Урок-детектив по работе со справочной литературой "Записка Шерлоку Холмсу"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
В данной методической разработке представлен урок русского языка по работе со справочной литературой. В современном обществе с его быстрым ростом объёма информации трудно переоценить умение чётко и правильно пользоваться справочной литературой. Обычно на выработку этого умения напрвлена фрагментарная работа на уроках : использование орфографических словарей при анализе диктантов, толковых - при изучении лексики. Однако, как показывает практика, этого недостаточно. Поэтому возникла идея проведения урока, полностью посвящённого работе со справочной литературой. Предлагаемый урок-детектив - один из способов придать работе с несколькими словарями увлекательность, а также целостность и системный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_rabote_so_spravochnoy_literaturoy.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по работе со справочной литературой «Записка Шерлоку Холмсу»
Форма: урок-детектив
Класс: 6
Цели: 1) научить пользоваться справочной литературой;
2) развивать умение давать точное определение значения слова; уместно употреблять в речи те или иные языковые средства;
3) привлечь внимание учащихся к использованию словарей
Материал к уроку: «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова;
«Школьный толковый словарь» М.С.Лапатухина;
«Русские фразеологизмы в картинках» М.И.Дубровина;
«Фразеологический словарь русского языка» А.И.Молоткова;
«Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жукова;
«Словарь-справочник лингвистических терминов» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой; «Учебный словарь сочетаемости слов русского языка» под ред. П.Н.Денисова; «Этимологический словарь русского языка» Г.П.Цыганенко
Ход урока
1. Разминка – «Диалог с иностранцем». В роли иностранца выступает один из учеников. Он говорит на ломаном русском языке (который одноклассники корректируют), иногда используя английские выражения для создания полной правдоподобности.
Иностранец. Я сегодня услышал новое русское слово «стул». Что есть такое стул? Ай донт ноу.
1-й ученик. Стул – предмет, на котором сидят.
Иностранец. О! Я хорошо знаю русская фольклор. Как в сказке есть: «Сяду на пенёк, съем пирожок». Значит, стул – то же, что пенёк?
2-й ученик. Во-первых, фольклор – слово мужского рода, надо говорить русский фольклор. Во-вторых, стул – не пенёк, а предмет мебели, на котором можно сидеть.
Иностранец. Я кэн видеть, как вы на перемене сидельи на этот предмет (указывает на парту). Это есть мебель? Стул?
3-й ученик. Мебель, на которой не просто можно сидеть, а которая предназначена для этого.
Иностранец. Тогда вот это есть стул? (указывает на табурет)
Ученики уточняют: «со спинкой», «для одного человека». Таким образом, определение слова приобретает характер истинно толкового.
2. Далее работа идёт от противного. Иностранец читает в словаре С.И.Ожегова словарную статью, а учащиеся должны назвать соответствующее слово.
Иностранец. -Уот из зис (что это такое)?:
- Вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких вещей, денег. (Ответ: карман)
- Формовой, обычно чёрный, хлеб. (Ответ: буханка)
3. Другой учащийся, исполняющий роль Шерлока Холмса, «узнаёт» в иностранце доктора Ватсона и обращается к нему.
Шерлок Холмс. - Дорогой друг, вынужден оторвать Вас от увлекательного занятия. Есть дело важнее. Обратите внимание на эту записку. Её принес таинственный незнакомец. Помните нашумевшую историю с пляшущими человечками, из которой мы с вами вышли с честью? Нынешняя шифровка, пожалуй, будет сложнее. Нам с вами потребуется знание русского языка и умение работать со словарями и справочниками. Боюсь, без помощи ребят нам не обойтись.
Ватсон (берёт записку в руки). Какая-то абракадабра!
Ш.Холмс. Ошибаетесь, это оригинально зашифрованный текст.
4. Класс разбивается на группы в соответствии с имеющимися словарями: этимологическими, толковыми и т.д. Каждая группа получает задание от детективов и под их руководством выполняет соответствующие исследования.
Учитель заранее составляет тайный текст:
1 … 2 .. и 3 … 4 ..льга 5 ..зал 6 … 7 минут 8 … 9 .. и
Ученики должны расшифровать запись, используя словари и располагая следующей информацией, предоставленной им учителем.
Учитель. Всего слов девять.
Первое пропущенное слово есть в данных фразеологических оборотах: … под солнцем, взять с … в карьер, не находить себе … .
В школьном толковом словаре под ред. М.С.Лапатухина первое значение этого слова – пространство земной поверхности. В словаре русского языка С.И.Ожегова второе значение этого слова – местность.
Второе слово оканчивается на –и; антоним слова «проводы».
Третье слово. Второе его значение по словарю синонимов О.С.Ахмановой – предать (стать предателем).
Четвёртое слово. Его корень в современном языке без не не употребляется. Возник он на основе существительного льга – свобода. Образование слова подобно образованию слова нелепо, где лепо – красиво. (Вспомните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»: Лепота! – зачит красота).
Пятое слово исторически состоит из двух корней, второй из которых – зал первоначально обозначал место общественных увеселений.
Шестое слово – числительное, имеет корень сто, но меньше ста. Существует в языке место другого, более «логичного» числительного.
Седьмое по счёту слово известно – минут.
Восьмое слово – синоним слова «финал», в то же время является однокоренным ему. В словаре русского языка С.И.Ожегова имеет значение: первый момент какого-нибудь действия, явления.
Девятое слово раньше имело значение ничего не делать. Сейчас в русском языке обозначает несколько дней, а в украинском – один день.
