Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика"
консультация
Консультация для педагогов "Артикуляционная гимнастика" включает в себя теоритический и практический материал по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста. А также список литературы , в которой есть интересные формы и методы проведения артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цели артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков; подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость). Улучшить подвижность артикуляционных органов. Укрепить мышечную систему языка, губ, щек. Ребенку научиться удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений. Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов. Подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.
ПАРУС Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.
Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики? Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а все занятие 10-12 минут. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. Упражнения выполняются ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т, затем делает губами «окошечко», приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает теплую воздушную струйку на ладошку. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть. Статические упражнения: «Дудочка» «Чашечка». 2-я часть. Динамические упражнения: «Маляр» «Дятел» «Лошадка»
Сдуй снежинку. Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [ X ], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
Сопряженная гимнастика, или ТЕАТР ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА Цели занятий: п ривлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями. Методические пояснения. В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и улучшению координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии. Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя — за столами или за общим столом, стоя — в кругу или шеренге) сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчикового языка.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.М.«Гном-Пресс»1998 Куликовская Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.М.«Гном-Д»2006 Пожиленко Е.А.Артикуляционная гимнастика.С-Пб. «Каро»2006 Краузе Е.Н.Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. С-Пб. «Карона22004 Крупенчук О.И.,Воробьева Т.А.Исправляем произношение.С-Пб. «Литера»2007 Крупенчук О.И.,Воробьева Т.А.Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.С-Пб. «Литера»2004 Мальцева М.А.,Костыгина В.Н.Мой логопедический альбом.Ярославль. «Академия развития»2001 Асташина И.В.Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет.«Владис»2008 Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии Екатеринбург «ЛИТУР» 1999 Список литературы для проведения артикуляционной гимнастики .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цели артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков; подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость). Улучшить подвижность артикуляционных органов. Укрепить мышечную систему языка, губ, щек. Ребенку научиться удерживать определенную артикуляционную позу, увеличить амплитуду движений. Уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов. Подготовить речевой аппарат ребенка к правильному произношению звуков.
ПАРУС Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язык в таком положении на счёт восемь-десять. Повтори два-три раза.
Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики? Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5, а все занятие 10-12 минут. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым. Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы, чтобы у ребенка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка. Упражнения выполняются ребенком поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т, затем делает губами «окошечко», приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает теплую воздушную струйку на ладошку. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение.
Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш]. 1-я часть. Статические упражнения: «Дудочка» «Чашечка». 2-я часть. Динамические упражнения: «Маляр» «Дятел» «Лошадка»
Сдуй снежинку. Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [ X ], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).
Сопряженная гимнастика, или ТЕАТР ПАЛЬЧИКОВ И ЯЗЫКА Цели занятий: п ривлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движения мышц пальцев, языка и губ; научить управлению этими движениями. Методические пояснения. В сопряженной гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и улучшению координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии. Проводимая в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз (сидя — за столами или за общим столом, стоя — в кругу или шеренге) сопряженная гимнастика может применяться и как физкультминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их театром пальчикового языка.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.М.«Гном-Пресс»1998 Куликовская Т.А.Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.М.«Гном-Д»2006 Пожиленко Е.А.Артикуляционная гимнастика.С-Пб. «Каро»2006 Краузе Е.Н.Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. С-Пб. «Карона22004 Крупенчук О.И.,Воробьева Т.А.Исправляем произношение.С-Пб. «Литера»2007 Крупенчук О.И.,Воробьева Т.А.Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.С-Пб. «Литера»2004 Мальцева М.А.,Костыгина В.Н.Мой логопедический альбом.Ярославль. «Академия развития»2001 Асташина И.В.Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет.«Владис»2008 Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии Екатеринбург «ЛИТУР» 1999 Список литературы для проведения артикуляционной гимнастики .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.
В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...
Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"
В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...
Консультация "Артикуляционная и пальчиковая гимнастики"
Речь человека не является врожденной способностью, она формируется постепенно и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального состояния звукопроизношения является полноценна...
Консультация для родителей на тему: "Значение утренней гимнастики для дошкольников"
Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимнастику по вине родителей. Так как многие родители считают, что нет большой необходимости соблюдать режим дня дома и в детском саду! Попробую вам доказать, ч...
Консультация для воспитателей "Гимнастика - побудка" в режиме дня.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус каждого ребёнка, а также позабо...
Консультация: "Использование пальчиковой гимнастики, игр и упражнений в формировании речи детей дошкольного возраста."
ldquo;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, аумелые руки снова способствуют развитию мозга”И. П. Павлов...