Методические рекомендации классным руководителям по теме: "Работа с родителями"
материал по теме
Методические рекомендации для классных руководителей по тематике родительских собраний в 1-9 классах.
Формы проведения:
1 класс: беседа с элементами ролевой игры, тренинга; круглый стол + практикум. «семейный совет» с элементами ролевой игры или проигрыванием педагогических ситуаций.
2 класс: практикум с приглашенем различных сппециалистов; семинарское занятие с решением конкретных ситуаций;собрание – диспут.
3 класс: презентация семейного опыта;ролевая игра; родительская конференция;
4 класс: деловая, ролевая игра; мастерская общения (игры общения).
5 класс: круглый стол; практикум (возможно проведение вместе с учителями-предметниками, работающими в этом классе, психологом).
6 класс;: педагогический треугольник; семинар-практикум; родительский ринг.
7 класс: дискуссионный клуб; творческая встреча с обменом мнений; вечер вопросов и ответов. Ролевая игра.
8 класс: встреча, вечер вопросов и ответов; лекция + психологический практикум; родительские чтения; педагогическая мастерская.
9 класс: родительская конференция; «откровенный разговор»; практикум; дискуссия; социально-психологический тренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями
(методические рекомендации)
1 КЛАСС
ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ
Форма проведения: беседа с элементами ролевой игры, тренинга.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей со школой, администрацией, педагогами, психологическими службами школы и друг с другом.
2. Помочь семье подготовиться к обучению ребенка в первом классе. Желательно пригласить на первое собрание обоих родителей.
Возможный план проведения:
1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией, педагогами класса, психологом.
2. Представление педагога, который будет работать с классом. (Педагог рассказывает о себе, своей семье, своей педагогической деятельности).
3. Экскурсия по школьному зданию.
4. Знакомство с учебно-воспитательным процессом школы.
5. Самопрезентация семей. (Рассказать о себе, членах своей семьи, традициях и об ожиданиях, которые связаны у него со школой).
6. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».
Рекомендуемая литература:
1. Дереклеева Н. И. Родительское собрание в 1-11 классах. – М.: Вербум - М, 2001.
2. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки: Вып.1/ под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001.
3. Слова С.Л. Нетрадиционные формы проведения родительских собраний и коллективных творческих собраний и коллективных творческих мероприятий с участием родителей // Начальная школа. – 2001. - № 3.
4. Поляков С.Д. Технология тренинга // Классный руководитель. - 2000. - № 3.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.
Форма проведения: круглый стол + практикум.
Задачи собрания»:
1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей к школе в первый год обучения.
2. Дать практические советы по организации общения с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
1. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
2. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
3. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
4. Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Каким им быть».
Рекомендуемая литература:
1. Шульгина В.П. Какой он наш ребенок //25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
3. Ивановская О. Г., Савченко С. Ф. Чем вызваны трудности школьной адаптации у первоклассников // Начальная школа.-1999. - № 1.
ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА: КАК К ЭТОМУ ОТНОСИТЬСЯ?
Форма проведения: «семейный совет» с элементами ролевой игры или проигрыванием педагогических ситуаций.
Задачи собрания:
1. Ознакомить с результатами диагностики в классе.
2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Вопросы для обсуждения:
1. Как проявляются эмоции у детей?
2. Как мы на них реагируем?
3. Чем мы можем помочь нашим детям?
4. Советы педагога и психолога.
Рекомендуемая литература:
1 Паудермэйкер Ф. Гримес Л. Дети в семье – М. 1998.
2. Рогов Эмоции и воля. – М.: Владос, 2001.
3. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – М.: Просвещение , 1997.
2 КЛАСС
ЗДОРОВЬЕ НАШЕГО РЕБЕНКА: СОВЕТЫ КАК ЕГО СОХРАНИТЬ
Форма проведения: практикум (возможно с приглашением медицинского работника, учителя физкультуры, валеолога, психолога, специалиста по питанию и психолога).
Задачи:
1. Обсудить с родителями физическое и психическое развитие детей.
2. Показать виды и формы оздоровления.
Вопросы для обсуждения:
1. Физическое и психическое здоровье: как правильно его сохранить.
2. Значение правильного питания и физической культуры для полноценного развития личности.
3. Практические советы специалистов (советы по питанию, по сохранению осанки, дыхательная гимнастика, по снятию психоэмоционального напряжения).
Рекомендуемая литература:
1. Размышления школьного врача // 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Владос-пресс, 2002.
3. Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья и семьи. – М., 1992.
АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ.
Форма проведения: семинарское занятие с решением конкретных ситуаций.
