Практико-ориентированный проект.
методическая разработка (9 класс) по теме
Профессиональная ориентация воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов Московской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра воспитательных систем
Практико-ориентированный проект.
Тема: «Профессиональная ориентация воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Руководитель:
Старший преподаватель Гридина Л.А.
Слушатель курсов «Социально-педагогическая поддержка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Пронина Ольга Николаевна учитель труда и СБО ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области |
2011 г.
2
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение. 3 - 4 стр.
2. Понятие «профориентация и профотбор» на современном уровне
развития. 5 - 6 стр.
3. Социально-экономическое значение проф. ориентационной работы
в специальной (коррекционной) школе-интернате. 7 – 9 стр.
4. Содержание и методы проф. ориентационной работы в ГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат
VIII вида Московской области. 10 - 20 стр.
5. Заключение. 21- 22 стр.
6. Список литературы. 23 стр.
7. Приложения.
3
ВВЕДЕНИЕ.
В условиях рыночной экономики в особом положении оказались дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, внушаемость, неумение анализировать свою деятельность проявляются в низкой социализации воспитанников, школьной дезадаптации и девиантном поведении.
В учреждениях интернатного типа и коррекционных школах существенная роль в решении коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач принадлежит трудовой подготовке. Она способствует не только приобретению определенных навыков, но и формированию межличностных отношений среди воспитанников, развитию их коммуникативных способностей.
Чтобы избежать формирования у воспитанников таких личностных качеств как материальное и моральное иждивенчество, подготовить их к самообеспечению на основе трудовой деятельности, необходимо обратить особое внимание на формирование положительного отношения к труду. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда. Начиная с младших классов, трудовое обучение и воспитание ведется методами научения и приучения.
- Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность. Начиная с 5 класса необходимо привлекать ребят к деятельности в сфере обслуживающего труда. В работу по подготовке учащихся коррекционных школ-интернатов к самостоятельной жизни подключается и блок дополнительного образования.
4
- Обеспечение адекватного профессионального самоопределения на основе профориентации – одно из основных направлений в деятельности учреждений интернатного типа. Оно включает в себя целенаправленную кружковую работу, введение новых профилей трудового обучения учащихся, проведение конкурсов профессионального мастерства, организацию экскурсий воспитанников в профессиональные училища, осуществление профильной подготовки старшеклассников.
Для более успешной социализации и адаптации в обществе воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов необходимо решить ряд задач, направленных на совершенствование профильной подготовки:
- отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старших классах, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
- Важно усилить взаимодействие образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей.
- Повысить качество профессиональной ориентации и трудового обучения.
- Создать в системе профессиональной ориентации условия для поддержки школьников с особыми образовательными потребностями, формируя положительное и творческое отношение к труду.
- оказывать всемерную помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Проблема профессионально-трудовой подготовки учащихся коррекционных школ-интернатов может быть достаточно успешно решена при условии постоянного внимания к этой проблеме со стороны администрации учреждения, внимательного и заинтересованного отношения к дальнейшей судьбе воспитанников.
5
Понятие «проф. ориентация и профотбор» на современном уровне развития.
Правильное профессиональное определение человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества. Стремление превратить труд каждого человека в дело чести, доблести и источник творческого энтузиазма. Морального удовлетворения не исключает, а утверждает логику разделения труда, теорию профессиональной пригодности. Наше общество достигло такого уровня культурного и социально-экономического развития, когда имеются все возможности оптимизации системы «человек – профессия».
Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении. Определиться серьезно – это значит наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание. Практика показывает, что каждый человек по-разному осуществляет определенную трудовую деятельность; его профессиональная дееспособность зависит как от качеств личности, так и от обучения, воспитания, целей деятельности, конкретных условий труда и состояния организма.
Профориентация – это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей общества и своих способностей.
В круг вопросов, решающихся в процессе проф. ориентационной работы, входят психологическое изучение и классификация профессий (профессиография); профессиональное просвещение молодежи; пропаганда тех профессий, которые наиболее нужны обществу; индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному человеку в выборе профессии, практическая проверка результатов всей проф.ориентационной работы (проф.адаптация).
6
Многоплановость подходов к решению отдельных аспектов и вопросов проф. ориентационной работы обуславливает комплексность этой проблемы
как в научном, так и в организационном отношении, определяет различные направления исследований в этой области, которые, объединяясь, повышают практическую значимость выводов и рекомендаций.
