Консультация "Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"
консультация
Информация для педагогов и родителей о здоровьесберегающих технологиях, используемых логопедами
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 42» г. Ярославля
Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Подготовила: учитель-логопед Елисеева Т.К.
2020 г.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса его социальной адаптации. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
Использование здоровьесберегающих технологий оптимизирует процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению организма ребенка в целом.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий :
обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья,
сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни,
научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
К признакам здоровьесберегающего характера образовательной технологии можно отнести:
- индивидуализацию психологических и педагогических воздействий;
- согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и другие);
- учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития дошкольника;
- учет особенностей вида и темпа деятельности;
- использование интерактивных форм образования дошкольников;
- творческий характер образовательного процесса;
- учет возрастных особенностей дошкольника;
- построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей дошкольника.
Особенности физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи
Нарушение артикуляционных укладов или органов артикуляционного аппарата
Нарушение дыхания и голосообразования
Нарушение общей и мелкой моторики
Расторможенность или заторможенность мышечного напряжения
Повышенная утомляемость
Заметное отставание в показателях основных физических качеств: ловкости, скорости, силы
Нарушение темпоритмической организации движений
Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными тяжелыми нарушениями речи
Нарушение оптико-пространственной ориентации
Неутойчивость внимания
Расстройство памяти
Несформированность мышления
Задержка развития воображения
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые логопедами
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Зрительная гимнастика
Динамические паузы, физминутки
Развитие мелкой моторики
Самомассаж
Мнемотехника
Психогимнастика
Биоэнергопластика
Сказкотерапия, пескотерапия
Су-джок терапия
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение помогает
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Требования к артикуляционной гимнастике
систематичность: желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
достаточная нагрузка : каждое упражнение выполняется по 5 раз;
статические упражнения удерживаются по 10-12 секунд в одном положении;
перед зеркалом: размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого;
начинать в медленном темпе;
качественно: точно и плавно, под счет, координировано, с полнотой объема движения, симметрично по отношению к правой и левой стороне лица, хорошей переключаемостью с одного движения на другое;
сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении;
в игровой форме: используются картинки, игрушки, сказочные герои, художественное слово.
Артикуляционные упражнения бывают:
cтатические – направлены на выработку правильной позы
динамические – направлены на правильное выполнение движений.
Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы.
Фомичева Т.Ф. дала игровые названия упражнениям.
Лошадка цокает
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.
Внимание!
Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.
1. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
2. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть, чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.
4. Нижняя челюсть неподвижна: работает только язык.
Логопедические сказки
Фомичева Т.Ф. сочинила «Сказку о Веселом Язычке», Ткаченко Т.А. - «Ветерок и Дракон»
Использование логосказки как средства коррекции и развития коммуникативной функции речи повышает
речевую активность
коммуникативную направленность речи детей.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Её авторы А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко
Биоэнергопластика включает в себя три понятия:
· «био» - человек;
· «энергия» - сила
· «пластика» - движения
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.
Особенности работы с применением биоэнергопластики
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
Постепенно подключается вторая рука.
Выполняется артикуляционное упражнение с одновременными движениями обеих рук.
Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу или согнутым ногам сидящего.
Биоэнергопластика способствует
- развитию точности, четкости и устойчивости артикуляционных движений;
- развитие координаций движений кистей рук;
- активизации интеллектуальной деятельности;
- развитию памяти;
- произвольного внимания;
- развитию межполушарной взаимосвязи.
Упражнение «Бегемот»
Бегемотик – бегемот,
Широко открыл свой рот.
Ох, нелёгкая работа,
Закрыть ротик бегемота
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем
Дыхательная гимнастика
- система дыхательных упражнений, направленных на закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.
Использование дыхательной гимнастики помогает:
развивать речевое дыхание - основу для нормального звукопроизношения;
улучшить работу внутренних органов;
активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
повысить защитные механизмы организма;
восстановить душевное равновесие, успокоиться.
Требования к выполнению дыхательных упражнений:
-Проводить в хорошо проветренной комнате и до приема пищи;
-одежды не должна стеснять движения ребенка;
-выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей,
-дозировать количество и темп проведения упражнений во избежание утомления и даже головокружения;
-вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
-вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;
-после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.
-не напрягать мышцы тела, не поднимать и не опускать плечи;
-щеки можно придерживать руками.
Методики дыхательной гимнастики разработаны К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, есть упражнения для координации носового и ротового вдоха и выдоха по системе Ипполитовой Ф.А
С целью систематического использования дыхательные упражнения могут быть включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннюю зарядку и физкультурные занятия.
Логопедический массаж (по методике Е. А. Дьяковой).
–совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека.
Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии, необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
При дизартрии массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.