Задачи:
1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
2. Помощь родителям понять причины агрессии детей и найти способы ее преодоления. (Что стоит за словом «агрессия»? Почему она возникает? Как ее преодолеть?)
Вопросы для обсуждения:
1. Причины детской агрессии.
2. Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
3. Пути преодоления детской агрессивности. Правила семьи по преодолению детской агрессии.
Рекомендуемая литература:
1. Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации. – М, 2002. (также печатались в журнале «Воспитание школьников», 2000-2002).
2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2002.
3. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: Аст-пресс, 1999.
МУЗЫКА И ТЕЛЕВИЗОР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
Форма проведения: собрание – диспут.
Задачи:
1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором, на то, какую музыку слушают дети.
2. Определить наименование и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
1. Статистика о роли музыки и телевидения в жизни ребенка.
2. Влияние музыки и передач на формирование характера, настроения и познавательной сферы ребенка.
Рекомендуемая литература:
1. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2000.
3 КЛАСС
ТРУД В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ.
Форма проведения: презентация семейного опыта.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с положительным опытом воспитания, с формами трудового участия ребенка в жизни семьи и школы.
2. Определить роль семьи в воспитании трудолюбия у детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Труд и его значение в жизни ребенка.
2. Интеллектуальный труд.
3. Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.
Рекомендуемая литература:
1. Трудовое воспитание в семье // 25 современных тем родительских собраний в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1 – 11 классах. М.: Вербум – М 2001.
СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ.
Две эти темы могут перекликаться и быть объединены, возможны домашние задания (например, трудовые традиции в семье), проведение родительской мини-конференции.
Форма проведения: ролевая игра, презентация семейного опыта.
Задачи:
1. Познакомиться с интересным опытом семейного воспитания, национальными традициями.
2. Показать значение семейных праздников, семейного этикета и народных традиций.
3. Развить навыки семейного общения, семейных традиций.
Ход собрания:
1. Значение семейных праздников и традиций.
2. Значение этикета в семье.
3. Ролевая игра «Семейный праздник».
4. Выступление родителей из опыта семейного воспитания.
Рекомендуемая литература:
1. Праздник в семье // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Суслопарова Л.Д. Семейные традиции. – М., 1979.
3. Рожнова П. Семья в народных традициях // Воспитание школьников. – 1998.-№ 5.
4. Долгих Г.В. Праздник «семья». Традиции и праздники //Классный руководитель 2001. - № 2
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ».
Форма проведения: родительская конференция по обмену опытом.
Задачи:ролевая игра,
1. Обратить внимание на «секреты воспитания» в семье.
2. Познакомить с интересным опытом семейного воспитания.
3. Формировать педагогическую рефлексию родителей.
Вопросы для обсуждения:
1. Что необходимо для того, чтобы царило счастье в семье?
2. Что значит «любить детей»?
3. В чем заключается «искусство воспитания»?
Рекомендуемая литература:
1. Искусство любить детей // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
2. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей.
4. Фромм А. Азбука для родителей – М., 1994.
5. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: Аст-пресс, 1999.
4 КЛАСС
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА.
Форма проведения: деловая, ролевая игра.
Задачи:
1. Выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, формах и методах содействия развитию личностных качеств личности ребенка.
2. Способствовать сплочению коллектива детей, педагогов и родителей.
Ход игры:
1. Подготовительный этап (диагностика, подбор вопросов, подготовка оформления).
2. Выступление классного руководителя, психолога по итогам диагностики и определение проблем.
3. Разделение родителей по ролевым группам («учащиеся», «родители», «администрация», «педагоги», «эксперты»).
4. Мозговой штурм.
5.Подведение итогов и самоанализ родителей.
Рекомендуемая литература:
1.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М., 1996.
2.Миллер В.С. Как по-настоящему любить детей // Классный руководитель. 1998.- № 6.
3.Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. - М.: Вербум, 2001.
ИГРЫ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ.
Форма проведения: мастерская общения (игры общения).
Задачи:
1. Определить значение общения в жизни человека.
2. Познакомить с видами общения в различных ситуациях.
План проведения:
1. Виды общения.
2. Общение ребенка в семье.
3. Проблемы общения в детском коллективе.
4. Игры общения.
5. «Мои ощущения» (проведение рефлексии родителей).
Рекомендуемая литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2002.
2. Дружинин В.И. Психология семьи – М., 1996.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1997.
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ И ЕГО РОЛЬ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ.
Форма проведения: беседа, «разговор по душам».
Задачи:
1. Оценить развитие самостоятельности у учащихся.
2. Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов учета за четыре года.