Профориентация и профотбор – проблема государственная, в ней сочетаются интересы личности и интересы общества. Правильно выбранная профессия не только соответствует особенностям личности, но и вместе с тем дает максимальный социальный и экономический эффект, а именно: повышает производительность труда и качество продукции, удешевляет подготовку нужных кадров, повышает профессиональную устойчивость специалистов, предупреждает аварийность, брак, травматизм и т.п.
На современном этапе развития нашего общества, его народно-хозяйственного и научного потенциала организация и развертывание системы профессиональной ориентации и профотбора призваны обеспечить изучение индивидуальных особенностей человека с целью учета и развития этих особенностей при выборе профессии, в процессе проф. обучения и последующей трудовой деятельности.
7
Социально-экономическое значение проф. ориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате.
Значительное место в подготовке образованных, высококвалифицированных рабочих занимает общеобразовательная школа. В этой связи особую актуальность в теории и практике современной педагогики, психологии, физиологии, социологии и экономических наук приобрели вопросы профориентации, проф. консультации и профотбора. Технический прогресс, освобождая человека от физически тяжелого, неквалифицированного труда, создает условия для более широкого приложения труда человека, для наиболее эффективного сочетания способностей и возможностей каждого труженика.
Своеобразно влияет технический прогресс на коррекционное обучение, поскольку он значительно сужает сферу возможного приложения труда детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие профессии настолько изменили свое содержание, что стали недоступны для лиц с недостатками интеллекта, вновь возникшие профессии и специальности связаны с техникой и требуют такого уровня общеобразовательной подготовки, которой намного превосходит возможности выпускников коррекционных школ.
Однако это не означает, что коррекционная школа не может выполнить своей основной социальной задачи – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Вопрос стоит об усовершенствовании трудовой подготовки учащихся, о приведении в научно обоснованное соответствие содержания профессионального обучения в коррекционных школах VIII вида с возможностями учащихся.
Для реализации исключительно важной и гуманной задачи – подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой жизни – в нашей стране созданы все необходимые условия: коррекционные школы-интернаты находятся на полном государственном обеспечении, готовятся специальные кадры учителей, систематически поощряются и поддерживаются научные
8
исследования в области специальной педагогики, психологии, методик, издается специальная литература, учебники, пособия и т.д.
В теории и практике отечественной олигофренопедагогики сложился огромный опыт профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ-интернатов.
Трудоустройство выпускников таких школ в нашей стране проводится организованно, поэтому его результаты можно использовать в качестве объективного показателя состояния школьной подготовки умственно отсталых к самостоятельной деятельности. 90% выпускников коррекционных школ-интернатов трудоустраиваются и успешно работают в условиях обычных промышленных и сельскохозяйственных производств.
Однако изучение работы коррекционных школ-интернатов, опыт массовых школ указывает на то, что состояние уровня профессиональной подготовки находится в прямой зависимости от организации проф. ориентационной работы в них, от научно обоснованного подбора для каждого учащегося профессии, которая по своим требованиям к личности рабочего соответствовала бы возможностям детей данной категории.
К.К.Платонов называл три основных компонента профориентации: профессия и ее требования, личность и ее способности и рынок возможного приложения труда. Действительно, правильно профессионально сориентировать личность возможно лишь тогда, когда ясны психологические требования профессии к личности специалиста, когда изучены соответствующие способности кандидата и соотнесены с требованиями профессии, т.е. определена доступность профессии кандидату, и, наконец, когда установлен спрос в промышленности этой профессии.
Доступность профессии, ее соответствие возможностям человека делает труд более легким, интересным, удовлетворяющим, что имеет огромное влияние на формирование положительных личностных качеств человека,
9
в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Доступность профессии является важным фактором закрепления работника за производством, преодоления частой смены профессии, что всегда наносит экономический урон хозяйству, сопряжено с добавочными расходами на переподготовку или обучение рабочего.
Не менее важным является учет «рынка возможного труда», т.е. учет потребности в подготавливаемых кадрах. Отсутствие такого учета делает бесполезной всю предыдущую проф. ориентационную работу. Оказывается, для успешной профессиональной подготовки человека недостаточно определить доступную профессию. Необходимо еще знать, какой дефицит кадров в области этой профессии испытывает промышленность в данное время и в перспективе своего развития.
