Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина
классный час (11 класс) по теме
Классный час "«Он был рожден для подвигов суровых", посвящается 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, маршала авиации А.И. Покрышкина
Тебя враги со страхом узнавали,
Друзья любили за девиз в боях,
С которым венценосно побеждали
Привычно совмещая смерть и страх.
В эфир слова неслись с предупрежденьем:
«Покрышкин – в небе! Берегись беды!»
И ты своим напористым стремленьем,
Упорно подтверждал различные ходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
on_byl_rozhden.doc | 932.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Репенская средняя общеобразовательная школа
Классный час
Дата: 6 марта 2013
«Он был рожден
для подвигов
суровых…»
Классный руководитель: Барышникова Вера Ильинична
Цели:
- формирование у школьников чувства причастности к истории своей Родины;
- способствовать развитию чувства благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;
- содействовать формированию гражданственности.
Звучит песня: «Я летчик»
Я летчик.
Красивая форма, лампас голубой
И даже завидует кто-то порой...
Я летчик.
И звук от турбин на Земле - лучший звук,
А мой самолет - это мой верный друг...
Я летчик.
Мне хочется в небе бездонном летать
За это готов я полжизни отдать.
Я летчик
Не черту, а небу я душу продал.
Мне кажется, я от рожденья летал.
Я летчик.
Припев:
Я так это небо безумно люблю
И мне без него не прожить даже хмурый денечек.
Покойного Нестерова в нем петлю
Сверну от души. Там вираж, бочка, горка...
Я летчик.
Пускай перегрузка придавит - стерплю,
Но небо родное предать я во век не посмею.
И землю я тоже конечно люблю,
Но только когда не по ней, а над нею!
Я летчик.
Темнеет в глазах на крутом вираже
И давит на сердце мне несколько "g"
Я летчик.
Комбез весь в поту, можно просто отжать
И кто вам сказал, что несложно летать?
Я - летчик!
Под крыльями смерть в оправе стальной,
Она поднимается в небо со мной.
Я - летчик!
И чтобы земля вновь не стала гореть
Я снова и снова, я должен лететь.
Я летчик!
Ведущий: (слайд 1)
Ты был рожден для подвигов суровых,
Прошел достойно в жизни славный путь…
И нам, живущим в отношеньях новых,
Есть, чем тебя сердечно вспомянуть.
Aлександр Покрышкин… Это имя среди множества советских асов было действительно знаменитым. Встретив войну 22 июня 1941 года рядовым летчиком, уже в 1943-м тридцатилетний капитан стал легендарным героем воздушной войны. А начинался жизненный путь будущего аса в 1913 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в многодетной семье бедных переселенцев. Начать работать ему пришлось уже с 14 лет. Мечта летать привела подростка в школу авиатехников, а потом и в аэроклуб.
Затем была учеба в знаменитом Качинском училище летчиков и направление в 55-й ИАП (истребительный авиаполк), находившийся тогда недалеко от румынской границы. Всего за пару месяцев до начала войны полк получил на вооружение новейшие на тот момент истребители МиГ-3. Этот истребитель к 1941 году считался в советских ВВС одним из наиболее современных и перспективных. Он создавался как высотный перехватчик и поэтому имел мощный двигатель, позволявший на высоте 7000 метров достичь скорости в 640 км/ч — это было выдающимся достижением для того времени. Однако с началом войны большинство воздушных боев происходило на средних и малых высотах, где боевые качества МиГа сильно ухудшались. Кроме того, явно недостаточным было вооружение, состоявшее из одного 12,7-мм пулемета БС и двух 7,62-мм пулеметов ШКАС. Тем не менее свои первые десять побед Покрышкин одержал именно на истребителе МиГ-3, причем во всех случаях бои велись на высотах не более 3000 м, то есть там, где качества машины были отнюдь не лучшими
Ведущий: (слайд 2)
Героев славила страна во все века,
Есть множество в истории примеров,
Они Россию поднимали в облака,
Ребята были в этом деле пионеры.
