Работа со справочной лингвистической литературой. Диагностические тесты
методическая разработка по теме
Тесты по темам "Орфоэпия", "Лексика", "Фразеология", "Морфемика и словообразование".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ф.И. ученика, класс:______________________________________________
Диагностический тест по орфоэпии
1. Ударение в слове может падать:
а) на первый слог; в) на третий слог;
б) на второй слог; г) на любой слог.
2. В орфоэпическом словаре можно узнать:
а) как правильно пишется слово;
б) как правильно произносится слово;
в) что обозначает слово;
г) из каких морфем состоит слово.
3. В русском языке гласных звуков:
а) 10 ударных; в) 6 ударных;
б) 7 ударных; г) 5 ударных.
4. В русском языке нет безударного гласного звука:
а) [а]; в) [о];
б) [у]; г) [и].
5. Подчеркните правильные варианты произношения:
а) [хоч'ьм]; в) [стр'иг'от];
б) [хат'им]; г) [стр'ижот] .
6. Какие термины произносятся с мягким согласным перед e?
а) тире; г) морфема;
б) дефис; д) фонетика.
в) термин;
7. Подчеркните только ту букву ч, на месте которой
износится [ш]:
а) скучный; в) конечный;
б) конечно; г) Ильинична.
8. Где правильно расставлены ударения? Выберите ответ:
а) алфавит, магазин, предмет, портфель;
б) алфавит, магазин, предмет, портфель;
в) алфавит, магазин, предмет, портфель;
г) алфавит, магазин, предмет, портфель.
- Укажите слова, в которых произношение расходится с
написанием:
а) дом; г) караван;
б) лодка; д) что;
в) столб; е) цыган.
10.В каком слове выделенная буква обозначает твердый
согласный?
а) тетрадь;
б) морфема;
в) шоссе;
г) музей.
Для справки. В задании 6, вариант «б», слово де фис может произноситься как мягко, так и твердо.
Ф.И. ученика, класс:______________________________________________
Тест по теме «Лексика»
1. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые
по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению?
а) многозначные;
б) синонимы;
в) омонимы;
г) антонимы.
2. Как называются слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?
а) многозначные;
б) омонимы;
в) синонимы;
г) антонимы.
3. Диалектные слова — это…
а) словарный запас языка;
б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной
специальности, профессии;
в) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;
г) новые слова, возникшие в языке;
д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
4. Как называются слова, объединенные в данные груп пы слов: начало—конец; холод—жара; свет—тьма ?
а) профессионализмы;
б) неологизмы;
в) синонимы;
г) антонимы.
5. В каких примерах выделенные слова имеют прямое значение?
а) цветущий сад;
б) тяжелый характер;
в) бегающие дети;
г) часы бегут.
6. В каких примерах выделенные слова имеют переносное значение?
а) замкнутый характер;
б) холодный чай;
в) холодный взгляд;
г) мягкое кресло.
7. Найдите оттенки коричневого цвета:
а) каштановый;
б) гранатовый;
в) шоколадный;
г) мышиный;
д) травяной;
е) карий.
8. Учитывая лексическое значение слов, укажите слово, в котором пишется о:
а) пол...скать белье;
б) ч...стота в доме;
в) пол.. .скать ребенка.
9.Учитывая лексическое значение слов, укажите слово, в котором пишется я:
а) разр.. .дить грядку;
б) посв.. .тить фонариком;
в) посв.. .тить себя науке.
10. В каком ряду не все слова являются синонимами?
а) подарок, дар, гостинец;
б) поэт, стихотворец, певец;
в) нарядиться, разодеться, расфуфыриться.
11. Какая пара слов не является антонимами?
а) густой - редкий;
б) радоваться - горевать;
в) быстро - медленно;
г) цветок - дерево.
12. Укажите слово-омоним:
а) дерево;
б) ручка;
в) небо.
13. Укажите значение диалектного слова бурак:
а) бурый;
б) буря; \
в) свёкла.
14. В каком предложении использовано профессиональное слово?
а) Поезд медленно едет, постукивая колесами.
б) Художник не может обойтись без мольберта.
15. Укажите слово, заимствованное из английского языка:
а) август;
б) компьютер;
в) бумага.
16. Укажите слово, заимствованное из латинского языка:
а) аквариум;
б) диск;
в) телевизор.
17. Подберите к устаревшим словам синонимы из правой колонки (подставьте буквы к цифрам):
1.очи А) говорит;
2.чело Б) палец;
3.уста В) глаза;
4.перст Г) можно;
5.глаголет Д) губы;
6.льзя Е) лоб.
- Отредактируйте предложение, вычеркнув лишнее.
Художник написал свой автопортрет.
- Приведите 2—3 примера слов с иноязычной частью
логос- (логия);
__________________________________________________________________
20. К диалектным словам подобраны общелитературные.
Они являются:
а) омонимами;
б) антонимами;
в)синонимами?
Литовка (сев.) — большая коса, используемая на сельхозработах.
Векша (сев.) — белка.
Понева (южн.) — юбка.
