Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.
статья (6 класс) на тему
Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivaciya_ml._podr.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.
Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной психологией и педагогикой. Рассматривая эту проблему как неотъемлемую часть программы социализации личности аномального ребёнка Л.С.Выготский подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребёнку обеспечивает всё: общение, речь, сознание. Определяя сущность труда, как социально организованного момента, в полной мере раскрывающего для аномального ребёнка мир духовный и мир материальный.
Л.С.Выготский конкретизировал понимание педагогической стратегии. При этом особое ударение делается на то, что качество трудовой деятельности детей с проблемами развитии должно определяться не столько уровнем развития их двигательных навыков, сколько уровнем самостоятельности ребёнка при решении умственных задач, определяющих её содержание. Трудовая деятельность должна рассматриваться с позиции единства реализации, которые образуют, по словам Л.С.Выготского, «мышление и деятельность», интеллектуальный план и его практическое воплощение.
Многолетний опыт работы школы, наблюдения за работой по различным программам, поиск таких содержания и условий обучения труду, при которых преодоление разрыва между двумя сторонами деятельности – интеллектуальной и практической – приобрело бы наиболее выраженный коррекционно-развивающий характер, привели к введению в школе нового вида труда «Художественная керамика».
Первоочередными задачами при переходе на данный вид работы для меня стали:
- Заинтересовать детей этой сферой человеческой деятельности, побуждая тем самым к развитию интереса к данному виду труда.
- Обогатить детей содержательными представлениями о работе гончара, скульптора, керамиста.
- Создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную деятельность по изготовлению изделий.
- Познакомить с новым видом материала и изделиями из него.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании, т.е. были ему интересны.
Интерес выступает как
1.мотив деятельности,
2.и как средство, используя которое можно добиться очень многого.
Мотивация, являясь движущей силой поведения, занимает ведущее место в структуре личности. Она объединяет собственно мотивы, потребности, интересы, стремления, установки. Мотивацией объясняется выбор одного из многих возможных действий, одного из разных вариантов восприятия и содержания мышления.
Кроме того, ею опосредствуются интенсивность и упорство в реализации избранного действия и достижении его результатов.
Мотивационная готовность рассматривается как неотъемлемая часть психологической готовности ребёнка к обучению. Исходя из результатов теоретического и экспериментального исследования, можно заключить, что воздействие на мотивационную сферу ребёнка, в том числе и на формирование мотивации занятия определённым видом труда, может осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность и опосредованно – через личностно значимых субъектов.
Для наших детей наиболее значимыми субъектами являются родители, лица их заменяющие, поэтому участие родителей в процессе формирования мотивационного отношения к учению является особенно ценным.
Поэтому выступление на родительском собрании в 6 и 7 классах было использовано для пропаганды успешности работы детей в этом виде труда. Особенности психики детей групп, выделяемых для работы по программе «Художественная керамика» и психолого- педагогической коррекции детей именно при данном виде труда.
Важно, чтобы сотрудничество с родителями началось как можно на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными.
Наметила 3 подхода в работе с родителями:
1. совершенствование взаимоотношений родителей и детей (вопросы поддержки интереса к данному виду труда, его значение для данного ребёнка, похвала успехов).
2. Привлечение родителей к работе класса (жить интересами детей).
3. Установление связей сотрудничества между школой и семьёй (помощь в ремонте оборудования).
После выступления на родительских собраниях я не могу похвалиться тем, что родители принялись оказывать скорую помощь школе, но настрой детей изменился в лучшую сторону, т.е. со стороны родителей не было помех, что в условиях работы с нашими детьми немаловажно.
Для знакомства с изделиями и новым для детей материалом мы посетили выставку «Глиняная скульптура», послушали экскурсовода. Детей это очень заинтересовало, они по-другому стали относиться к глине, как материалу для работы, увидев возможности воплощения фантазий, эстетическую ценность результатов труда. В конце экскурсии активизировались понятия «мастер», «мастерская». Я поинтересовалась: «Хотели бы вы тоже делать нужные и красивые вещи своими руками? Почему?»
Кроме того, особое внимание детей обращалось на материал и его качества. Дети принимали участие в подготовке материала к занятию, а также необходимого оборудования (доски, стеки, штампики и др.)
Основное содержание обучения было направлено на формирование:
1. Мотивов деятельности и интереса к изготовлению изделий.
2. Ориентировочной основы деятельности, включающей работу над пониманием и осознанием ребёнком цели предстоящей деятельности: умения анализировать образец будущего изделия, осуществлять выбор условий и средств его достижения, умения планировать процесс выполнения задания, контролировать правильность его выполнения по ходу деятельности и в её результате.
3. Способов фиксации практического опыта средствами перцепции, речи, наглядного моделирования.
4. Орудийных действий.
Для обучения на уроках были взяты такие темы:
- Народная игрушка.
- Настенное панно
- Маски.
- Свистульки.
- Ручная лепка сосудов.
Работа по каждой теме включала занятия, отличающиеся мотивационным планом:
- Для себя.
- Для друга.
- Выбери, для кого бы ты хотел сделать.
Наблюдая за работой учащихся, отметила, что дети работают увлечённо, но, осуществляя трудовое задание, действуют по-разному и с разной степенью успеха, в зависимости от того, как они усвоили теоретический материал, научились ориентироваться в условиях деятельности и планировать её.
В помощи учителя нуждаются все учащиеся, причём, необходимы бывают разные её виды. Большинству детей с нарушением интеллекта требуется индивидуальная помощь. И важно видеть на каком этапе занятия какой ученик нуждается в помощи, чтобы его работоспособность была наиболее длительной, и во избежание стрессовых ситуаций. Работоспособность и качество в большой степени зависит от мотивов, которые побуждают ученика к сознательной учебной деятельности. Наблюдая за школьниками в процессе обучения, выделила мотивы личного характера, главным из которых является интерес, вызванный желанием иметь полезную для себя вещь. Это и является стимулом к достижению хороших результатов на 1 этапе работы по теме: делаем сувениры для родных, а плохое изделие домой брать нельзя, На 2 этапе – совершенствование навыка – использую ещё один из личных мотивов – это стремление получить вознаграждение за свой труд в виде хорошей оценки, похвалы.
Как правило, у детей и подростков на второй план отступают мотивы достаточно для них отвлечённые, обусловленные чувством долга, такие как понимание необходимости получить определённые знания, умения и навыки для дальнейшей трудовой жизни.
Мотив создания условий для собственного благополучия в большей степени выступает активизирующей силой, способствующей непреднамеренному усвоению школьниками теоретического и практического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»
Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...
Формирование мотивации учебной деятельности подростков.
В данной статье рассказывается об интересном эксперименте, показывающем наглядно, по каким принципам должна строиться вербальная оценка учителя для повышения учебной мотивации подростков....
Сообщение "Формирование предметно-практической деятельности у детей, имеющих отклонение в развитии".
Коррекционно-педагогический подход к работе с детьми с проблемами в развитии предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для реабилитации ребенка. Как показывает опыт...
Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков
В современном, постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля. В деятельности человека проявляется с...
Мотивация учебной деятельности обучающихся подростков
В современном, постоянно меняющемся мире на первый план выходит не просто обучение учащегося, а личность обучающегося, как будущего активного деятеля. В деятельности человека проявляется с...