Готовы были космос покорять
И лихо зависали в стратосфере –
Им героизм не надо занимать.
К рекордам шли лишь на своём примере.
(слайд 3)
…Знаменитое сражение на Курской дуге стало одним из самых масштабных и стратегически важных во всей Второй мировой войне. Но по ряду причин в тени великого танкового противостояния осталась самая крупная и ожесточенная во всей истории воздушных войн битва в небе над Кубанью весной 1943 года.
Накал воздушных боев был необыкновенно высоким. В конечном итоге сражение над Кубанью было немецкими летчиками проиграно вчистую. По советским данным, в период с 17 апреля по 7 июля 1943 года Германия потеряла около 1100 боевых самолетов, из которых более 800 были уничтожены в воздухе. И хотя потери советских ВВС тоже нельзя назвать малыми — не менее 750 самолетов, — наши пилоты буквально зубами держались за небо и смогли вырвать инициативу из рук противника.
Мало кто знает, что первым самолетом, сбитым Покрышкиным, был… советский бомбардировщик Су-2. Молодой летчик в неразберихе первого дня войны принял его за немца. От трибунала его спасло то, что шел первый день войны: на трагический случай практически не обратили внимания, обошлось только головомойкой от командира полка. Эта "счастливая случайность" (в другое время за такую ошибку могли бы и расстрелять) была первой в цепи поразительного везения будущего аса: словно какая-то незримая сила хранила молодого летчика. В первые, самые тяжкие месяцы войны он остался жив (хотя и был дважды сбит), в то время как пилоты гибли ежедневно десятками. В одном из боев пуля ударила в правый борт МиГа, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла вправо, оцарапав Покрышкину подбородок и забрызгав кровью приборную панель. Дважды немецкие бомбы, сброшенные на аэродром, взрывались почти под его ногами… Все эти случаи заставили Александра Ивановича поверить в судьбу. Много лет спустя он писал, что решил для себя: "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда".
Часто приходилось вылетать на разведку: командование ценило обстоятельные донесения наблюдательного летчика и для этой цели старалось посылать именно его. Впрочем, эти полеты проходили не совсем по уставу. Самолет-разведчик должен пройти через опасные зоны как можно тише, по возможности не замеченным противником. Но бойцовский характер Покрышкина не позволял ему вернуться на свой аэродром с полным боекомплектом: он постоянно ввязывался в бой, сразу решив для себя, что врага нужно бить всегда и везде.
Покрышкин доказал, что он способен вести бои на любом самолете: до весны 1943 года на Як-1 он одержал 7 побед.
И все же полностью талант Александра Ивановича как выдающегося тактика воздушной войны раскрылся во время боев на Кубани. С самого начала войны он удивлял своих друзей тем, что по вечерам, в нелетную погоду, в любую свободную минуту он доставал объемистый блокнот и делал там какие-то записи, чертил схемы. Блокнот назывался "Тактика истребительной авиации". К 1943 году накопленного в боях опыта было достаточно для подтверждения его теорией, и это было с блеском продемонстрировано Покрышкиным в кубанском небе.
Не удивительно, что он был единственным из советских летчиков, при появлении которого над полем боя немецкие радиостанции тревожно предупреждали: "Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!".
Тебя враги со страхом узнавали,
Друзья любили за девиз в боях,
С которым венценосно побеждали
Привычно совмещая смерть и страх.
В эфир слова неслись с предупрежденьем:
«Покрышкин – в небе! Берегись беды!»
И ты своим напористым стремленьем,
Упорно подтверждал различные ходы.
Твоя стратегия и тактика сраженья
Всегда имели в жизни перевес
И ты навязывал свой стиль предвосхищенья
На каждом вираже, витке небес…
Майор Покрышкин разработал и лично испытал в бою новые приемы воздушного боя. Новая тактика показала блестящие результаты. Если с начала войны до весны 1943 года летчики сбили около 240 немецких самолетов, потеряв при этом 73 своих летчиков, то после введения новой тактики и до конца войны полк потерял всего семерых пилотов, уничтожив 452 (!) вражеские машины.
