Олимпиада к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова
олимпиадные задания (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника. Путешествие в мир Чехова.
Начало.
Сегодня у нас праздник «Путешествие в мир Чехова». Он посвящен 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.
- В каком году родился Чехов?
Давайте сосчитаем
Какой сейчас год?
+2010
- сколько лет прошло со дня рождения писателя?
+ 150
- получается 1860 год
-Внимательно смотрите на экран (презентация)
У нас игра по станциям. Будет 4 команды. (На каждой станции вы будете получать баллы. Выиграет та команда, которая получит больше всего баллов.)
1 я команда – «Профи» Капитан команды – Полумирская Анна.
Собери членов своей команды. (Уля)
2я команда «Умники и умницы» капитан команды – Волкова Марина
Собери членов своей команды. (Таня)
3я команда «Находчивые ребята» К.к – Маршан Игорь
Собери свою команду.(Катя)
4я к – «Магистры» К.к. Осокина Алла.
Собери свою команду.(Леся)
Каждая команда получит маршрутный лист (раздаются листы и эмблемы)
Когда игра закончится, мы вернемся на 3 этаж и подведем итоги.
Посмотрите в свои путевые листы, какая станция первая и отправляйтесь в путь. Желаем вам удачи.
- СТАНЦИЯ «Визитная карточка»
Ведущий: Антон Павлович Чехов написал много рассказов. Вы читали рассказы Чехова
+: Да
-: Какие рассказы вы читали?
+ Каштанка, Дядя Ваня…..
- Наша станция называется «визитная карточка» . Наше первое задание вам нужно рассмотреть все предметы (предметы лежат на столе) и выбрать предметы, которые как-то связаны с рассказом «Каштанка». Предметы, которые являются «визитной карточкой» рассказа. За каждый правильно названный предмет вы получите 1 балл.
Предметы:
- ошейник,
- клоунский нос,
- инструменты (столяра),
- перо гусиное,
- картина египетской пирамиды,
- коробочка с опилками и стружками.
- билет в цирк
- сахар
- буква -п-
(за каждый правильный предмет 1 балл)
- Наше второе задание:
- Сейчас будем смотреть мультфильмы. Вам нужно угадать про какой рассказ Чехова мультфильм.
1. Каштанка
2. Ванька Жуков
3. Человек в футляре.
- Станция «Чеховские рассказы и их герои».
- Здравствуйте.
+ Здравствуйте.
- Наша станция называется «Чеховские рассказы и их герои». Вам нужно выполнить задания.
Разминка:
Ответь на вопросы по биографии А. П. Чехова и узнай названия рассказов:
На столе перевернутые карточки. На слайде вопрос. Каждый правильный ответ, дает возможность узнать часть названия, другую часть ребята говорят сами.
1 Вопрос: В каком году родился Чехов?
(1860 год.)
Первая карточка: Лошадинная ….
2 Вопрос: Где учился А. П. Чехов?
(Сначала в гимназии, в городе Таганрог, затем в Москве в университете)
Толстый и ….
3 Вопрос: Кем по профессии был Чехов?
(Врач)
Каш….
4 Вопрос: Псевдоним А. П. Чехова?
(Антоша Чехонте)
Бело….
За разминку за каждый правильный ответ по 1 баллу. (Всего 4)
1)Первый конкурс называется «Угадай кто и откуда» (учащиеся должны угадать героя рассказа и назвать название рассказа).
На слайде появляются описания героев:
- Девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать.
(Ванька).
На слайде появляется изображение Ваньки.
- В Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних, саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу.
(Овсов – Лошадинная фамилия).
- И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенно замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
(Чечевицын - Мальчики).
- «Губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем». (Толстый – Толстый и Тонкий).
За каждый правильный ответ по 2 балла (Всего 8)
2) Второй конкурс «Зашифрованное название»
Учащимся необходимо угадать по цитатам названия произведений.