Особенно важно его применение на начальных этапах работы.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком.
Самомассаж языка:
1. Поглаживание языка губами.
2. Пошлепывание языка губами.
3. Поглаживание языка зубами.
4. Покусывание языка зубами.
самомассаж лицевых мышц;
самомассаж кистей и пальцев рук.
Основные приемы массажа:
поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Для снижения тонуса мышц - основные движения (поглаживание, растирание) выполняются в медленном темпе.
Для активизации работы мышц - основные движения (растирание, разминание) выполняются в быстром темпе.
Используются массажных мячики, орехи, прищепки, карандаши и т. п.
Су – Джок терапия
- это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву.
В переводе с корейского языка «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Это стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах при помощи различных приспособлений (массажных колец и мячиков).
Массаж проводится до появления тепла.
Эту работу проводят в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1-3 минут.
Автоматизация поставленных звуков
Этот малыш - Илюша, (на большой палец надевается массажное кольцо)
Этот малыш - Ванюша, (указательный)
Этот малыш - Алеша, (средний)
Этот малыш - Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Фонетическая ритмика
- обозначение звуков речи при помощи движений тела.
Способствует развитию слухового восприятия, слуховой памяти, фонематического восприятия.
Выполняет функцию формирования правильного речевого дыхания, с продолжительным выдохом.
Например,
Звук А – разводим руки в стороны, рот широко открыт.
Звук У – губы вытягивает в трубочку, руки вместе и тянем их вперед, кисти на себя.
Звук О – руки соединили в овал, губы округлены.
Звук И – губы в улыбке, руки от груди тянем плавно в стороны.
Звук Э – руки на пояс.
Звук Ы – руки на плечи.
Гимнастика для глаз
- системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения.
Гимнастика для глаз необходима для
снятия напряжения;
предупреждения утомления;
тренировки глазных мышц;
укрепления глазного аппарата.
Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения лучше делать стоя.
Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение.
Физкультминутки (Нищева Н.В., Ткаченко Т.А., Гомзяк О.С. и др.)
- это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в
смене вида деятельности;
предупреждении утомляемости;
снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
активизации кровообращения;
активизации мышления;
повышении интереса детей к ходу занятия;
создании положительного эмоционального фона.
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности.
Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.).
Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты.
К выполнению физкультминуток привлекаются все дети.
Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь.
Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят.
Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Пальчиковая гимнастика
– это совокупность игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук.
Преследует следующие цели:
развитие речи;
формирование правильного звукопроизношения
развитие мелкой моторики
координации движений
развитие памяти, внимания, мышление, воображение
умение согласовывать движения и речь
подготовка руки ребенка к обучению в школе
Развитию мелкой моторики способствуют
разнообразные пальчиковые игры и упражнения
пальчиковый театр
графические упражнения
игры с прищепками
сухой бассейн
игры со счётными палочкам
шнуровки
Мнемотехника
– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии
• связной речи
• ассоциативного мышления
• зрительной и слуховой памяти
• зрительного и слухового внимания
• воображения
• автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
В таблицах и мнемодорожках используются символы – рисунки, обозначающие различные признаки предмета, явления или процесса.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу, обеспечивает эффективное запоминание чистоговорок.
Психогимнастика (по методике М.И. Чистяковой)
- это курс специальных занятий ( этюды, игры, упражнения), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально - личностной сферы.
Их использование позволяет снижать у детей эмоциональное напряжение, в результате чего происходит коррекция эмоциональной сферы. Для детей подбираются простые мимические и пантомимические упражнения, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей, памяти, внимания, на выражение отдельных качеств и эмоций.
Песочная терапия
В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно.
Происходит гармонизация психоэмоционального состояния;
развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук;
более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память;
совершенствуются коммуникативные навыки;
используя песок, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит
развитие дыхательного и артикуляционного аппарата;
стимулирование речевых функций;
повышение речевой активности;
развитие психических процессов;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение общего эмоционального состояния;
повышение работоспособности, уверенности в себе;
стимулирование двигательных функций;
снижение утомляемости;
увеличение уровня социальной адаптации.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Презентация о здоровьесберегающих технологиях для выступления на педагогическом совете школы....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ...
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе на уроке физики как основа формирования здорового образа жизни
Работа посвящена самой актуальной теме в образовательном процессе...
Авторская концепция учителя физической культуры. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Данная концепция была представлена на конкурс "Учитель года-2012"...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Применение информационных технологий на уроках истории и обществознания облегчает усвоение учебного материла, и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Повышает м...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...
Доклад на тему: "Здоровьесберегающие технологии – основа образовательного процесса в образовательном учреждении"
Цель доклада: рассмотреть роль здоровьесберегающего режима учебно-воспитательного процесса в ОУ...