Покрышкин сформулировал собственные взгляды на наступательный воздушный бой одной фразой: "Высота — скорость — маневр — огонь!". Эта формула принесла многим советским летчикам успех в воздушных боях
Александр Иванович никогда не гнался за количеством уничтоженных немецких самолетов — личный боевой счет не был для него самоцелью.
Послевоенная судьба Александра Ивановича тоже складывалась нелегко.Свое первое генеральское звание Покрышкин получил только в 1953 году. А звание маршала авиации ему присвоили в 1972-м.
Трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.
(слайд 4)
Ведущий: 2013 год в Новосибирской области объявлен Годом Александра Покрышкина Данное решение было принято губернатором области (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 10.09.2012 № 205-р "Об утверждении плана по подготовке и проведению основных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза, почетного жителя города Новосибирска, маршала авиации А.И. Покрышкина"). В связи с этим Колыванская центральная библиотека на сайте http://www.libklv.ru/kraevedenie/100-let-a-s-pokryskinu опубликовала подборку материала с которой мы сегодня познакомимся
Ведущий: Почитаем стихи из подборки:
Ведущий: Познакомимся с книгами о Покрышкине Александре Ивановиче
Ведущий: Умер А. И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название "Покрышкин" малая планета. В Новосибирске открыта станция метро "Покрышкинская". Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина.
Звучит песня: «Обнимая небо» в исполнении Юрия Гуляева
Слова Добронравов Н.
Музыка Пахмутова А.
Обнимая небо крепкими руками,
Лётчик набирает высоту,
Тот, кто прямо с детства дружит с небесами,
Не предаст вовек свою первую мечту.
Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу.
Лишь одна у лётчика мечта - высота, высота,
Самая высокая мечта - высота, высота.
Не штурвал, а небо крепкими руками
Обниму движением одним,
Ввысь летя ракетой, падая, как камень,
От машины в воздухе я неотделим.
Если б ты знала, если б ты знала,
Как тоскуют руки по штурвалу.
Лишь одна у лётчика мечта - высота, высота,
Самая высокая мечта - высота, высота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"
Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...
Классный час «ОН РОДИЛСЯ В СИБИРИ, ЧТОБЫ УДИВИТЬ ВЕСЬ МИР»К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА
Классный час посвящен к 100-летию А.И Покрышкина. В разработке рассказывается о подвигах героя, его достижениях и наградах....
КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»
КЛАССНЫЙ ЧАС, ПОСВЯЩЕННЫЙ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ТРИЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МАРШАЛА АВИАЦИИ А.И.ПОКРЫШКИНА «Жизнь, отданная небу»...
Положение. Cоревнования по военно-прикладной подготовке юношей «Растим патриотов России», посвященного 100 – летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза маршала авиации А.И. Покрышкина
Допризывная подготовка и подготовка к защите Отечества является важнейшей целью военно-патриотического воспитания молодежи. Муниципальные соревнования по военно-прикладным видам спорта организуются и ...
Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»
Сценарий мероприятия, посвященного 90-летию со дня рождения легендарного летчика, Дважды Героя Советского Союза Аметхану Султану «Вся жизнь – подвиг»...
Статья "Юность, подвиг партизанский не забудь!" к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза М.С. Харченко, пулеметчика и командира отряда "Грозный" Второй Ленинградской Партизанской бригады
Из опыта патриотического воспитания в школе №104 имени Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко Выборгского района Санкт-Петербурга. О деятельности школьного музея, об организации историко-к...
Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова
Свидетельство по окончанию курса первоначальной военной подготовки при областном военно-историческом лагере "Патриот Зауралья" им. четырежды Героя Советского Союза маршала Г. К. Жукова...