План проведения:
1. Анализ классным руководителем развития самостоятельности учащихся.
2. Анализ психолого-педагогическим консилиумом (педагогическим советом) результатов четырех лет обучения и общие рекомендации родителям. Рекомендации по развитию навыков самостоятельности у детей в семье.
3. Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.
Рекомендуемая литература:
1. Глассер У. Школа без неудачников М.: Прогресс, 1991.
2. Глушкова В.С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. 2001.-№ 7.
5 КЛАСС
«ПЕРВЫЕ ПРОБЛЕМЫ». ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ.
Форма проведения: круглый стол.
Задачи:
1. Познакомиться с родителями и их характеристиками
своих детей.
2. Рассказать о УВП, требованиях к обучению, первыми возникшими проблемами.
Вопросы для обсуждения:
1. Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.
2. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьников.
Рекомендуемая литература:
1. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.: Пед. общество России, 2000.
2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2000.
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ.
Форма проведения: практикум (возможно проведение вместе с учителями-предметниками, работающими в этом классе, психологом).
Задачи:
1. Познакомить родителей с трудностями обучения детей.
2. Научить родителей видам оказания помощи детям в учебе.
План проведения:
1. Диагностика трудностей в обучении детей.
2. Практические советы родителям.
Рекомендуемая литература:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 1996.
2. Адаптация и резервы человека. / Сост. М.Ч. Кочеткова, М.Н. Завьялова – Псков, 2000.
3. Глассер У Школа без неудачников – М.: Прогресс, 1991.
4. Глушкова В.С. Система согласования с семьей целей и способов развития ребенка в процессе обучения в школе // Классный руководитель. 2001.- № 7.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА.
Форма проведения: обмен мнениями.
Задачи:
1. Рассмотреть влияние культурных ценностей семьи на познавательные качества личности.
2. Познакомить с положительным опытом семейного воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Книга и ее значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.
2. Культурные традиции семьи.
3. Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.
4. Обмен опытом родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: национальных традициях; чтение книг; газет и журналов, посещение театров и музеев, знакомство с природой, совместные игры, туристические походы и т.д.
5. Мини-лекция классного руководителя о влиянии культурных традиций семьи на познавательную активность ребенка (связать ее с мнениями, высказанными в процессе обсуждения темы собрания).
Рекомендуемая литература:
1. Книга в семье и духовное развитие ребенка // 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону.: Феникс , 2002.
2. Беляков Е. 365 развлечений для ребенка. М.: Айрис-пресс, 2001.
6 КЛАСС
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.
Форма проведения: педагогический треугольник.
Задачи:
1. Обсудить физические, индивидуально-возрастные проблемы детей.
2. Определить роль семьи и школы в физическом воспитании и развитии детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Физические проблемы взросления детей (выступление врача).
2. Задачи физического воспитания, требования к уроку, проблемы класса, пути их решения, спортивные кружки и секции (выступление учителя физической культуры)
3. Проблемы физического развития учащихся, пути решения проблемы в классе (выступление классного руководителя).
4. Обмен мнениями – педагоги, родители и дети.
Рекомендуемая литература:
1. Зайцев Г.К. Школьная валеология. - СПб., 1997.
2. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2000.
ВОЛЯ И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ
Форма проведения: семинар-практикум.
Задачи:
1. Определить значение семьи в формировании волевых качеств у детей.
2. Дать рекомендации родителям по преодолению негативных явлений.
Вопросы для обсуждения:
1. Роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов.
2. Значение семьи в преодолении ребенком негативных черт характера.
3. Мнение учащихся о себе и своих волевых качествах
( анализ анкетирования детей и родителей по оценке личностных качеств ).
Рекомендуемая литература:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2000.
2. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2001.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ…РОДИТЕЛЕЙ.
Форма проведения: родительский ринг.
Задачи:
1. Определить роль родителей в становлении личности ребенка.
2. Рассмотреть и проанализировать педагогические ситуации на проблемы, волнующие детей, педагогов и родителей (значение примера родителей, как реагировать на индивидуально-возрастные особенности развития детей и т.д. ).
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя (по результатам бесед, диагностики с детьми и родителями).
2. Определение семейных команд.
3. «Заповеди воспитания» (решение педагогических ситуаций).
4. Рефлексия и подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
1. Педагогический такт... родителей // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
2. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996.
3. Азбука любви: Книга для родителей – М., 1996.
4. Корягина О.П. Педагогический ринг // Классный руководитель – 2000.- № 8.
7 КЛАСС
МАЛЬЧИК НЕ ДЕВОЧКА. ДЕВОЧКА НЕ МАЛЬЧИК... ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Задачи:
1. Познакомить с половозрастными особенностями развития детей.
