ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).
статья на тему
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ,КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ВСООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 19.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ОСНОВА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, В СООТВЕТСТВИЕ С ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).
В соответствие с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержательный раздел АООП (адаптированной основной образовательной программы), который определяет общее содержание образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа духовно – нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры:
1 класс- 4 классы: формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно - продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании воспитанника поступать «хорошо»;
формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования личностной культуры:
5 – 9 классы: формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование критичности к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования социальной культуры:
1 класс- 4 классы: воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование чувства причастности к коллективным делам; развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования социальной культуры:
5-9 классы: пробуждение чувства патриотизма и веры в Россию и свой народ;
формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование чувства личной ответственности за свои дела и поступки; проявление интереса к общественным явлениям и событиям; формирование начальных представлений о народах России, их единстве многообразии.
Задачи духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области формирования семейной культуры:
1 класс- 4 классы: формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
5 – 9 классы: формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; активное участие в сохранении и укреплении положительных семейных традиций.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются не только общеобразовательной организацией, но и семьёй, внешкольными организациями по месту жительства.
Взаимодействие общеобразовательной организации и семьи имеет решающее значение для осуществления духовно- нравственного уклада жизни обучающегося. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют организации дополнительного образования, культуры и спорта.
Таким образом, важным условием эффективной реализации задач духовно-нравственного развития обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива общеобразовательной организации.
Духовно-нравственное воспитание является наиболее значимым направлением воспитательной работы в специальной коррекционной школе. И его следует рассматривать как всестороннее воздействие на духовное и физическое развитие школьников с умственной отсталостью, которое способствует формированию нравственных взглядов, убеждений, мировоззрения, навыков и привычек поведения, чувств, морально-волевых черт характера.
Воспитание в специальном коррекционном учреждении осуществляется по тем же признакам, что и в массовых образовательных учреждениях, но существуют и специфичные для специальных учреждений принципы:
1. Единство обучения и воспитания в процессе исправления недостатков психофизического развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
2. Доступность воспитания – организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей детей с умственной отсталостью.
3. Воспитание в труде.
4. Уважение к личности обучающегося с интеллектуальными нарушениями параллельно с разумной требовательностью.
5. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании – всестороннее изучение личности обучающихся с умственной отсталостью и определение воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуально-типологических особенностей детей.
6. Решающая роль воспитателя в формировании личности обучающегося с умственной отсталостью.
Важным источником духовно - нравственного опыта обучающихся воспитанников с умственной отсталостью является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т .д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»
выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....
Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...
Тема выступления» «Духовно-нравственное воспитание как основа развития гармоничной личности»
Тема духовно-нравственного воспитания подростающего поколения - одно из ведущих направлений ФГОС....
«Духовно – нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» статья
Статья на тему: Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося". Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школ...
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося
Данная статья является материалом к педсовету...