Как учить детей быть успешными.
статья по теме

Рудковская Валентина Дмириевна

Что нужно для успеха в современном мире?

Какие качества и умения позволяют ученикам достичь этого самого успеха?

Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление своей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_detey_byt_uspeshnymi.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

 Как учить детей быть успешными? Инструментарий творческого учителя.

Рудковская Валентина Дмитриевна-преподаватель ДПИ, «Покоснинская ДШИ »

Отзвенели последние звонки... Впереди экзамены, ЕГЭ, которые покажут, КАК мы научили наших детей. А потом - так называемая "взрослая" жизнь, которая покажет - а был ли смысл в том, ЧЕМУ мы научили... Вопросы о смысле своего труда почему-то приходят в голову чаще всего именно в тот момент, когда вдруг, в одночасье выросшие твои ученики, в пиджаках и галстуках, такие невероятно молодые и красивые, говорят со сцены слова благодарности и несут охапки цветов... А ты думаешь - а действительно ли я научила их тому, что нужно? Будут ли знания, за которые в школе идет такая изматывающая борьба, востребованы, или осядут ненужным балластом где-то в дальних уголках памяти?

"Будьте успешны, дети!" - говорим мы им. А ЧТО нужно для успеха в современном мире? Все мы знаем расхожую фразу о том, что многознание ума не прибавляет, и, тем не менее, диплом о высшем образовании считаем гарантом успешности... Хотя для перечисления контр-примеров вряд ли хватит пальцев на двух руках у любого учителя, интересующегося дальнейшей судьбой своих учеников. Не гарант... А что - гарант? Какие качества и умения позволят им достичь этого самого успеха? Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление своей жизни, он ставит цели и определяет стратегию их достижения, он анализирует свои и чужие ошибки и корректирует планы, он способен выдвигать неожиданные идеи и воплощать их в реальность. Он – организатор, мыслитель и творец! Итак, список определен: успешный человек должен уметь

 •  организовать свою жизнь (ставить цели и составлять планы),

 •  анализировать,

 •  творить.

Давайте посмотрим, что реально делает школа, для того, чтобы дать возможность своим ученикам преуспеть в жизни? Воспитывает ли она качества, которые на сто процентов пригодятся в жизни? Имеется ли программа, направленная на их развитие? Риторические вопросы…

Изменение школы – вопрос государственного масштаба. Мы же возьмем ответственность за то, что конкретно можно делать уже сейчас. Начнем со способности организовывать, умения планировать свою жизнь - на час, на день, на год, ставить цель и определять шаги, необходимые для ее достижения. Большинство великих людей именно потому и стали великими, что сами составляли план своего самообразования, сами определяли ЧЕМУ и насколько глубоко им надо учиться. Ответственно? Разумеется. Но ведь человек ответственен за свою жизнь, не так ли? Учит ли школа этому детей? Скорее - отучает, заставляя бездумно и безответственно идти по той тропинке, которую проложил учитель. Но сможет ли ребенок сам поставить цель и составить план, скажете вы? Не сможет, если будет всегда выполнять чужие цели и действовать по чужому плану. Дайте ему возможность самостоятельно сделать это, научите его этому, и тогда, возможно, вы иначе сможете ответить на свой вопрос. Планировать - это значит, брать на себя ответственность за потраченное время, наверное, единственный невосполнимый ресурс. (И сразу вопрос - ответственно ли мы, учителя, распоряжаемся чужим бесценным ресурсом - временем наших учеников?)

С чего начать? С творческих заданий оргдеятельностного типа :

 •  поставить цель по предмету на год, на четверть, на неделю. (Например, на первом уроке, каждый год мои ученики заполняют анкету, в которой есть вопросы: что я хочу узнать и чему я хочу научиться на уроке информатики. В конце года - сверяем ожидания и реальные достижения. Это полезно не только детям, но и педагогу.)

 •  составить план домашней работы, работы по курсу, разработать викторину для одноклассников, урок для младших ребят и т.д.