- «Взбудоражилась вся усадьба. Нетерпеливый, замученный генерал пообещал дать пять рублей тому, кто вспомнит настоящую фамилию, и за Иваном Евсеичем стали ходить целыми толпами…».
(Лошадинная фамилия).
- «Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами». (Мальчики).
- «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался». (Ванька).
- «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын». (Толстый и Тонкий).
За каждый правильный ответ по 1 баллу (Всего 4).
3) Третий конкурс «По иллюстрациям отгадай название рассказа»
- Белолобый
- Каштанка
- Ванька
За все отгаданные иллюстрации 4 балла (Всего 4)
За прохождение станции максимум 20 баллов.
Станция: страницы из жизни и творчества Чехова
Здравствуйте, ребята.
Добро пожаловать на станцию «Страницы из жизни и творчества Чехова». Во время игры я буду задавать вам вопросы, и если вы будете отвечать правильно, будете получать баллы. Смотрите на экран, там будут появляться вопросы. На каждый вопрос у вас немного времени. Нужно успеть ответить на все вопросы правильно, чтобы победить. Желаю вам удачи!
Вопросы:
- В каком городе родился, провёл детство, отрочество, юность А.П. Чехов?
- В Таганроге
- В каком крымском городе находится дом-музей А.П. Чехова?
- В Ялте
- Исправь ошибки в тексте:
Антон Иванович родился в многодетной семье купца. Чехов учился в гимназии и помогал сестре в торговле. После окончания гимназии он уехал в Москву учиться на пианиста. В это время он начал писать небольшие рассказы, шутки.
- Какое животное стало причиной скандала в рассказе Чехова «Хамелеон»?
- Собака
- В каком произведении герои Иван Иванович, Фёдор Тимофеевич и Тётка вовсе не люди, хотя и носят человеческие имена?
- «Каштанка», А.П. Чехов
- Назовите лошадиную фамилию, которую вспоминал герой одноимённого рассказа А.П. Чехова:
а) Уздечкин;
б) Копытин;
в) Коневский;
г) Овсов.
- Какой рассказ есть у Чехова?
а) «Толстый и тонкий»;
б) «Высокий и низкий»;
в) «Умный и глупый»;
г) «Старый и молодой».
- Писатели, делая собак персонажами своих произведений, стремились показать стороны характера человека. Какой из этих литературных шедевров с четвероногими героями принадлежит перу А.П. Чехова?
а) «Белый пудель»;
б) «Му-му»;
в) «Каштанка»;
г) «Белый Бим Чёрное Ухо».
- Как звали собаку в произведении Антона Павловича Чехова?
а) Блондинка;
б) Шатенка;
в) Брюнетка.
г) Каштанка.
- Назовите юного героя рассказа А.П. Чехова, однофамильца знаменитого маршала Советского Союза.
- Ванька Жуков из рассказа «Ванька»
- В ночь перед каким праздником Ванька Жуков написал письмо дедушке в рассказе А.П. Чехова?
а) Пасха;
б) Масленица;
в) Рождество;
г) Крещение.
- Кто укусил за палец золотых дел мастера Хрюкина, героя чеховского рассказа «Хамелеон»?
а) Котёнок;
б) Щенок;
в) Щука;
г) Ребёнок.
- Персонажем какого рассказа Чехова является полицейский Очумелов?
- «Хамелеон»
- Кем по профессии был хозяин Каштанки из рассказа А. П. Чехова «Каштанка»?
а) Кузнецом;
б) Столяром;
в) Дрессировщиком;
г) Врачом.
Из какого произведения строки?
- «Надумал, ваше превосходительство! Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного!»
- «Лошадиная фамилия»
- «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул»
- «Ванька»
- «В гимназии вместе учились! Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо»
- «Толстый и тонкий»
Начисление баллов.
За вопросы:
- Назовите юного героя рассказа А.П. Чехова, однофамильца знаменитого маршала Советского Союза.
2. Из какого произведения строки?