И действительно, во всех коррекционных школах-интернатах традиционно, только в разных комбинациях, изучаются специальности столяра, слесаря, швеи, картонажника. Многолетний опыт показал, что учащиеся школ-интернатов VIII вида могут овладеть доступной им профессией и сознательно, производительно трудиться. Задача школы – правильно сориентировать их в профессиональном отношении.
10
Содержание и формы проф. ориентационной работы
в ГОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат
VIII вида Московской области.
В Серпуховской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области с девятилетним сроком обучения в 5 -9 классах предусмотрена трудовая подготовка по одному из профилей. При наличии производственной базы она носит углубленный характер и может быть организована как в школе-интернате, так и на базе учреждения начального профессионального образования или заинтересованного предприятия.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноши и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать проф.ориентационную работу гораздо раньше, не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Помощь детям в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в трудовой деятельности. Сегодня эта задача особенно актуальна. Поскольку на первое место все больше выходят так называемые «престижные профессии». Соответственно меняется и характер проф. ориентационной помощи. У детей-сирот, воспитывающихся в школе-интернате, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.
Поэтому в нашей школе-интернате создана Программа по проф.ориентационной работе, которая разделена на три основных этапа:
11
- профессиональное просвещение;
- профессиональную консультацию;
- профессиональную адаптацию – «психологическое привыкание к профессии».
В условиях школы-интерната особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребенка, тем самым, способствуя его самоопределению.
Воспитанник, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни, способен сделать осознанный выбор жизненного пути, выбрать будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами того социума, в который он попадет после выпуска из школы-интерната.
Трудовое обучение в школе-интернате осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах. И с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.
Процесс профессионального ориентирования учащихся включает:
- медицинский осмотр воспитанников в целях их профессионального ориентирования;
- проведение соответствующих тестов по установлению способностей и пригодности к обучению по той или иной профессии и, если это возможно, другие психологические тесты;
- определение пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний или другими подобными методами;
- определение физических способностей воспитанника в связи с требованиями
12
профессий и определение возможности увеличения этих способностей.
Профессиональные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения несложных видов работ.
Помимо уроков трудового обучения в школе организованы уроки производительного труда. На них ребята вместе с учителями занимаются изготовлением продукции по индивидуальным заказам, школьным заказам, выполняют работы по договорам с предприятиями и фирмами.
Обучение непосредственно на рабочих местах и в условиях производства необходимо для прочного овладения учащимися практических навыков и умений эффективного использования новой техники и технологии, опытом новаторов производства, прогрессивными формами организации труда, а также воспитания у учащихся высокой культуры труда, чувства бережливости, ответственности за порученное дело.
В школе-интернате организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.
Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы. Необходимые при дальнейшем обучении по специальности в профессионально-техническом училище или при организации трудовой деятельности в учебных мастерских, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Индивидуализация в профильном обучении обеспечивает учет индивидуальных особенностей и интересов школьников, их самопознание и самоопределение, выявление истинных мотивов выбора ими профиля обучения, реальных образовательных потребностей.
ЗАДАЧИ.
13
- Сориентировать профессиональную подготовку учащихся школы-интерната на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям экономики и обеспечивают конкурентноспособность работника на рынке труда.
- Развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.
- Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.
- Выработать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.
- Развить речь учащихся на основе их практической деятельности.
- Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией.
- Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
- Научить учащихся элементарному расчету при расходе материалов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.
- Обеспечение проф. ориентационной направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, специалистов соответствующих организаций и учреждений.
- Проведение системной, квалифицированной и комплексной проф. ориентационной работы.
- Формирование учащихся школы-интерната сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах.
14
- Привлечение учащихся во внеурочное время к техническому и художественному творчеству, повышение его роли в выборе профессии.
- Организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах.
- Организация дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.
- Использование возможностей психологической службы школы-интерната для организации и проведения проф. ориентационной работы.
Проф. ориентационная работа является органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе-интернате, поэтому планируется, организуется и проводится всем педагогическим коллективом и другими службами. Задача школьного педиатра в этом направлении сводится к оказанию проф. консультативной помощи в выборе профессии с учетом здоровья, физического развития и особенностей характера. Школьная библиотекарь проводит подбор и комплектование книг по вопросам профориентации, оформление тематических стендов и подбор литературы о труде, организацию бесед по прочитанным книгам, обзоры литературы. Социальный педагог в конце каждого учебного года проводит анкетирование в целях изучения интересов и склонностей учащихся, проводит пропаганду по профессиям, привлекает воспитателей к проведению различных форм проф. ориентационной работы, проводит занятия со старшеклассниками по изучению основ законодательства о труде. Воспитатель проводит беседы о выборе и престиже профессии, встречи с людьми различных профессий, с бывшими выпускниками. Психолог при проведении бесед заостряет внимание на
15
значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к нему.