Вторым ориентиром, который мы выделили, является способность осознавать свою жизнь, рефлексировать , обдумывать, искать смысл, выявлять ошибки, пытаться найти другое решение, не бояться своих чувств и эмоций (и негативных в том числе), принимать их, и видеть причины их появления. Почему это так важно? Думаю, каждый легко ответит на этот вопрос - для того, чтобы расти, изменяться, завтра быть лучше, мудрее, чем вчера, чтобы осознанные ошибки стали стартом для победы над собой, а понимание того, что твоя идея работает, расправило крылья. Ведь не случайно, почти все великие люди вели дневники? У Резерфорда есть прекрасное высказывание: "Плохи те люди, которые много работают и мало думают". Мы же возвели работу в ранг гораздо более высокий, чем размышления. Разумеется, нельзя только рефлексировать, ничего не предпринимая и не трудясь. Но гораздо опаснее на мой взгляд, работать и учиться, не осознавая смысла и не оставляя себе время на раздумья, на то, чтобы подумать - ЗАЧЕМ я это делаю, ЧТО мне это дает? Каждые день, каждый урок должен быть осмыслен, иначе 40 минут, проведенные в классе добавятся к времени, потраченному впустую...

О включении рефлексии в урок много говорят и пишут. Однако приживается (и приживается ли?) в школьной практике она с трудом. И причина здесь не в детях, а в учителях, большинство из которых тоже не любят и не умеют задумываться над своей деятельностью. Наши размышления о том, какие качества помогут нашим с вами ученикам стать успешными в жизни близятся к завершению. Умение планировать свою жизнь, составлять план своего личностного роста - это раз. Умение рефлексировать, осознавать каждый день и каждый час своей жизни, делать выводы и извлекать уроки - это два.

 А третье, разумеется, - креативность , полет мысли, творческая жилка, умение видеть в обычном необычное, выдвигать сумасшедшие гипотезы, предпринимать неординарные шаги. Быть творцом! Смысл жизни человека - вопрос на все времена. И все-таки мысль о том, что основное предназначение личности - это творчество в совершенно различных ипостасях, я думаю, не вызывает возражений. Изменять мир, делать его более красивым, совершенным может только человек, которого с детства стимулировали к выражению своего Я, своих мыслей и идей. А не тот, которого всеми силами старались научить делать и думать "как надо".

 А теперь скажите, часто ли в школе мы даем детям такую возможность - проявить себя исследователем, творцом, личностью? Сколько мы даем таких заданий, которые требует не знаний, а способности придумать, фантазировать, строить гипотезы? Сколько мы даем заданий, которые полностью захватывают ум детей - на час, на неделю, на месяц? Заданий, которые вдохновляют на реализацию своих творческих сил самых "слабых" и "безнадежных" наших учеников?

Изменить ситуацию в наших силах. И если менять что-то внутри школы - процесс болезненный и чреватый разнообразными конфликтами, то дистанционное творчество устройству и традициям школы никакой угрозы не представляет: хотим - участвуем, не хотим - не участвуем.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Ребенок должен быть успешным.Как ему могут помочь семья и школа?

В статье описано как дети и мы, взрослые, понимаем, что такое "успешность", какой он - успешный человек, и чем семья и школа   может помочь  ребенку ребенку стать успешным ре...

Британские дебаты. Быть успешным - быть образованным!

Технология урока по обществознанию "Британских дебатов"....

Классное родительское собрание на тему «Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешными»

С  каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения....

Публичная лекция "Учить детей быть счастливыми"

Публичная лекция на конкурс педагогического мастерства "Учитель года". Если вы хотите учить детей быть счастливыми, вызывать у них положительные эмоции. Начните с себя. Учитель сам должен чувствовать ...

Учиться самому, чтобы успешнее учить других. (На чувашском языке)

Ачасен музыка урокӗсенче  вĕренес туртăмĕ пысăклантăр, вĕсен ăс-тăнĕнче   лайăхрах, тĕплĕрех, тарăнрах пĕлес туйăм çуратас тесен, вĕренекенсене кăсăклантарма, илĕртме те пĕлес пулать. Ҫ...