Особенности организации трудового воспитания детей в условиях социально-реабилитационного центра
статья

Трудности перехода детей-сирот в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности организации трудового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества, что привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощи государства и поступающих в детские дома, школы-интернаты и другие государственные учреждения.

Главной задачей этих учреждений является подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни, их социально-трудовая адаптация.
Многие выпускники учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей   недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.

Трудности перехода детей-сирот в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

Анализ сегодняшнего состояния детства в российском обществе показывает, что проблемы, существующие в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствуют стойкому проявлению у них тревожности и социальной неустойчивости. Вместе с тем в Международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

В изменяющихся условиях современной общественной жизни трудовое, экономическое воспитание необходимо начинать с раннего детства. Одним из обязательных условий успешной самостоятельной жизнедеятельности наших воспитанников является их трудовая подготовка.

Поэтому сегодня особенно актуальным становится формирование у ребёнка трудолюбия — положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности. В действующих нормативно-правовых документах и программно-методических материалах сформулированы требования к воспитаннику, которыми он должен обладать при выходе в самостоятельную жизнь.   Так в нормативном документе «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» поставлена задача по формированию трудолюбия, готовности к осознанному выбору профессии, стремлению к профессионализму, конкурентоспособности. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» отражается необходимость формирования у детей трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции и обучение навыкам поведения на рынке труда. У воспитанников   необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

Великий педагог   В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Радость труда — могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

Готовить детей к самостоятельной жизни, согласно учениям великого педагога А.С. Макаренко, проводить огромную работу по трудовому воспитанию детей, по профессиональной подготовке воспитанников. Трудовое воспитание помогает решать многие нравственные проблемы, установить тесные дружеские взаимоотношения внутри детского коллектива и в звене «воспитатель-воспитанник». Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека духовно богатым. Труд развивает человека физически, и, конечно, он должен приносить радость доставлять счастье, благополучие.

Особое значение приобретает трудовое воспитание детей, которым предстоит жить в сельской местности. Выпускник сельского центра помощи детям   должен стать хозяином земли, наделенным духовно-нравственными ценностями крестьянской культуры, человеком, ответственным перед землей, природой, имеющим желание служить им, предприимчивым, активным, понимающим, что труд на родной земле – высший нравственный долг человека. Хозяин земли – это ее собственник, хранитель жизни на земле, целитель его болезней, ответственный за все происходящее на своей земле.Для решения проблемы трудового воспитания в центре помощи детям, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Задача педагогического коллектива — научить детей всему тому, что потребуется после выхода из сиротского учреждения, чтобы вступление в «большую жизнь» не превратилось в тяжкое испытание из-за неприспособленности к самостоятельной жизни.

Выбор профессии, свободная ориентация в многообразии современных производств и профессий, навыки и умения взаимодействовать с людьми и коллективом — все это должно быть заложено в детском доме. Покидая центр помощи детям , воспитанник должен иметь творчески мыслящую голову и умные умелые руки.

Труд в учреждении, для детей сирот обычно ограничивается самообслуживанием — убрать постель, накрыть стол. Однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

«Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь рабство!» М.Горький.

Именно воспитание в детях потребности в труде, умения получать от труда удовольствие и является одной из приоритетных целей настоящего.

Решение проблемы особенности организации трудового воспитания в центре происходит в несколько этапов:

Ознакомительный: происходит у каждого ребенка по мере поступления в детский коллектив, а именно в нашу группу.

Деятельностный: начинается с момента адаптации ребенка в коллективе, характеризуется исполнением общеобязательных норм (санитарно-гигиенических, а также правил самообслуживания).

Поисковый или пробный: характеризуется попытками воспитанника под руководством воспитателя и специалистов узкого профиля найти собственное дело, секцию, кружок, где ребенок будет приобретать навыки новой деятельности.

Диалогово-регулятивный: совместный контроль педагога и ребенка за деятельностью воспитанника, оценка результатов; в случае с денежным подкреплением труда ребенка организациями или другими третьими лицами помощь в распределении средств(заключается в беседе, в которой ребенок сам должен выяснить на что необходимо потратить или отложить средства).

