Применение дистанционных образовательных технологий в практике современного образования
статья

В статье представлены основные аспекты дистанционных образовательных технологий в практике современного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnye_obrazov_tehnolog.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №5

г. Ноябрьск, ЯНАО

Ильясова Алёна Владимировна

Применение дистанционных образовательных технологий в практике современного образования

Дистанционное обучение — это образовательный процесс с использованием различных образовательных технологий, позволяющих обучаемым освоить образовательные программы без непосредственного контакта обучаемых и преподавателей.

Современное внедрение технических средств в образовательный процесс в корне изменило систему образования не только в нашей стране. Широкое распространение в последние годы получила такая форма обучения, как дистанционное. Новые требования к знаниям, развитие информационных технологий позволили получать знания дистанционно, по Интернету. Главная особенность дистанционного обучения –это возможность получать образовательные услуги без посещения учебного заведения. Изучение предметов, консультации и общение с преподавателями осуществляется при помощи интернета: электронные письма, различные мессенджеры.

Современное общество отдает предпочтение дистанционному образованию по многим причинам:

- часто болеющие дети и дети-инвалиды;

- свободный график обучения;

- совмещение обучения в образовательной школе с обучением в музыкальной школе или школе искусств;

- обеспечение доступности обучения детей, которые по каким-либо причинам не имеют возможность посещать в данный момент образовательное учреждение;

- возможность не прерывать обучение при введении в школе карантина;

- очевидна необходимость дистанционной формы обучения для детей-инвалидов;

- повышение качества образования в малокомплектных школах;

- проведение дополнительных занятий с одаренными детьми.

Сферы применения дистанционных образовательных технологий самые разнообразные. Они применяются в следующих сферах:

- образовательные учреждения: школы, университеты;

- повышение профессионального мастерства;

- самообразование (получение образования дистанционно);

- телемедицина;

- перепрофилирование и др.

Примеров использования дистанционных технологий много. Современные студенты изучают курсы по программированию, используются электронные учебники, врачи ведут консультации онлайн, специалисты проходят обучение по вебинарам. Особое место в нашем обществе отведено понятию удаленная работа. Удаленная работа (дистанционная, онлайн-работа) такая форма занятости работника, при которой работодатель и работник находятся на расстоянии, на «удалении». При этом нет необходимости соблюдать строгий график работы, определенный дресс-код, посещать офис. Задание, или «работу», исполнитель получает по электронной почте (факс-ранее). Специалисты отмечают, что удаленная работа очень удобна, есть мнение, что и зарплата на «удаленке» выше, чем на обычной работе. Так появилось в русском языке модное слово «фриланс» - способ заработка, который позволяет сотрудничать с разными работодателями (даже одновременно) без постоянного трудоустройства, и «фрилансер»- свободный работник.

Современные дистанционные технологии включают в себя различные методы и средства, которые помогают обучающимся и преподавателям взаимодействовать на расстоянии:

- онлайн- платформы для обучения, предоставляющие доступ к учебным курсам по различным предметам;

- электронные учебники и обучающие материалы в цифровом формате для самостоятельного изучения (например, видеоуроки).

Цель дистанционного обучения в школе- предоставление ученикам элементов универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к современным социально-экономическим условиям в обществе. Такое обучение строится на ведущих информационных технологиях, обеспечивающих быструю и гибкую адаптацию в данных условиях.

Реализация дистанционных образовательных технологий осуществляется с применением информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии учеников и педагогов.

Задача учителя:

- организация образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

- разработка системы и проведение итогового оценивания ученика;

- консультативная поддержка.

Учитель является ответственным за достижение учащимися запланированных результатов обучения.

Задача ученика:

- самостоятельно определять время и форму обучения;

- самостоятельно выбирать последовательность изучения материала;

- изучить материал в соответствии с образовательной программой;

- достичь запланированных результатов обучения.

Основные принципы применения дистанционных образовательных технологий:

- принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе электронная почта, видеосвязь, Интернет-конференции);

- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса;

- принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; позволяющий использовать ученику необходимые учебные ресурсы для реализации индивидуальных учебных интересов;

- принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.

При организации дистанционного обучения особая роль отводится инновационной форме обучения, которая позволяет получать знания через интернет под контролем учителя- тьютора.

При подготовке материала для дистанционного обучения необходимо предусмотреть, чтобы материал был доступен не только в интернет-ресурсах, но и на жестком диске.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от многих факторов:

- организация учебного материала;

- взаимодействие преподавателя и обучаемого;

- используемые педагогические технологии;

- эффективная обратная связь;

- профессиональные навыки педагогов.

Опыт проведения дистанционного обучения показывает, что оно может быть таким же эффективным, как и традиционное при условии использования методов и технологий, обеспечивающих взаимодействие обучаемых, обратную связь с учителем.

Список литературы

  1. Шукшина Е.Е. Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий: статья, Красноярский государственный университет, Красноярск, Россия 2008 г
  2. Коротенков Ю.Г. Дистанционное обучение в системе образования / Ю. Г. Коротенков // Школьные технологии. – 2005. – № 3.
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы / Е. С. Полат // Открытая школа. – 2009. – № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Номинация: «Современные технологии в работе с одаренными детьми»Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциально успешное выполнение деятельности и получение результ...

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера (из опыта работы)

Статья посвящена вопросу внедрения дистанционных образовательных технологий в практику работы с одаренными детьми сельских школ-интернатов Крайнего Севера. Материалы апробированы на базе Панаевской шк...

Успешная практика организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий в приложении Zoom

Дистанционное образование, на которое были вынуждены перейти российские школы, подтолкнуло учителей к использованию различных ресурсов, приложений, сайтов для облегчения педагогической деятельности. У...

"Реализация дистанционных образовательных технологий в практике образовательного учреждения"

Сообщение для педсовета на тему :"Реализация дистанционных образовательных технологий в практике образовательного учреждения"...

Применение дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

В данной статье описана роль дистанционных технологий в инклюзивном образовании, создание инклюзивной образовательной среды нового формата для вовлечения всех участников современного образовательного ...

Применение дистанционных образовательных технологий в инклюзивном образовании

Трудно представить освоение программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, не используя (адаптивные) образовательные программы и методы обучения. В данной статье описана роль дистанцион...

"Современные образовательные технологии в практике дополнительного образования детей"

Описаны современные педагогические технологии, которые применяю в своей деятельности....