Огромные возможности и благоприятные условия для профессиональной ориентации создаются в процессе трудового обучения. Учителя используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности. Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от профессионализма педагога, проводимой им коррекционной работы по повышению уровня познавательной активности учащихся и развитию их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и обще трудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и физических действиях.
В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых инструментов, материалов, наглядных пособий).
В дальнейшем учитель от развернутой помощи учащимся переходит к краткому инструктажу (5 -7 классы). В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают различные изделия.
16
Эффективность обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от материально-технического обеспечения мастерской, наличии качественного дидактического материала, интересных для учащихся, хорошо оформленных, содержательных учебников.
Знания, полученные детьми, на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.
Трудовое обучение содержит отдельные элементы политехнизации: так девочки в школе-интернате изучают швейное дело параллельно с вязанием, вышивкой и др.
ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Производительным трудом обычно называют труд, в результате которого создаются товарные ценности. Для производительного труда характерна систематичность и обязательность, она заложена в самой сути производительного труда: для постоянного потребления обществом какого-то продукта нужно его систематически производить. Эти характеристики производительного труда мы используем в качестве мощного воспитательного средства школьников.
Учебно-воспитательные задачи, которые решаются в процессе осуществления производительного труда в школе-интернате сводятся к следующим:
- Воспитание привычки к систематическому труду, а на этой основе – потребности в труде.
- Воспитание трудовой и производственной дисциплины и ответственности за качество работы.
- Формирование коллективизма и правильных взаимоотношений в совместной трудовой деятельности.
17
- Закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионально-трудового обучения.
- Приобретение знаний о производственном плане и производительности труда, о себестоимости продукции, нормах и расценках, а также некоторых производственных приемах труда.
Производительный труд можно рассматривать как средство закрепления знаний, умений и навыков, полученных в процессе трудового обучения. Издавна известно, что любовь к труду не является врожденным качеством человека, ее надо воспитывать. Поэтому воспитательное и учебное воздействие производительного труда может проявиться в том случае, если этот труд будет педагогически целесообразно организован, направлен на активизацию трудовой деятельности школьников и повышение уровня ее мотивации, совершенствование профессиональных навыков.
При организации производительного труда школа-интернат учитывает реальные возможности учащихся, оборудованность школьных мастерских. При этом соблюдается главное условие: производительный труд в 7,8 и 9 классах по своему содержанию соответствует профилю трудового обучения (швейное дело у девочек). Для этого организуется изготовление определенного количества однотипных изделий (пошив постельного белья, полотенец и др.), а также соблюдается наличие всех необходимых условий для труда учащихся (оборудование, материалы, рабочие места).
Большое значение имеет подготовка учащихся к выполнению заказов: разъяснение важности предстоящей работы, назначения изделий, использование других побудительных факторов, например, проведение экскурсии в магазин, где продаются подобные изделия. Не последнюю роль должен играть и экономический фактор, так как результаты производительного труда учащихся могут оплачиваться. Использование заработанных средств происходит в интересах учащихся.
18
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Работа учащихся с ограниченными возможностями здоровья в кружках, имеющих трудовую направленность, является средством расширения их профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда. При организации кружков и определении их направленности исходят из профилей трудового обучения, из возможностей учащихся, их желаний и склонностей к тому или иному виду деятельности. Учитель составляет план работы. Во многом интерес к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Учащиеся узнают новое, успевают выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно красивы и нравятся всем, обстановка спокойная и доброжелательная, обеспечивается свобода общения учащихся друг с другом и с учителем.
Огромную роль в профессиональной ориентации воспитанников школы-интерната играет деятельность инструктора по труду. Учителя трудового обучения выполняют эту работу после уроков. Каждый инструктор по труду составляет план работы на год, работая по нескольким направлениям:
- охрана труда и техника безопасности,
- проф. ориентационная работа,
- ремонтные работы,
- общественно-полезный труд,
- участие в конкурсах, выставках и др.,
- кружковая работа.