Кочет (каз.) — петух.
Чирики (каз.) — обувь
Ф.И. ученика, класс:______________________________________________
Тест по теме «Фразеология»
1. Фразеологизмы – это…
а) устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;
б) устаревшие слова;
в) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности.
2. Каким знаком обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?
а) б) в)
3. В каком еще словаре разъясняется значение фразеологизмов?
а) в этимологическом;
б) в словообразовательном;
в) во фразеологическом словаре;
г) в словаре омонимов.
4. В каких предложениях есть фразеологические обороты ?
а) «Я тебе покажу, где раки зимуют», — сказал рас серженный папа.
б) Птицы зимуют в теплых краях.
в) Герасим стоял как вкопанный.
г) Капли росы поблескивали на солнце.
5. Укажите значение фразеологизма держать язык за зубами:
а) быть везучим, счастливым;
б) таить зло;
в) помалкивать, хранить тайну.
6. Объясните значение фразеологических оборотов:
а) кожа да кости —______________________________________________
б) на всех парусах —_____________________________________________
б) рукой подать —______________________________________________
г) из рук валится —_____________________________________________
7. Из данных фразеологических оборотов составьте и
запишите пары, противоположные по смыслу:
жить душа в душу —____________________________________________
на ночь глядя —________________________________________________
не видно ни зги —______________________________________________
жить как кошка с собакой —_____________________________________
чуть свет —____________________________________________________
не покладая рук —______________________________________________
сидеть сложа руки —____________________________________________
хоть иголки собирай — _________________________________________
8. Закончите фразеологические обороты:
а) дрожит как___________________________________________________
б) знать как
в) сидеть_____________________________________________________
9. Какими синонимами можно заменить фразеологизм спустя рукава?__________________________________________________________
10. К данным выражениям подберите синонимические фразеологизмы.
Чувствовать себя неловко —______________________________________
Жизнь идет обычно —___________________________________________
Встречал часто —______________________________________________
11. Замените слова фразеологизмами:
метко —_______________________________________________________
тесно —_______________________________________________________
темно —_______________________________________________________
молчать —_____________________________________________________
Ф.И. ученика, класс:______________________________________________
Тест по теме «Морфемика и словообразование»
1. Укажите слово, состоящее из четырех морфем:
- осадок;
- пришкольный;
- предрассветный.
2. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, одного суф-
икса и окончания:
- обещание;
- принесший;
- выпачканный.
3. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффик--
сов и окончания:
- передышка;
- сторожка;
- вымазать.
4. Укажите лишнее слово среди однокоренных:
- прилечу;
- вылечить;
- перелетный.
5. Укажите слово, неправильно разбитое на морфемы:
- при-мор-ск-ий;
- свиреп-ость;
- от-рез-ать.
6. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:
1) нахлебник;
- настаивать;
- развязать.
7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом:
- загубить;
- домик;
- подземный.
8. Укажите слово, образованное приставочным способом:
- представитель;
- расчетливость;
- разыскать.
9. Укажите слово с суффиксом -чик:
- штампов...ик;
- свар...ик;
- объезд...ик;
- камен...ик.
10. Укажите слово с суффиксом -н-:
- истинный;
- золоченый;
- куриный;
- свиной.
11. Назовите способ образования существительного готовность:
- суффиксально-префиксальный;
- суффиксальный.
12. Укажите слово с приставкой не-:
- негодовать;
- невзгоды;
- нескромный.
13. Укажите слово, состоящее из максимального числа морфем:
- предрассветный;
- беспроигрышный;
- понавыдергивали.
14. Укажите слово, состоящее из одной морфемы:
- завтра;
- никогда;
- красиво;
- снова.
15. Укажите слово с нулевым окончанием:
1) мысли;
2) хорошо;
3) выбежал.
16. Укажите слово, образованное при помощи перехода из одной части речи в другую:
- рабочий (костюм);
- (молодой) рабочий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.
Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических словарей....
Урок-детектив по работе со справочной литературой "Записка Шерлоку Холмсу"
В данной методической разработке представлен урок русского языка по работе со справочной литературой. В современном обществе с его быстрым ростом объёма информации трудно переоценить умение чётк...
Работа со справочной литературой
Чем раньше школьник заведет дружбу со словарями, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Долг учителя – помочь ему в этом. ...
Диагностический тест для подготовки учащихся 5 класса к работе МЦКО
Данный тест позволяет определить уровень усвоения текущего материала по русскому языку и помогает подготовить учащихся к работе МЦКО...
Исследовательская работа "Проблемы футуризма в лингвистической литературе"
Искусство является неотъемлемой частью нашей жизни. Порой мы можем не замечать его проявлений, но это все равно не исключает его влияния на нас. Музыка, скульптура, живопись, театр, литература и много...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Статья посвящена теоретическим аспектам изучения языковых способностей в лингвистической литературе....
Диагностическая работа для контроля по литературе в 5 классе 2023-2024 учебный год
Диагностическая работа для контроля по литературев 5 классе 2023-2024 учебный год...