Консультация "Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
консультация

Елисеева Татьяна Константиновна

Информация для педагогов и родителей о здоровьесберегающих технологиях, используемых логопедами

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля



Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.



Подготовила: учитель-логопед Елисеева Т.К.



2020 г.

         Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.

    Использование здоровьесберегающих технологий оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению организма ребенка в целом.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий :

  • обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья,

  • сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни,

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

       К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:

  • индивидуализацию психологических и  педагогических воздействий;
  •  согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных  каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);
  •  учет особенностей психического, эмоционального, двигательного  и речевого  развития дошкольника;
  •  учет особенностей  вида и темпа деятельности;
  •  использование интерактивных форм образования дошкольников;
  •  творческий характер образовательного  процесса;
  •  учет возрастных особенностей  дошкольника;
  •  построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.

Особенности физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,  обусловленными тяжелыми нарушениями речи

  • Нарушение артикуляционных укладов или органов артикуляционного аппарата

  • Нарушение дыхания и голосообразования

  • Нарушение общей и мелкой моторики

  • Расторможенность или заторможенность мышечного напряжения

  • Повышенная утомляемость

  • Заметное отставание в показателях основных физических качеств: ловкости, скорости, силы

  • Нарушение  темпоритмической  организации движений

Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья,  обусловленными тяжелыми нарушениями речи

  • Нарушение оптико-пространственной ориентации

  • Неутойчивость внимания

  • Расстройство памяти  

  • Несформированность мышления

  • Задержка развития воображения

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые логопедами

  • Артикуляционная гимнастика

  • Дыхательная гимнастика

  • Зрительная гимнастика

  • Динамические паузы, физминутки

  • Развитие мелкой моторики

  • Самомассаж

  • Мнемотехника

  • Психогимнастика

  • Биоэнергопластика

  • Сказкотерапия, пескотерапия

  • Су-джок терапия

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц,  развитие силы, подвижности и дифференцированности  движений органов артикуляционного аппарата.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.


Регулярное выполнение помогает

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Требования к артикуляционной гимнастике

  • систематичность: желательно 2 раза в день по 5-10 минут;

  • достаточная нагрузка : каждое упражнение выполняется по 5 раз;

  • статические упражнения удерживаются по 10-12 секунд в одном положении;

  • перед зеркалом: размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого;

  • начинать в медленном темпе;

  • качественно: точно и плавно, под счет, координировано, с полнотой объема движения, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, хорошей переключаемостью с одного движения на другое;

  • сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;

  • в игровой форме: используются картинки, игрушки, сказочные герои, художественное слово.

Артикуляционные упражнения бывают:

  • cтатические – направлены на выработку правильной позы

  • динамические  – направлены на правильное выполнение движений.

Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы.

Фомичева Т.Ф. дала игровые названия упражнениям.

Лошадка цокает

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. 

Внимание!

 Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

1. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

2.  Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

4.  Нижняя челюсть неподвижна: работает только язык.

Логопедические сказки

Фомичева Т.Ф. сочинила «Сказку о Веселом Язычке», Ткаченко Т.А. -  «Ветерок и Дракон»

Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает

  • речевую активность

  • коммуникативную направленность речи детей.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Её авторы А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко

Биоэнергопластика  включает в себя три понятия:

· «био» - человек;

· «энергия» - сила

· «пластика» - движения

Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Особенности работы с применением биоэнергопластики

  • Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике.

  • К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

  • Постепенно подключается вторая рука.

  • Выполняется артикуляционное упражнение с одновременными движениями обеих рук.

  •  Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу или согнутым ногам сидящего.

Биоэнергопластика  способствует

- развитию точности, четкости и устойчивости артикуляционных движений;

- развитие координаций движений кистей рук;

- активизации интеллектуальной деятельности;

- развитию памяти;

- произвольного внимания;

- развитию межполушарной взаимосвязи.

Упражнение «Бегемот»

Бегемотик – бегемот,

Широко открыл свой рот.

Ох, нелёгкая работа,

Закрыть ротик бегемота

 Упражнение «Чашечка»

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем

 Дыхательная гимнастика

- система дыхательных упражнений, направленных на закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • развивать речевое дыхание - основу для нормального звукопроизношения;

  • улучшить работу внутренних органов;

  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;

  • повысить защитные механизмы организма;

  • восстановить душевное равновесие, успокоиться.

Требования к выполнению дыхательных упражнений:

-Проводить в хорошо проветренной комнате и до приема пищи;

-одежды не должна  стеснять движения ребенка;

 -выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей,

-дозировать количество и темп проведения упражнений во избежание утомления и даже головокружения;

-вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

-вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

-после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

-не напрягать мышцы тела, не поднимать и не опускать плечи;

-щеки можно придерживать руками.