2. Определить пути решения проблем, связанных с поло-
возрастными особенностями развития детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Значение семьи в период полового созревания ребенка.
2. Физиология подростка.
3. Пути решения проблем, связанных с половым созреванием (педагогические ситуации для родителей).
Рекомендуемая литература:
- Тархова Л.П. Мальчик, мужчина, отец. М., 1992.
- Попова Л. Воспитание сына. // Воспитание школьников. 2001.- № 3.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. М., 1985.
СЕМЬЯ – ЭТО...
Форма проведения: творческая встреча с обменом мнений.
Задачи:
1. Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья».
2. Подвести учащихся и родителей к необходимости взаимопонимания в семье и определения роли каждого в ней.
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимопонимание в семье. Пути достижения.
2. Кто я? Личность каждого в семье (проведение рефлексии).
Рекомендуемая литература:
1. Афанасьева Т.М. Семья. М., 1988.
2. Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив. М., 1990.
3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1999.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. КАК ИМ ПРОТИВОСТОЯТЬ?
НАРКОТИКИ: КАК ОТ НИХ УБЕРЕЧЬСЯ?
Форма проведения: вечер вопросов и ответов. Ролевая игра.
Задачи:
1. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией, статистикой по данной проблеме.
2. Обсудить с родителями проблемы, которые возникают, и убедить их в необходимости обсуждения этой проблемы в семье.
Вопросы для проведения:
1. Краткое сообщение классного руководителя (психолога).
2. Определение проблем.
3. Пути решения проблем (в форме ролевой игры).
Рекомендуемая литература:
1. Шаг за шагом к погибели // 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
2. Успенская И.А. Родительское собрание: Подростки и наркотики в современном мире // Классный руководитель. 2000.- № 1.
3. Предупреждение употребления алкоголизма и наркотиков школьниками / В.Н. Касаткин и др. - Казань, 2002.
8 КЛАСС
НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ СЕМЬИ – НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ ЖИЗНИ.
Форма проведения: встреча, вечер вопросов и ответов.
Задачи:
1. Познакомить родителей с нравственными ценностями
отдельных семей.
2. Обратить внимание родителей на правовые нормы, регулирующие поведение людей в обществе.
Вопросы для обсуждения:
1. «Закон и ответственность» (выступление представителя правоохранительных органов).
2. Анализ классных руководителей развития коллектива класса за несколько лет и определение задач на будущее.
3. Разбор педагогических ситуаций (нравственные проблемы).
4. Анализ анкетирования детей и родителей по проблеме.
Рекомендуемая литература:
1. Бодина Е, Ашеулова К. Педагогические ситуации. М, 2002.
2. Саматова А. Диалог с родителями. Этика родительской любви // Этическое воспитание. 2003.- № 1.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА.
Форма проведения: лекция + психологический практикум.
Задачи:
1. Познакомить с индивидуально-возрастными особенностями развития подростка.
2. Обратить внимание родителей на проблемы, возникающие в этом возрасте и как их решать.
Вопросы для обсуждения:
Психологические и возрастные особенности подростка (выступление психолога).
Анализ процесса взросления детей (выступление классного руководителя).
Ответы специалистов на вопросы родителей по теме собрания.
Рекомендуемая литература:
1. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. – М., 1998.
2. Мир детства: подросток. М., 1989.
3. Черепахова Е.М. Воспитание без слез – М., 1998.
ЧЕЛОВЕК, КОТОРОМУ Я ДОВЕРЯЮ.
Форма проведения: родительские чтения.
Задачи:
1. Определить роль отца в воспитании.
2. Обсудить сочинения учащихся, произведения Сухомлинского В.А.
3. Проанализировать собственное понимание родителями проблем, предложенных на «родительских чтениях».
Вопросы для обсуждения:
1. Анализ сочинений учащихся.
2. Сухомлинский В.А. «Письма к сыну».
3. «Высокое доверие» (самоанализ родителей).
Рекомендуемая литература:
1. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. Родительская педагогика.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!
3. Отец и воспитание детей // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов на Дону.: Феникс, 2002.
НЕМНОГО ОБ ИСКУССТВЕ ВОСПИТАНИЯ.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Задачи:
1. Определить «секреты воспитания».
2. Познакомиться с интересным опытом семейного воспитания.
Вопросы:
1. «Театральные сцены» из семейного опыта.
2. Обсуждение и проигрывание педагогических ситуаций.
3. Сов местные «педагогические советы».
