Психологическая готовность к школьному обучению.
консультация
Психологическая готовность к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ДОУ»
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причино-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Памятка для педагогов
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ О ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬ?"
Воспитатель детского сада должен знать:
- теоретические основы обеспечения преемственности;
- возрастные особенности психического развития пяти-семилетних детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- содержательные компоненты, показатели и критерии готовности шести- семилетних детей к учебной деятельности;
- цели и задачи, которые предстоит решать учителю в подготовительном и первом классах начальной школы;
- содержание образования в подготовительном и первом классах начальной школы;
- методические приемы и формы организации учебной деятельности на начальном этапе школьного обучения;
- современные технологии обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- условия адаптации и факторы дезадаптации шести-семилетних детей в начальный период обучения.
Рекомендации для родителей
«ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ»
•Не изолируйте ребенка от домашних дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не посильно. Хорошо если ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
•Не перехвалите ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните – похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
•Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.
•Не забывайте поощрять и других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
•Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
•Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой.
•Положительно оценивайте ребенка как личность, демонстрируйте доброжелательное отношение к нему. Для этого как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите его в присутствии других детей и взрослых («Я знаю, ты очень старался», «Ты умный мальчик»). Категорически откажитесь от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. («Ты тупой»)
•Не бойтесь указывать в тактичной форме ребенку на ошибки.
•(«Работа хорошая, но зайчик у тебя, Ванюша, сегодня не получился»). Но результаты работы ребенка сравнивайте не с работами других детей, а с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад («Посмотри, сегодня ты завязал шнурки лучше, чем вчера»). Как можно чаще поощряйте детей с заниженной самооценкой.
•Обсуждайте вместе с ребенком способы исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения. («Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы Юля простила тебя?»
Памятка для родителей
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т.д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-12 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
ПОДСКАЗКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.
1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
4. Как называется город, в котором ты живешь?
5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
6. Кем работают твои родители?
7. У тебя есть сестра, брат?
8. Как зовут твоих друзей?
9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
11. Назови дни недели, времена года.
12. Какое сейчас время года?
13. Чем отличается зима от лета?
14. В какое время года на деревьях появляются листья?
15. Как называется планета, на которой мы живем?
16. Как называется спутник Земли?
17. Каких домашних животных ты знаешь?
18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
19. Чем отличается город от деревни?
20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
22. Ты хочешь учиться в школе?
23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
24. Зачем надо учиться?
25. Какие профессии ты знаешь?
26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?
Оценка результатов
Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа. Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к обучению в школу
Статья будет полезна классным руководителям....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/21/picture-99567-1382350264.jpg)
тест для родителей "Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе"
Тест предназначен для родителей , чьи дети идут в первый класс. Тест предлагает 18 вопросов ответив на которые родители смогут определить психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-163077-1355336511.jpg)
Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения
Актуализация знании родителей по проблеме психологической готовности к школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/10/picture-251384-1368178859.jpg)
Презентация "Психологическая готовность к школьному обучению"
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации, в презентации схематически показан цикл полноценного возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/08/picture-1099143-1546935151.jpg)
Рекомендации для родителей "Психологическая готовность к школьному обучению"
Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников....
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/21/picture-1553883-1737458738.jpg)
«Психологическая готовность к школьному обучению»
Родительское собрание на тему "Стили воспитания"...