Для работы кружка «Рукодельница» создана программа, которая варьируется в зависимости от возраста (класса) детей и их уровня развития.
Показателем эффективности кружковой работы по труду служат результаты участия воспитанников Серпуховской школы-интерната в различных выставках и конкурсах.
19
Творческие работы учащихся отличаются разнообразием и качеством выполнения. Это и вышитые крестом картины, и вышивка гладью, и домашняя утварь в виде прихваток, подушек, одеял, ковриков, выполненных в лоскутной технике, и вышивка шелковой лентой, и связанные крючком салфетки и сумки..
Мужская половина изготавливает всевозможные предметы из дерева и металла – это столы и табуреты, кровать и скамья, разделочные доски и полотенцедержатель, металлические тяпки и савки, подсвечники и цветы, способные украсить любой дом.
Удачным опытом показа достижений учащихся можно считать выставку – ярмарку «Я могу!», проводимую ежегодно в г. Москве в здании ЦДХ Благотворительным фондом «Абсолют-помощь». Детские работы не только понравились посетителям, но и были высоко оценены ими в буквальном смысле. Вырученные средства были частично использованы на покупку новых швейных машин в мастерские.
Несколько лет подряд выставка творческих работ учащихся школы-интерната занимает призовые места на областном конкурсе «Лучший по профессии». Неоднократно старания учащихся были вознаграждены сертификатами на денежные суммы, которые были израсходованы на пополнение оборудования школьных мастерских.
В 2010 – 2011 учебном году учащаяся Серпуховской школы-интерната Родина Анна (учитель Пронина О.Н.) заняла 2 место в конкурсе «Лучший по профессии» швеи, а Сабетов Дмитрий (учитель Рябов П.И.) занял 3 место по профессии столяр среди учащихся всех школ-интернатов для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья Московской области. Выставка творческих работ учащихся была удостоена почетного 3 места, а вся школа-интернат была награждена сертификатом на 20000тысяч рублей за 2 общешкольное место.
Такие высокие достижения говорят о комплексной целенаправленной работе
20
по профессиональной ориентации в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области.
21
Заключение.
Проф. ориентационная работа среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться с первых лет и на протяжении всего периода их обучения.
Центральной задачей этой работы является всестороннее изучение профессиональных возможностей учащихся и всемерное развитие их, психологическая подготовка к более осознанному, правильному профессиональному определению.
Содержание и формы проф. ориентационной работы разрабатываются с учетом возраста, образовательной подготовки, психофизического развития и уровня трудовой подготовки учащихся.
Рекомендуется следующая последовательность реализации этапов профориентации учащихся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья соответственно уровням трудовой подготовки:
1 уровень (пропедевтический период) – профпросвещение, подготовительная проф. консультация: соответствует 1 – 4 классам.
2 уровень (общетехническая подготовка) – профпросвещение, проф.пропаганда, подготовительная и завершающая проф. консультация, профотбор: 5 – 8 классы.
3 уровень (профессиональное обучение) – профпросвещение, проф. пропаганда, уточняющая проф. консультация, проф. адаптация: 9 класс.
Соответственно уровням трудовой подготовки, а также этапам проф. ориентационной работы определяются цели профориентации учащихся коррекционных школ-интернатов:
- Изучение динамической структуры личности каждого учащегося и осуществление коррекционного воздействия на ее развитие (на всех уровнях).
22
- Определение наиболее подходящей для каждого учащегося сферы трудовой деятельности (1 уровень).
- Выбор наиболее соответствующей профессиональным возможностям учащихся (индивидуально каждому) отрасли для трудовой деятельности, подбор профессии (2 уровень).
- Уточнение правильности выбора профессии и совершенствование профессиональных умений и личностных качеств будущего специалиста (3 уровень).
Безусловно, вся эта работа по профессиональной ориентации должна найти свое место, форму согласования с существующей системой и содержанием трудового обучения и воспитания в целом, а также соответствовать структуре школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.
23
Список литературы.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994.
- Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1969.
- Платонов К.К. О сущности и задачах профессиологии. «Вопросы психологии», 1973.
- Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело.: развернутое тематическое планирование/авт. –сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. – Киев: «Радянська школа», 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»
Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...
Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"
Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...
Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"
Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...
ДПОП в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" .Практико-ориентированный педагогический проект " Сотвори музыку". Социально-значимый проект " Воспитание искусством".
Программы по учебным предметам.Разработчик программ: Голакова Евгния Павловна...
Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"
Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...