Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного
консультация
Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль воспитателя в развивающей педагогике оздоровления дошкольного | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 104
Консультация для педагогов
«Роль воспитателя
в развивающей педагогикеоздоровления
ДОУ»
Инструктор по физической культуре:
Чернов С.В.
г.Калининград
2024 год
В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного воспитания, гуманизации педагогического процесса, особое значение придается охране и укреплению физического и психического здоровья детей, полноценному развитию личности ребенка. Это связано с угрожающим снижением уровня здоровья детей и подростков и крайне неудовлетворительной разработанностью системы его формирования, укрепления и сохранения. Здоровье самых маленьких граждан России по праву называют актуальной проблемой, общечеловеческой, глобальной, планетарной.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. У дошкольника высокая чувствительность к воздействию факторов внешней среды.
Наряду с неблагоприятными воздействиями социально-экономических и экологических условий на рост, развитие и здоровье детей отрицательное воздействие оказывает и ряд педагогических факторов:
- интенсификация образовательного процесса;
- стрессовая педагогическая тактика;
- нерациональная организация образовательной деятельности;
-несоответствие методик и технологий возрастным особенностям организма ребенка, его функциональным и адаптационным возможностям;
- недостаточная грамотность педагога в вопросах роста и развития, охраны и укрепления здоровья;
- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- недостаточное использование возможностей физического воспитания в целях охраны и укрепления здоровья.
Решение этих задач требует реализации концептуальных идей:
- Реализация основных положений Декларации прав ребёнка, направленных на защиту здоровья и получение полноценного образования и воспитания.
- Включение охраны здоровья детей в число приоритетных направлений деятельности органов образования, здравоохранения, социальной защиты при их тесном взаимодействии с общественностью и родителями.
- Дошкольные образовательные организации помогают нивелировать часть неблагополучных социальных факторов, определяющих развитие и здоровье детей – дошкольников. Чрезвычайно важно внедрять новые образовательно – оздоровительные программы в работу дошкольного звена, поскольку в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья.
Основная роль в организации работы по сохранению и укреплению здоровья отводится воспитателю ДОУ. Воспитатель должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально – этический, коммуникативной, валеологической, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знание формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого самосовершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способности к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в ДОУ связана с разработкой особого междисциплинарного научно-практического направления, которое называют развивающей педагогикой оздоровления. Это направление оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Развивающая педагогика оздоровления рассматривает понятия здорового ребенка как целостный телесно-духовный организм, идеальный эталон и практически достигаемая норма детского развития.
Внедрение развивающей педагогики оздоровления позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Основные черты, характеризующие педагогику оздоровления:
- Индивидуально - дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно – развивающей работы с детьми.
- В центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
- Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Основанием единого телесного и духовного в жизни ребенка является совместная творческая деятельность педагога и детей, протекающая в форме живого, эмоционального контакта.
- Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
- Применение медицинских и психолого-педагогических методов.
Педагогу ДОУ необходимо в работе с детьми руководствоваться принципами оздоровительно-развивающей педагогики.
Принципы оздоровительно-развивающей педагогики:
- Развитие творческого воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Недостаток существующих медико-педагогических практик и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. Ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Поскольку в действительности такого не бывает. Связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредует эту связь развивающая психика ребенка, ядром которой служит воображение.
- Формирование осмысленной моторики. Выдающийся учёный А.В. Запорожец показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. В развивающейся педагогике оздоровления следует придерживаться принципа «осмысления», то есть вначале необходимо наблюдение за позой различных животных, людей, как «выразительной характеристикой» положения тела в пространстве. Это способствует освоению нужной позы, воспитанию здоровой осанки. Эффект развития осмысленной моторики может быть усилен, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующими «лицами». Упражнения помогут ребенку научить слушать свои органы, любить их, а они помогут ему стать здоровым, ощущать здоровье, не как словесную декларацию, а как изнутри осмысленную жизненную норму.
- Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности. Этот принцип реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, рекомендованных для применения в дошкольных учреждениях. На занятиях педагог должен научиться вводить методы творческой оздоровительной работы: включать элементы массажа рук, называя это «лепкой скульптуры». Массаж следует применять на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, овладению навыками письма и т.д. Уверенность в том, что ребёнок сам творит нечто новое, «лепит» своё тело, способствует развитию у ребёнка чувства любви к своему телу, внимательного и бережного отношения к нему.
- Формирование у детей способности к содействию и переживанию.
Воспитатель ДОУ должен уметь:
- анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
- владеть основами здорового образа жизни;
- устанавливать контакт с коллективом детей своей группы, родителями, педагогическими работниками дошкольной образовательной организации;
- наблюдать и анализировать поведение детей в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, в общении с взрослыми;
- прогнозировать развитие детей своей группы;
- моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
- личным примером учить детей заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Внедрение развивающей педагогики оздоровления – одно из приоритетных направлений работы дошкольных образовательных организаций по формированию навыков, необходимых для поддержания здоровья и работоспособности детей дошкольного возраста.
Лист ознакомления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сообщение. Педагогика оздоровления в системе логопедической коррекции обучающихся школы с системным недоразвитием речи.
В сообщении говорится о применении на занятиях по логопедии в коррекционной школе VIII вида системы методов и приёмов здоровьесберегающих технологий, дающих рост положительной динамики и помогающих до...
Хоровое пение в общеобразовательной школе как одно из направлений музыкальной педагогики оздоровления
Данная статья раскрывает проблему ухудшения здоровья обучающихся и приводит примеры использования здоровьесберегающих технологий на уроке. Автор показывает, что с помощью здоровьесберегающих технологи...
Консультация "Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста"
В консультациях раскрывается вопрос роли ведущего на детских праздниках, развлечениях в детском саду и вопрос о роли воспитателя в процессе музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....
Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.Роль воспитателя на музыкальном занятии,его функции, сотрудничество с музыкальным руководителем.Ряд правил, которые не стоит нарушат...
«Роль воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста».
Статья посвящена роли воспитателя и физкультурного работника в оздоровлении детей дошкольного возраста. Автор в своей работе выделил главные современные проблемы, связанные с укреплением и поддержание...
Консультация-практикум муз.руководителя для педагогов: «Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ».
Цель: Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.Роль воспитателя в музыкальном воспитании детейМузыкальные занятия и роль воспитателяРоль ведущего на праз...
- Мне нравится (1)