Рекомендуемая литература:
1. Стили воспитания // 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
2. Бодина Е., Ащеулова К. Педагогические ситуации. М., 2002.
3. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1999.
9 КЛАСС
ВЫБОР ДАЛЬНЕЙШЕГО ПУТИ: ЗА И ПРОТИВ.
Форма проведения: родительская конференция.
Задачи:
1. Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами интересов в получении профессии.
2. Организовать встречу с представителями различных профессий, учебных заведений.
3. Познакомиться с интересным опытом выбора профессионального пути родителей.
Вопросы для обсуждения:
Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.
Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей.
Знакомство с профессиями родителей.
Рекомендации психолога по профориентации.
Рекомендуемая литература:
1. Снайпер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., 1997.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
3. Анализ контрольных работ, диктантов и т.д. (объективные оценки качества образования).
4. Педагогические советы «Поговорим о воспитании ума».
Рекомендуемая литература:
1. Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников // Классный руководитель. 2000.- № 3.
2. Жариков Е.С. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991.
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК. КАКОЙ ОН?
Форма проведения: «откровенный разговор».
Задачи:
1. Познакомить родителей с причинами, которые приводят к «трудному поведению» ребенка.
2. Развить умения поиска выхода в трудных ситуациях общения с детьми.
Вопросы для проведения «разговора»:
1. Выступление классного руководителя, психолога по проблеме.
2. Выступление представителя инспекции по делам несовершеннолетних.
3. Собеседование с родителями соответствующих специалистов.
4. Поиск путей выхода из трудных ситуаций.
Рекомендуемая литература:
1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991.
2. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. М., 1991.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ В СЕБЕ РАЗВИТЬ?
Форма проведения: практикум (возможен совместный практикум).
Задачи:
1. Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей.
2. Дать советы, как помочь детям их сформировать.
Вопросы для обсуждения:
1. Что значит – быть ответственным человеком?
2. Влияет ли ответственность на формирование самоконтроля и самооценки?
3. Как сформировать в себе ответственность? (Анализ результатов предварительного «мозгового штурма» учащихся класса).
Рекомендуемая литература:
1. Рыбакова Н.А. Путеводитель профессионального самоопределения. – Псков, 1998.
2. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.
3. Вайнцвайг И. Десять заповедей творческого саморазвития. – М., 1990.
ДРУЗЬЯ И КОМПАНИЯ МОЕГО СЫНА (ДОЧЕРИ).
Форма проведения: дискуссия.
Задачи:
1. Определить представление родителей и детей о друзьях и сверстник ах, потребностях в общении.
2. Помочь разобраться родителям и детям о мнимой и правдивой дружбе.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему мне не нравится друг сына (дочери)?
2. Друг или товарищ? Какой друг нужен моему ребенку?
3. Как справляться с давлением сверстников?
Рекомендуемая литература:
1. Мир детства: юность. – М, 1989.
2. Снайпер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., 1997.
3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2000.
ПОГОДА В ДОМЕ (КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТА В СЕМЬЕ?)
Форма проведения: социально-психологический тренинг (проводится психологом, социальным педагогом).
Задачи:
1. Определить возникающие конфликтные ситуации в семье.
2. Научить родителей выходам из конфликтных ситуаций и умению анализировать ситуации.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему возникают конфликты в семье?
2. Как выходить из конфликтных ситуаций?
Рекомендуемая литература:
1. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт. – М., 1988.
2. Марунич Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями // Воспитание школьников. – 2002. - № 5.
3. Кондрунина Т. Как избежать семейных ссор // Воспитание школьников. – 2003.
- № 2.
ВАШ РЕБЕНОК ВЫРОС: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ».
Форма проведения: беседа.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с индивидуально-психологическими особенностями развития выпускников.
2. Дать советы родителям, как правильно построить отношения с «взрослыми детьми».
Вопросы для обсуждения:
1. Взрослые дети и родители: взаимопонимание и проблемы.
2. Как правильно расставить акценты в воспитании?
Рекомендуемая литература:
1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 2000.
2. Мир детства: юность. – М., 1989.
3. Марунич Е. Взаимоотношения старшеклассников с родителями // Воспитание школьников. – 2002. - № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»
Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...
Презентация на тему "Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда для обучающихся "
Рекомендации для классных руководителей по проведению инструктажей...
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ
Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....
Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися
Методические рекомендации классному руководителю по проведению инструктажа по охране труда с обучающимися...
Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ
Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...
Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Методические рекомендации классному руководителю по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию...
Методические рекомендации классному руководителю по работе с "трудными" подростками
Система работы классного руководителя с "трудными" обучающимися...