"Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи посредством бусографии"
методическая разработка по теме

Статья  из моего авторского методического пособия

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ

С АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТОНКОЙ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ БУСОГРАФИИ

Многолетняя практика показывает, что ребенка с нарушением речи (ребенка-логопата) при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски методов и приемов в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Представляем вашему вниманию новую технологию.

Понятие «бусография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина «буса» подразумевает исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании различных линий, дорожек, героев сказок, букв русского алфавита, геометрических фигур и т.д.

Читатель вправе спросить, а как применяется эта техника в работе с дошкольниками? Используя ее, дети, могут не только развивать мелкую моторику рук, но и артикуляционную моторику. Эта техника кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию тактильных ощущений, развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений их точность, конструктивный праксис, ориентировку в пространстве, счетные операции, просодические компоненты речи и т.д.

Таким образом, бусография способствует не только моторному, но и умственному развитию ребенка, оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Для выполнения упражнения, подойдут цветные бусы разного цвета, размера. Достоинство работы в том, что данное упражнение выполняется довольно быстро, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее! Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти рук и пальцев.

Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

В бусографии, как и в военном деле, есть своя стратегия и тактика, и успех работы будет зависеть от продуманности, как первой, так и второй. Прежде чем приступить непосредственно к созданию предметов линий и т.д., перейдем к тактическим действиям, необходимо продумать общий вид предмета и методы изготовления – стратегию.

Для начала важно определить форму, размер предмета, линий, рассчитать, сколько приблизительно понадобиться материала. Вторым необходимым шагом будет разработка конструкции объема, предмета и его художественного решения – из каких частей оно будет состоять и какие цветовые соединения потребуются. Следует при этом посчитать необходимое количество бусинок, провести чередование их по цвету, а также провести правильное соединение линий, получая ту или иную фигуру.

Отсюда вывод: упражнения с бусами способствуют развитию конструктивного мышления и таких умственных умений, как анализ , синтез, обобщение и т.д.

Работа в технике бусографии формирует такие качества личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, развивается способность работать руками и одновременно развивать артикуляционный аппарат и просодические компоненты речи.

Представляю вашему вниманию упражнение.

Упражнение № 1. «Волшебные дорожки»

Цели:

  1. Учить создавать линии разной конфигурации, используя нетрадиционную технику работы – бусографию.
  2. Развитие внимания и памяти при выполнении различных линий  с опорой на образец.
  3. Упражнять в умении чередовать и просчитывать бусы по счету.
  4. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Выработка необходимых движений для свободного владения мышцами губ, языка и т.д.
  5. Совершенствовать качество голоса при последовательности гласных звуков.

Этапы выполнения работы:

Педагог предлагает детям взять длинные шнурки. Бусы желтого, зеленого, черного, голубого цвета одинаковой величины. По ходу выполнения работы поем гласные звуки (А, О, У, Э – любые на выбор). Берем один длинный шнурок и бусы желтого и зеленого цвета, начинаем нанизывание, чередуя бусы.

1 этап работы.

А) 4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых+2 зеленых+4 желтых.

2 этап работы.

Бусография с опорой на образец, сгибание шнурков. Затем поем гласные звуки.

Если вы заинтересовались методикой, звоните 8/909/4519692, учитель-логопед 1 категории Сидорова Т.С. (Краснодарский край).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи.

Дефекты речевой моторики у детей с различными нарушениями речи выражаются по-разному: в ограни­чении подвижности языка, губ, челюсти, в нарушении переключения с одного артику­ляционного уклада н...

Содержание работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Система работы по нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре и развитие артикуляционной моторики была апробирована в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата в течение...

ПРОЕКТ «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев....

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...


 

Комментарии

очень интересный и занимательный материал. уже начала применять у себя на практике в детском саду. спасибо.