Начисляется по 2 балла.
За остальные по 1 баллу.
- Станция « Отгадайка»
Максимальное число баллов: 20
Задание № 1- отгадать кроссворд
За каждое правильно угаданное слово – 1 балл.
Кроссворд нарисован на листах бумаги формата А2, по одному образцу для каждой команды. Вопросы к кроссворду написаны на доске.
Вопросы:
1. В каком городе родился А.П.Чехов? (Таганрог)
2. В какой город переехал Чехов после окончания гимназии? (Москва)
3. Кем (по профессии) хотел стать писатель? (доктор)
4. Какие рассказы писал Антон Павлович? (юмористические)
5. Как называется рассказ о собаке? (Каштанка)
6. Кем работал хозяин Каштанки? (столяр)
7. Кто взял Каштанку к себе домой? (циркач)
8. Какую «лошадиную» фамилию герой рассказа так и не смог вовремя вспомнить? (Овсов)
9. У кого болел зуб? (генерал)
10. Чем лечили зуб генералу? Спирт, водка, йод и …. (керосин)
11. Назовите фамилию Ваньки. (Жуков)
12. На кого учился Ваня? (сапожник)
13. Как называется рыба, которой хозяйка стала тыкать Ваньке в лицо, когда он начал её неправильно чистить? (селёдка)
14. Что Ваня попросил взять у господ, когда будет ёлка? Золочёный ….(орех)
15. Чехов очень (какой?) ….. писатель, потому что умел писать о многом в коротких рассказах. (талантливый)
Задание № 2 – составить ключевое слово из букв
За выполнение этого задания – 1 балл.
В кроссворде выделено несколько ячеек, отгадывая слово, в котором выделена ячейка, ученики получают карточку, с напечатанной на ней соответствующей буквой. После того как кроссворд разгадан, ученики должны собрать из имеющихся у них карточек зашифрованное слово.
(Зашифрованное слово-литература)
Задание № 3
За выполнение каждой части задания по 2 балла.
А) Собрать портрет Чехова
Перед ребятами разрезанные на мелкие части портреты Пушкина и Чехова. Собрать нужно только портрет Чехова.
Б) Собрать две картинки, указать картинку, с изображением Каштанки
Ученикам выдаются две разрезанные картинки, на одной из которой изображена Каштанка, на другой картинке изображена некая собака.
Итог
Игра закончилась. Подведены итоги. (мы подвели итоги.)
1-е место занимает команда «»
2-е место занимает команда «»
Вам понравилась игра?
На этом наш праздник закончился.
Спасибо за участие.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
юбилейный вечер, посвящённый 50-летию со дня рождения и 25-летию творческой деятельности
Запись концерта, посвящённого моему 50-летию, сделанная в ноябре 2009 года...
Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина
Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина ...
Внеклассное мероприятие по литературе: «Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова», посвященное 155-летию со дня рождения писателя.
Внеклассное мероприятие по предмету посвящено Году Литературы. Представлена инсценировка сцены пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"...
Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
Урок-исследование, посвященный изучению сложноподчиненных предложений с придаточными обстятельственными....
Конспект «В человеке должно быть все прекрасно…» (к 155-летию со Дня рождения А. П. Чехова)
Цели урока:· познакомить учащихся с жизнью и творчеством Антона Павловича Чехова;· повысить интерес к тв...
Положение о проведении всероссийской олимпиады по литературе «Творчество М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита», посвященной 130-летию со дня рождения писателя
Уважаемые обучающиеся, приглашаю принять участие во Всероссийской олимпиаде по литературе "Творчество М.А. Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Это программное произведение. Предлагаю...
Итоговый протокол межрегиональной онлайн-олимпиады "Тревожный Набат Достоевского", посвященной 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоеского по дисциплине Литература
Итоговый протокол межрегиональной онлайн-олимпиады "Тревожный Набат Достоевского", посвященной 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоеского по дисциплине Литература....