После того, как с заданием ознакомились все, Шерлок Холмс и Ватсон начинают расследование: дают конкретные задания группам и по ходу работы вступают с ними в диалог, анализируя результаты.
Группы работают параллельно по разным словарям.
1-я группа. (Дубровин М.И. «Русские фразеологизмы в картинках»):
- Возьмём второй фразеологизм. В нём известна начальная буква в. Смотрим на в: взять быка за рога, взять себя в руки, взять слово… С предлогом с фразеологизма нет.
2-я группа. (Молотков А.И. Фразеологический словарь русского языка):
- Можем действовать только путём подбора и сверки, потому что словарные статьи построены гнёздами по опорным словам…
3-я группа. (Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка):
- Взяв за основу третий фразеологизм, открываем словарь на букву н: не находить себе места. Значит, первое слово – «место».
Ватсон. Во втором слове известно окончание -и.
Ш.Холмс. –И- может быть и суффиксом. Это морфема.
Группы по словарю-справочнику лингвистических терминов Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой уточняют понятие «морфема», выясняют, входит ли в него окончание.
Учитель. По-моему, вы идёте ошибочным путём. Это загадочное и запутывает вас (на доске приготовленная запись; можно показать через компьютер в виде слайда):
- И – тематическая гласная окончаний глаголов II спряжения, она же союз, она же суффикс повелительного наклонения глагола, она же гласная в корнях бир-пир, дир-тир и др. Перед суффиксом –а она же – окончание существительных в родительном, дательном и предложном падежах 3-го склонения, она же – окончание существительных множественного числа с мягкой основой и т.д
Шерлок Холмс. Нет, это вы хотите нас запутать. Здесь всё очень просто. В Словаре сочетаемости посмотрим статьи на слово «место».
1-я группа. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка под редакцией П.Н.Денисова: Место (чего) работы, службы, отдыха…встречи… Есть! Логичная связка: Место встречи! Совпадает и другая примета: антоним слова проводы.
Третье слово. Известно второе значение слова – предать. Подбираем синонимы по словарю: предать кого-нибудь – изменить чему-нибудь… Смотрим по словарю синонимов слово «изменить», убеждаемся, что в словарной статье его второе значение – предать. Итак, третье слово в шифровке - «изменить»!
Четвёртое слово. Вспоминаем ряд слов, которые без не не употребляются: невежа, неряха, нельзя, нелепо… Второй путь: логически (да и формально: льга – льзя г/з) можно выйти сразу на слово «нельзя»! Проверим затем версию по этимологическому словарю: «Древнее нельзя представляло собой сочетание отрицания не с сущ. льга «свобода» в форме дательного падежа единственного числа. Перед гласным переднего ряда в нём задненёбный звук г изменился в з (Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка).
Пятое слово. Из грамматического словаря выписываем слова на –зал: танцзал, спортзал, курзал, кинозал, аванзал, автовокзал, аэровокзал, вокзал. По этимологическому словарю определяем, какое из них обозначало место общественных увеселений. Это слово «вокзал»!
Шестое слово. С корнем – сто-, меньше ста – только девяносто, которое логичнее было писать девятьдесят, как семьдесят, восемьдесят) и которое, кстати, в старославянском языке так и писалось.
Седьмое слово известно – это минут.
Восьмое слово. Смотрим по словарю синонимов синонимы к слову финал: окончание, завершение, конец. Их антонимы: начало, почин, старт… Смотрим по этимологическому словарю: конец и начало – это антонимы и в то же время однокоренные слова.
Девятое слово. На слово «неделя» выходим путём рассуждений. Не делать – неделя. В украинском недiля - воскресенье, то есть один день, в русском неделя – семь дней. Проверяем по этимологическому словарю.
5. - Итак, вся тайная запись известна: Место встречи изменить нельзя. Вокзал, 90 минут, начало недели (то есть в понедельник, в 1 час 30 минут).
– Итак, ребята, благодаря умению работать с разнообразными словарями и справочниками мы смогли отгадать столь загадочную зашифрованную запись. Значит, с помощью словарей мы можем многое узнать.
6. Домашнее задание: Придумайте свою зашифрованную запись; будьте готовы указать источники (словари и справочники), которые могут помочь при расшифровке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "По следам Шерлока Холмса
Игру возможно проводить во время недели английского языка. Она расчитано на учащихся, которые занимаются по УМК VI Афанасьевой. Учащи еся решают забавные головоломки, основанные на лексике учебника....
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
Сценарий спектакля "Новогоднее дело Шерлока Холмса и доктора Ватсона" для 6 класса был написан мною в декабре 2007 года по рассказам Артура Конан Дойля, по их экранизации (р...
Интеллектуальное шоу" Шерлок Холмс и черный ящик"
Внеклассное мероприятие для 9-11 классов , в рамках проведения недели математики.Цель: развитие логического мышления и познавательной деятельности;развитие интереса к предмету; ...
Задачи Шерлока Холмса
Интерактивная игра-путешествие по маршруту (для интерактивной доски)[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3209051","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336"...
Интерактивная игра для учащихся 8-х классов "Турнир Шерлоков Холмсов"
В сфере воспитания коллективные творческие дела занимают особое место. Эта замечательная технология учитывает психологию ребят разного возраста, предполагает активное участие каждого в разработке и пр...
интеллект-шоу "Шерлок Холмс и чёрный ящик"
Внеклассное мероприятие по математике,призванное заинтересовать учащихся предметом...
Интеллектуальная игра. «Шерлок Холмс вновь идет по следу»
Сценарий заключительного мероприятия "Неделя информатики"...