Профессиональное выгорание педагогов: причины, проявления, последствия.
учебно-методическое пособие

Лобанова Анна Александровна

Профессиональное выгорание – термин, многим из нас знакомый. В наш обиход он вошёл относительно недавно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное выгорание педагогов: причины, проявления, последствия.

Профессиональное выгорание – термин, многим из нас знакомый. В наш обиход он вошёл относительно недавно. Проблемой профессионального выгорания начали заниматься в 70-х г.г. прошлого века в Америке. Тогда медики и психологи пришли к открытию особой формы «стресса общения», которую американский психиатр Х. Фрейденберг предложил называть «выгорание».

 В качестве основного «носителя стресса» рассматривались люди социономических профессий (профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми). По данным ВОЗ (2005 г.) от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социономических профессий, но больше всего учителя (около 60% педагогов обращаются за помощью). Психологи распределили людей по  группам риска, предрасположенным к профессиональному выгоранию. В группу риска попадают сотрудники, которые вынуждены длительное время общаться со множеством различных людей; люди, чьи индивидуально-психологические особенности не согласуются с необходимостью постоянного общения; люди, испытывающие постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с работой; женщины, которые переживают внутреннее противоречие между работой и семьёй; сотрудники, работающие в условиях острой нестабильности; работники спасательных служб.  

Как видно, сейчас специалисты рассматривают выгорание как следствие влияния целого комплекса факторов, основными из которых являются организационные, ролевые, личностные.

Организационные  факторы:

  • Организация рабочего пространства (жара, холод, отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах);
  • Отсутствие позитивной оценки деятельности со стороны руководителей и коллег;
  • Многочасовая работа (ненормированный рабочий день);
  • Низкий социальный статус профессии;
  • Авторитарный стиль руководства администрации.

Ролевые факторы:

  • Конфликт ролей (семья или работа);
  • Ролевая неопределённость;
  • Напряженные конкурентные отношения между сотрудниками;
  • Психологическая несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами.

Личностные факторы:

  • Мотивы деятельности и оценка её значимости;
  • Излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих;
  • Перфекционизм (синдром отличника).

Профессиональное выгорание как результат стресса  проявляется на психосоматическом и личностном уровнях. На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как:

  • Усталость;
  • Утомление;
  • Истощение;
  • Бессонница;
  • Пищевые нарушения.

К симптомам личностного проявления относят:

  • Негативное отношение, агрессивные чувства к ученикам, их родителям;
  • Злоупотребление кофе, табаком, спиртными напитками;
  • Скудность репертуара рабочих действий;
  • Негативная «Я-концепция»;
  • Упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия, чувство бессмысленности);
  • Переживание бессмысленности от людей и обстоятельств

Синдром выгорания включает три основных компонента:

Эмоциональное выгорание – состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности и снижении эмоционального фона.

Деперсонализация – это утрата «чувства Я», обезличивание. Различают два варианта деперсонализации: в первом случае специалист «деперсонализирует» себя (отказывается быть личностью, становится конформным и зависимым от других, считает, что от него ничего не зависит, отказывается от самостоятельных решений); во втором – специалист «деперсонализирует» другого человека.

Редукция (обесценивание) своих профессиональных достижений, которое также может проявляться в двух вариантах: либо как тенденция негативно оценивать себя и занижать свои профессиональные достижения, либо как негативное отношение к «объектам» своего труда и профессиональным обязанностям.

Профессиональное выгорание – это процесс, который постепенно разворачивается во времени и проходит определённые стадии своего развития. Выделяют пять стадий развития выгорания.

  1. Предупреждающая стадия – происходит  сужение жизненного пространства личности до профессиональной деятельности, характерна чрезмерная вовлечённость в работу, чрезмерная активность, отказ от потребностей, не связанных с работой. Как следствие – эмоциональное истощение: чувство усталости, бессонница, невнимательность.
  2. Первая стадия выгорания – происходит включение механизмов отчуждения: работа не приносит радость, наблюдается отстранённость в отношениях с людьми, раздражительность. Проявляется в трёх видах: по отношению к сотрудникам и ученикам (утрата положительного восприятия коллег, переход от помощи ученикам к надзору и контролю, доминирование стереотипного поведения, проявление негуманного отношения к людям); по отношению к остальным окружающим (отсутствии эмпатии, безразличие, стремление уклониться от контактов); по отношению к профессиональной деятельности (нежелание идти на работу, стремление искусственно продлить перерывы в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, проявление неудовлетворённости работой).
  3. Вторая стадия выгорания – происходит отчуждение от людей, раздражение, негативные чувства по отношению к людям, безразличие. На второй стадии выгорания основными эмоциональными реакциями становятся депрессия и агрессия. Наблюдается снижение концентрации внимания, ригидность мышления,  отсутствие воображения.
  4. Третья стадия выгорания – истощение, которое захватывает все уровни личности: деформация жизненных ценностей, психосоматические проявления, развиваются различные виды зависимостей. Психосоматические  проявления: постоянные головные боли, тошнота, апатия, сонливость или бессонница, снижение иммунитета, повышение давления, тахикардия, боли в позвоночнике, расстройство пищеварения.
  5. Завершающая стадия – это стадия  разочарования и отчаяния. Для неё характерны ощущение пустоты, беспомощности и бессмысленности не только работы, но и жизни.

Профессиональное выгорание – проблема, с которой всем нам приходится считаться. Самый первый шаг на пути борьбы с выгоранием – это признание факта его существования, осознание проблемы. Только признав это, педагог сможет двигаться дальше и помочь себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Особенности профессионального выгорания педагогов начальной школы и учителей физической культуры

В статье   описаны симптомы, стадии, факторы и тип выгорания учителей физической культуры и учителей начальной школы.Опрос и анкетирование проводились в выборке более чем зо педагогов опреде...

Профессиональное выгорание педагогов и как себе помочь

Причины эмоционального выгорания педагогов, способы коррекции , премы регулирования настроения, способы выхода из затруднительных ситуаций....

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Причины и следствия «профессионального выгорания» педагога

СЭВ ПЕДАГОГОВ :(Я РАЗМЕЩАЮ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ ИСПОЛЬЗОВАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ "СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ"ПРЕЗЕНТАЦИЮ МОЖНО ДЕМОНСТРИРОВАТЬ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ, НА ГМО, ШМО...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....

Профессиональное выгорание педагогов - причины, профилактика, способы преодоления

Эмоциональное выгорание - это состояние эмоционального, физического и умственного истощения. Возникает в результате внуутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующего "освобожден...