Формирование навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста
консультация
После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_zvukovogo_analiza.docx | 46.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Консультация на тему:
«Формирование навыков звукового анализа»
Составила:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Каляан Наталья Викторовна
с. Мильково
2024 г
После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Этапы работы по формированию навыков звукового анализа При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ. |
Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные обозначают гласные звуки, синие - твердые согласные, зеленые - мягкие согласные), в речевом плане, по представлению. Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно. Слова, которые не следует давать для анализа: слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными, т.к. в этом случае написание слова расходится с его произнесением, значит слово трудно для анализа. Ниже приводится перечень слов, в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа. |
Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове) А: адрес, Алла, Анна, август, азбука, аист, ангел. О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь. У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей. И: Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра. Э: Эля, эхо, эта, это, этот. Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове) А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран. О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон. У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук. И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис. Ы: дым, сын. Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове) Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна. М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска. Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки. Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове) К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток. П: сироп, укроп, карп, суп. Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет… |
Слова для полного звукового анализа Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох. Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом. Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши. Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси. Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист. Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка. Слова из трех открытых слогов: корова, лопата. «Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком. «Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. «Начало, середина, конец»: взрослый произносит слова со звуком Т (или другим глухим звуком), а ребенок произносит одно из слов (начало, середина, конец), в зависимости от положения звука в слове. «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков звукового анализа при алалии
разработка поможет сформировать первоначальные звуковые навыки у детей с алалией...
Презентация " Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза".
Презентация " Развитие и формирование навыков фонематического анализа и синтеза". Консультация для воспитателей....
Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".
В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи».
Дети с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками звукослогового анализа и синтеза, прежде всего, дифференцировать звуки при восприя...
Статья по теме: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями и их коррекция через реализацию комплекса коррекционно-развивающих за...
тЕХНОЛОГИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Система работы по формированию фонематических процессов у дошкольников...
Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры ...