми церебральным параличом
Метод. семинар учителя физической культуры...
Выступление на педсовете. Методы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках предметов гуманитарного цикла.
Выступление на педагогическом совете школы 02.11.2018г....