Формирование мотивации учебной деятельности подростков.
статья на тему
В данной статье рассказывается об интересном эксперименте, показывающем наглядно, по каким принципам должна строиться вербальная оценка учителя для повышения учебной мотивации подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsii_uchebnoy_deyatelnosti_podrostkov.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации учебной деятельности подростков.
Тема формирования мотивации учебной деятельности подростков представляется нам чрезвычайно актуальной. В педагогическом арсенале есть много способов воздействовать на мотивацию учащихся, но ,зачастую, многие из они имеют кратковременный характер действия и не влияют на внутренние, глубинные установки учащихся. В данной статье рассматривается способ формирования педагогом внутренней мотивации учащихся, испытывающих неудачи в обучении. В основе этого способ лежит положение, сформулированное зарубежными психологами Р.М. Райан, Е.Л.Десси, И.Р.Конел, о положительном влиянии на мотивацию следующей причинной схемы: неуспех всегда должен объясняться недостаточными усилиями. Российский практический психолог Е.Б.Гончарова провела интересное исследование, целью которого явилось изучение возможности формирования мотивации учебной деятельности подростков.
Исходная гипотеза заключалась в том, что у подростков возможно формирование оптимальной причинной схемы «неуспех – недостаточность усилий».
Для проверки названной гипотезы было организовано исследование, объектом в котором выступили учащиеся 7-8 классов одной из средних школ Ивановской области. В эксперименте приняли участие 44 учащихся в возрасте 13-14 лет.
В процессе исследования использовались метод беседы и метод формирующего эксперимента.
Цель беседы заключалось в том, чтобы познакомить учителей, согласившихся принять участие в формирующем эксперименте, с природой и действием причинных схем при объяснении учащимися своих школьных неудач. В ходе нескольких бесед с 7-ю учителями-предметниками ( учителями алгебры и геометрии, истории, географии, физики, русского языка и литературы, английского языка, черчения) им были разъяснены особенности психологической причинности.
Согласно общепринятым представлениям, люди по-разному воспринимают и объясняют причины своих действий и поступков. Наиболее типичными объяснениями человеком причин неуспешности своих действий являются следующие: недостаточность способностей, недостаточность усилий, трудность контрольного задания, отсутствия везения.
Из всех перечисленных факторов «неуспеха», только «усилие» - единственная причина, которая находится под волевым контролем человека, и, следовательно, она образует единственную причинную схему, не формирующую у учащихся неуверенности в себе, в своих возможностях улучшить результаты.
В процессе эксперимента было решено изменить характер той обратной связи, которую эти учащиеся обычно получали от учителей при ответах и разборах домашних заданий. Было решено, что любые неудачи учащихся экспериментальной группы будут оцениваться и комментироваться учителями следующим образом: «Ты сможешь ответить (сделать) лучше, если ты…приложишь больше усилий».
Цель формирующего эксперимента состояла в том, чтобы так изменить субъективные представления учащихся о причинах школьных неуспехов, чтобы любые причинные объяснения заменить лишь одним – недостаточностью собственных усилий. Этот эксперимент продолжался несколько месяцев (с 5 октября 1998 года по 24 апреля 1999г.).
Перед началом и после окончания формирующего эксперимента подросткам экспериментальной и контрольной групп было предложено ответить на следующий вопрос: «Чем вы объясняете свои школьные неуспехи?» Предполагалось четыре возможных варианта ответа:
- Недостаток способностей.
- Недостаток усилий.
- Трудность контрольного задания.
- Отсутствие везения.
Полученные в ходе исследования результаты позволяют сделать вывод о том, что в сравнении с учащимися контрольной группы учащиеся экспериментальной группы начали в большей степени, чем раньше, приписывать свои неуспехи недостатку усилий.
Причинные схемы | До начала эксперимента | После окончания эксперимента | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Неуспех – отсутствие способностей | 10 человек 45,4% | 10 человек 45,4% | 2 человека 9% | 9 человек 40,9% |
Неуспех – трудность задачи | 7 человек 31,8% | 8 человек 36,3% | 2 человека 9% | 7 человек 31,8% |
Неуспех – отсутствие везения | 1 человек 4,5% | 2 человека 9% | 1 человек 4,5% | 4 человека 18,1% |
Неуспех – отсутствие усилий | 4 человека 18,1% | 2 человека 9% | 17 человек 77,1% | 2 человека 9,0% |
Полученные результаты были таковы: при объяснении причин школьных неуспехов 9% учащихся контрольной группы использовали схему «неуспех – недостаточность усилий» до и после эксперимента; в то время, как в экспериментальной группе до начала эксперимента 18,1% учащихся использовали схему «неуспех – недостаточность усилий», а по завершении эксперимента – 77,1% учащихся. Таким образом, в было установлено, что в ходе формирующего эксперимента произошли существенные изменения у подростков экспериментальной группы: число учащихся, приписывающих свои школьные неуспехи недостатку усилий, увеличилось на 59,2%.
Эти данные подтверждают идею о том, что наилучшей для сохранения и развития мотивации учебной деятельности в ситуациях неуспеха является причинная схема «неуспех – недостаточность усилий».
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что учителя и педагоги могут и должны в процессе вербального оценивания помогать учащимся формировать внутреннюю учебную мотивацию, объясняя причину «неуспеха» недостаточностью их собственных усилий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии.
Разработана система работы по формированию мотивации учебной деятельности младших подростков с отклонениями в развитии....
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВМотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимали...
Современные педагогические технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках физики
В сфере образовательной политики и методологии развития образования обозначился переход от парадигмы знаний, умений, навыков к системно- деятельностной парадигме образования, следовательно...
Условия формирования мотивации учебной деятельности школьников
В статье рассматриваются условия формирования мотивации учебной деятельности и влияние педагогической оценки на формирование личности неуспевающих детей. Приводятся советы американского профессора Г.О...
Статья по теме: «Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения»
Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования мотивации учащихся к обучению, поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению обр...
Формирование мотивации учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики
Формирование у учащихся с ограниченными возможностями положительного отношения к процессу обучения....
Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика.
Доклад по теме "Мотивация учебной деятельности подростков. Особенности и динамика"...