  • Методики дыхательной гимнастики разработаны К. П. Бутейко,  А. Н. Стрельниковой, есть упражнения для координации носового и ротового вдоха и выдоха по системе Ипполитовой Ф.А

  • С целью систематического использования дыхательные упражнения могут быть включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннюю зарядку и физкультурные занятия.

Логопедический  массаж (по методике Е. А. Дьяковой).

 

–совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.

  •  Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

  •  При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

  • При дизартрии массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.

  •  Особенно важно его применение на начальных этапах работы.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.

  • Самомассаж  языка:

1. Поглаживание языка губами.

2. Пошлепывание  языка губами.

3. Поглаживание языка зубами.

4. Покусывание языка зубами.

  • самомассаж лицевых мышц;

  • самомассаж кистей и пальцев рук.

Основные приемы массажа:

поглаживание, растирание, разминание, вибрация.

Для снижения тонуса мышц - основные движения (поглаживание, растирание) выполняются в медленном темпе.

Для активизации работы мышц - основные движения (растирание, разминание) выполняются в быстром темпе.

Используются массажных мячики, орехи, прищепки, карандаши и т. п.

Су – Джок терапия

 - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву.

В переводе с корейского языка «Су» – кисть, «Джок» – стопа.

Это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах при помощи различных приспособлений (массажных колец и мячиков).

Массаж проводится до появления тепла.

Эту работу проводят в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1-3 минут.

Автоматизация поставленных звуков

Этот малыш - Илюша, (на большой палец надевается массажное кольцо)

Этот малыш - Ванюша, (указательный)

Этот малыш - Алеша, (средний)

Этот малыш - Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

Фонетическая ритмика

- обозначение звуков речи при помощи движений тела.

Способствует развитию слухового восприятия, слуховой памяти, фонематического восприятия.

Выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.

Например,

  • Звук А – разводим руки в стороны, рот широко открыт.

  • Звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем их вперед, кисти на себя.

  • Звук О – руки соединили в овал, губы округлены.

  • Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны.

  • Звук Э – руки на пояс.

  • Звук Ы – руки на плечи.

Гимнастика для глаз

- системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.

Гимнастика для глаз необходима для

  • снятия напряжения;

  • предупреждения утомления;

  • тренировки глазных мышц;

  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения лучше делать стоя.

Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение.

Физкультминутки  (Нищева Н.В., Ткаченко Т.А., Гомзяк О.С. и др.)

- это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности,  во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в

  • смене вида деятельности;

  • предупреждении утомляемости;

  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;

  • активизации кровообращения;

  • активизации мышления;

  • повышении интереса детей к ходу занятия;

  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности.

  • Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.).

  • Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

  • Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты.

  • К выполнению физкультминуток привлекаются все дети.

  • Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь.

  • Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят.

  • Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Пальчиковая гимнастика

– это совокупность игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук.

Преследует следующие цели:

  • развитие речи;

  • формирование правильного звукопроизношения

  • развитие мелкой моторики

  • координации движений

  • развитие памяти, внимания, мышление, воображение

  • умение согласовывать движения и речь

  • подготовка руки ребенка к обучению в школе

Развитию мелкой моторики способствуют

  • разнообразные пальчиковые игры и упражнения

  • пальчиковый театр

  • графические упражнения

  • игры с прищепками

  • сухой бассейн

  • игры со счётными палочкам

  • шнуровки

Мнемотехника 

– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 

Мнемотехника помогает в развитии

• связной речи

• ассоциативного мышления

• зрительной и слуховой памяти

• зрительного и слухового внимания

• воображения

• автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В таблицах и мнемодорожках используются символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу, обеспечивает эффективное запоминание чистоговорок.

  Психогимнастика    (по методике М.И. Чистяковой)

- это курс специальных занятий ( этюды, игры, упражнения), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы.

Их использование позволяет снижать у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей  подбираются  простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.

Песочная терапия

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно.

  • Происходит гармонизация психоэмоционального состояния;

  • развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук;

  • более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память;

  • совершенствуются коммуникативные навыки;

  • используя песок, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Благодаря использованию  здоровьесберегающих технологий у детей происходит

  • развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;

  • стимулирование речевых функций;

  • повышение речевой активности;

  • развитие психических процессов;

  • повышение способности к произвольному контролю;

  • улучшение общего эмоционального состояния;

  • повышение работоспособности, уверенности в себе;

  • стимулирование двигательных функций;

  • снижение утомляемости;

  • увеличение уровня социальной адаптации.

   Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...

Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...

Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"

Цель доклада:  рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...