Технология индивидуального обучения.
статья

Оськина Софья Александровна

Соотношение понятий "индивидуализация" и "диифференциация"  в педагогическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_individualizatsii.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технология индивидуализации обучения

Соотношение понятий «индивидуализация» и «дифференциация» в педагогическом процессе

Индивидуальное обучение – это модель организации образовательного процесса, в которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся, а один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Индивидуальное обучение призвано полностью приспособить содержание, методы и темп учебной деятельности обучающегося к его особенностям, следить за каждым его действием и операциями при решении конкретных задач. Отслеживать его продвижение от незнания к знанию, своевременно вносить необходимые коррекции в деятельность обучающегося и педагога, адаптировать их к постоянно меняющейся, но контролируемой со стороны педагога и обучающегося ситуации.  

Такой подход позволяет обучающемуся организовывать свою деятельность экономно, контролировать свои силы, работать в оптимальном темпе, что способствует достижению высоких результатов в учебной деятельности. Но в таком виде индивидуальное обучение в массовом образовании применяется ограниченно.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, основанный на реализации в образовательном процессе индивидуальной модели взаимодействия педагога с отдельными обучающимися. Данная модель создана с учетом их личностных особенностей. Индивидуальный подход ориентирован на учет индивидуальных особенностей обучающегося в процессе обучения.

Термины «индивидуализация» и «дифференциация», как правило, рассматриваются в единстве. Характер их взаимосвязи рассматривают по-разному:

  •  дифференциация приравнивается к индивидуализации;
  •  индивидуализация является составляющей дифференциацией (как частный случай);
  •  дифференциация является средством индивидуализации образования.

 Наиболее точно объясняет соотношение данных понятий последнее определение, оно показывает, как их общность, неразрывность, так и специфику. Рассмотрим определения.

Индивидуализация – это учёт индивидуальных особенностей обучающихся в образовательном процессе, создание оптимальных условий для проявления и развития личности как индивидуальности через выбор соответствующий её возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.

Дифференциация – разделение обучающихся для отдельного обучения на основании каких-либо индивидуальных особенностей. Важным дополнением является то, что эти группы могут быть как стабильными, так и относительно стабильными, а отдельное обучение – как постоянным, так и временным.

На уровне создания отдельных конкретных технологий идеи дифференциации и индивидуализации образования оформились лишь на рубеже 1990-х годов.

Технология индивидуализированного обучения – это организация образовательного процесса, при которой приоритетными являются индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения.

Индивидуализацию обучения можно считать «проникающей технологией», так как индивидуальный подход как принцип существует во всех технологиях в разных мерах.

Технологии, которые делают индивидуализацию основным средством достижения целей образования и обладают всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему.

Основные характеристики для классификации технологий индивидуализированного обучения.

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По приоритетному фактору развития: комплексные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По ориентации на личностные структуры: информационные; знания, умения, навыки + способы умственных действий.

По характеру содержания: обучающие, светские, гуманитарные, общеобразовательные, личностно-ориентированные + дидактоцентрические, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучающихся: все категории.

Приоритет целей технологий индивидуализированного обучения:

  •  обеспечение сохранения и развитие потенциальных возможностей ребенка, его индивидуальности;
  •  предупреждение неуспеваемости обучающихся, за счет индивидуализации выполнения учебных программ каждым обучающимся;
  •  формирование личностных качеств: творчества, самостоятельности, трудолюбия;
  •  повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;
  •  опора на зону ближайшего развития каждого обучающегося при формировании общеучебных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология индивидуального обучения"

Обучение в малокомплектной школе требует нетрадиционного подхода. Технология индивидуального обучения пзволяет обучать каждого в собственном темпе....

Презентация "Мастер-класс по применению технологии индивидуального обучения в 5 классе"

Применение технологии индивидуального обучения на уроке математики в 5 классе по теме "Комбинаторика"...

Использование технологии индивидуального обучения на занятиях по плаванию.

Дано описание технологии индивидуального обучения на занятиях по плаванию....

Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа  по технологии  (индивидуальное обучение на дому) 9 класс на 2013-2014 учебный год .Тематическое планирование по технологии  составлено в соответствии с авторской прог...

Новые технологии индивидуального обучения

Выступление на семинаре "Новые технологии индивидуального обучения"...

Презентация "Технология индивидуального обучения"

Данная презентация использовалась во время выступлений по распространению опыта по использованию ТИО....

Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение). 8 класс

Рабочая программа по технологии (индивидуальное обучение) в 8- х классах разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования и...