"Современные образовательные технологии в практике дополнительного образования детей"
методическая разработка

Кирмишова Татьяна Анатольевна

Описаны современные педагогические технологии, которые применяю в своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Преподаватель по классу фортепиано МАУ ДО «ДШИ г. Печора» Кирмишова Т.А.

2023 год

           Образовательные (педагогические) технологии - это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена как определенная система действий. Учреждение дополнительного образования детей, в отличие от общеобразовательной  школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают различные программы.

Гуманистические взаимоотношения участников образовательного процесса, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.

Виды  педагогических технологий, применяемых   в практике дополнительного образования.

 Технология личностно-ориентированного обучения.

            В трактовке И.С. Якиманской личностно - ориентированное обучение понимается «как обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, её самобытность, самоценность; субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения».

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие, а не формирование заранее заданных индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

            Задача педагога – не просто «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

           В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Технология индивидуализации обучения

           Технология индивидуализации обучения (адаптивная) такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Центральное место в этой технологии отводится ученику, который рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, личным опытом. В начале полугодия педагог составляет индивидуальный репертуарный план для каждого учащегося, предполагающий перспективу развития ученика с учётом оценки его образовательного уровня на данном этапе. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Использование Технологии индивидуализации обучения педагогом обеспечивает психологический комфорт учащегося как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной творческой деятельности.

             

Технология коллективной творческой деятельности

           В основе технологии лежат организационные принципы: 

  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых.

          Цели технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
  • воспитание общественно-активной творческой личности и способствовать  организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

          Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самосовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др.

Технология развивающего обучения

            Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.

           Принципы развивающего обучения:

  •  общее развитие всех обучающихся;
  •  обучение на высоком уровне трудности;
  •  ведущая роль теоретических знаний;
  •  изучение материала быстрым темпом;
  •  осознание детьми смысла процесса обучения;
  •  включение в процесс обучения не столько рациональной, но и  эмоциональной сферы;
  • проблематизация содержания;
  • вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
  • использование логики теоретического мышления:
  • обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;

целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения и т. д.

 Информационные технологии

            Компьютерные технологии обучения.

           Цели информационных компьютерных технологий: 

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности «информационного общества».
  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Применяю нотные тренажёры для начинающих, нотные архивы, видео и аудиозаписи исполнения произведений выдающимися музыкантами.

Здоровьесберегающие технологии

Целью таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам.

Здоровьесберегающие технологии – это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный режим (смена видов деятельности, физкультминутки).

Современные педагогические технологии способствуют  развитию творческих способностей, личностных новообразований, таких как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся. Именно это  и соответствует запросам общества и способствует обеспечению достойного уровня и совершенствованию качества образования.

29 ноября 2021 года мной проведен открытый урок с учащейся 2 класса Яночкиной Дианой на тему: «Работа над полифоническим произведением и этюдами в младших классах ДШИ».                       Цель урока: выявление необходимых исполнительских приёмов звукоизвлечения в процессе работы над полифоническим  произведением и этюдами.          

          Технологии, реализуемые на уроке: развивающего обучения, здоровьесберегающие.

          Были показаны методы работы над мелкой техникой на примерах упражнений Ш.Ганона и Этюдов К.Черни. Проведена физкультминутка. Затем работа над полифонией с применением подтекстовки, понятной ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Применение педагогами доп.образования здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях...

Внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий в практику дополнительного образования детей

Здоровьесбережение в дополнительном образовании выступает как средство активизации учебной деятельности, повышение качества обучения и вызывает интерес к выполнению различных видов деятельности.Цель д...

Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...

«Изучение и применение современных инновационных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей"

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...

«Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей»

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...

Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования

Педагогические технологии дополнительного образования детей направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, оценив...