ОБУЧЕНИЕ ИЛИ ... ВОСПИТАНИЕ?
статья по теме
Жизнь, это комплекс вопросов и ответов, споров и рассуждений. Правильно ли поступаем? Можно ли объединить два понятия или разбить одно на два? Что делать, если …? Вопросы …, вопросы …, вопросы …! Человек рожден, чтобы задавать вопросы и находить на них ответы. ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о воспитании | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ИЛИ … ВОСПИТАНИЕ?
Жизнь, это комплекс вопросов и ответов, споров и рассуждений. Правильно ли поступаем? Можно ли объединить два понятия или разбить одно на два? Что делать, если …? Вопросы …, вопросы …, вопросы …! Человек рожден, чтобы задавать вопросы и находить на них ответы.
Вот и педагоги задают вопросы: «Что делать?», «Что делает школа – обучает или воспитывает …?» …
Я, учитель-дефектолог, работаю с детьми, имеющими нарушения в развитии и вопрос «обучать или воспитывать?» не возникает. Почему? Все очень просто! В нашей школе мы, педагоги, опираемся на сохранные возможности обучающихся, на то, что есть у ребенка, на то, что он может. Дети приходят к нам в школу уже знакомые с жесткостью окружающего мира, прошедшие массу комиссий и врачей, часто ожесточенные или замкнувшиеся в себе. А нам надо их учить, давать знания и умения. Как? Как разбудить их души. За что зацепиться? Обратимся к психологам, – какие возрастные особенности детей 6-7 лет? Не наигрались… Что ж – поиграем!? Начиная от дочек – матерей дойдем до игр «в школу». Играем и на уроках и во внеурочное время, от сюжетно-ролевых игр до дидактических. Ребёнок в игре побывает и поваром, и врачом, и воспитателем детского сада, и учителем, и портным, и дворником, и …. Можно перечислять игры бесконечно. И не важно, что дети чего-то никогда не смогут воплотить в жизнь. В ИГРЕ ОНИ МОГУТ ВСЕ! Скажите это обучение? Да, но это и воспитание. Воспитание уверенности в свои силы, необходимости для окружающих, воспитание культуры поведения в обществе, уважительного отношения к законам общества.
По моему, формула ОБУЧЕНИЕ + ВОСПИТАНИЕ = ШКОЛА, абсолютно верна и не подлежит сомнению.
Хочу поделиться каплей в море школьных технологий, которые используются методическим объединением учителей начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида №442 города Москвы во внеурочное время. Учащиеся начальных классов наряду со всей школой принимают участие в общешкольных делах, но еще у нас есть свои «маленькие» мероприятия и нам они очень дороги.
Например, по программе во всех классах проходят уроки, связанные с изучением сезонных изменений в природе, а закрепить знания учащихся можно по-разному. И мы – фантазируем! Что если поехать на экскурсию в осенний лес (парк) всем вместе? Там дети смогут закрепить и проанализировать свои знания, старшие (3-4-ые – классы) поделятся своими наблюдениями с малышами.
Решили – сделали! Пока едем в автобусе, вспоминаем, в виде вопросов-конкурсов:
- Чем отличается осенний день от летнего?
- Во что одеваются люди осенью?
- Как ведут себя животные в природе?
- Какие птицы улетели в теплые края, какие вообще никуда от нас не улетают, и каких птиц мы ждём к себе? и т.д.
Ведущими этого импровизированного опроса-повторения становятся все присутствующие учителя, а отвечают на поставленные вопросы дети хором. «Хор» дает чувство коллектива, чувство защищенности и уверенности в своих силах. И наши детки, неуверенные в своих силах, в коллективе тоже отвечают на вопросы, забывая о своих проблемах речи в общем хоре детских голосов.
Приехали на место экскурсии.
- Как выйти из автобуса?
- Кто первый выходит и что делает в ожидании остальных?
- Нужно ли и как помочь товарищу, имеющему нарушения в опорно-двигательном аппарате?
И многие другие вопросы сейчас уже не обговариваются, они проиграны на уроках, переменах, на занятиях Группы продленного дня – сейчас, практическое применение, сопровождающееся одобрением взглядом и словом педагогов.
Кстати, считаю немаловажной чертой – в общих мероприятиях мы не делим детей и педагогов на своих и чужих. Стараемся превратиться в один общий дружный класс – коллектив. Мне, кажется, нам это удается.
Проведение экскурсии. Часто экскурсию проводят сами учителя. В нашей школе наполняемость классов позволяет не расходиться по кучкам, а оставаться всем вместе. Весь экскурсионный путь делим на части – этапы. У каждого педагога свой этап, на котором он рассказывает, показывает, обращает внимание на интересные детали и моменты. Остальные педагоги вместе с учащимися, слушают, смотрят, участвуют в играх – конкурса, показывают пример поведения учащимся.
По дороге назад в школу обсуждаем увиденное, педагоги отвечают на вопросы учащихся, если они есть.
Обычная, казалась бы экскурсия, но для детей, имеющих нарушения интеллекта, это тренировка общения с окружающим миром, развитие памяти и мышления. Из таких, с виду обычных дел, и складывается воспитание.
В арсенале педагогического банка идей учителей нашей школы масса творческих дел, познавательных мероприятий, обучающих игр. И все методические накопления направлены на ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ наших учеников.
Сетежева Л.В. –
учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....