Коррекционно-контролирующий: характеризуется комплексом мероприятий по стимуляции потребности у детей к труду, увлечению трудовой деятельностью, направленных на осознание детьми необходимости иметь профессию и необходимые знания, а также направленных на воспитание духовных ориентиров в жизни и стремлению к разумному распределению денежных средств.

Первый этап начинается с момента, когда к нам приходят дети, мы учим их бережному отношению к центру помощи детям с самого первого дня. Показываем множество поделок, рисунков, вышивок, оформленные спальни – все, что сделано руками таких же детей. Стараемся заинтересовать вновь прибывших в ручном труде. Почти все дети не имеют навыков по уходу за собой. И следующий второй этап заключается в организации «собственного» труда.

Прежде всего дети приучаются к аккуратному исполнению санитарно-гигиенических норм ухода за одеждой, обувью. Правильно заправить постель, гладить вещи, делать мелкий ремонт, стирать.

Мелкие вещи, даже первоклашки учатся стирать самостоятельно. А если нужно пришить пуговицу — для этого не нужно бежать к швее, а следует попробовать самому.

В этих делах хорошо оправдывает себя система шефства старших над младшими. Эти, кажущиеся мелочи, имеют воспитательное значение, вырабатывают собранность, чувство собственного достоинства, ответственность за другого человека.

Постоянны напоминания о том, что это твой дом, и от каждого зависит то, каким он будет – дисциплинирует детские представления о труде. Труд по обслуживанию коллектива является одним из важнейших и основных компонентов трудового воспитания. Это элементы бытового труда, главным образом во время дежурства. Здесь проявляются и организаторские и контрольные функции, соблюдение порядка и режима. Выключить свет, закрыть кран, проветрить помещение, помочь почистить картофель на кухне и т.д. Все эти простые вещи учат делать работу осознанно, с пониманием сути своих действий.

На третьем этапе, когда ребенок постепенно входит в коллектив имеет собственные дела, мы спрашиваем, а что ты мог бы сделать полезного для нашего центра , чем ты хотел бы заниматься. Давая время привыкнуть, осмотреться, побывать на занятиях кружков, секций, познакомиться с работой в компьютерном зале, подыграть на шумовых инструментах в оркестре, попробовать спеть в микрофон, под музыкальное сопровождение, выделяем склонность и интерес ребенка к чему-либо.

В выработке многих умений и навыков, в повышении интереса к различным видам искусства, технике и техническому творчеству имеет участие детей в различных кружках.

Масса конкурсов, фестивалей, концертов, проводимых на базе центра помогает выполнить поставленные задачи. Ребенок на сцене чувствует свою значимость, нужность людям, верит в свои силы, чувствует себя уверенно и в жизни, общителен, культурен. Дети учатся слушать, ценить творчество других. А ведь это потому, что сами дети занимаются, они понимают, как трудно овладеть игрой или вокалом, сколько нужно заниматься на инструменте, когда можно погулять или посмотреть телевизор.

Следующий четвертый этап открывает результативность труда: награды в спорте, дипломы в конкурсах творчества, даже небольшие победы, такие как правильно пришитая пуговица – становятся наглядным достижением. Уголок достижений, поздравления, поощрения как детьми друг друга так и воспитателями – неотъемлемые компоненты этого этапа.

Занимаясь трудовым воспитанием очень важно иметь ввиду, что труд не только средство создания материальных ценностей, но и мощный фактор формирования внутреннего мира человека, его нравственных убеждений. «Тело, сердце и ум человека требуют труда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...

«Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Подвижные игры представляют собой одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически любого занятия. Главным содержанием подвиж...

Гайнуллова Альбина Исламовна, воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних»

Гайнуллова Альбина Исламовна,воспитатель ОГКУСО СРЦН «Радуга» в г.Димитровграде «Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитац...

Приёмы активизации нравственного развития детей в условиях социально - реабилитационного центра

Прапктическая разработка для воспитателей социально- реабилитационных центров и учителей общеобразоваельных школ....

Особенности организации трудового воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Социально-экономическая и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества, что привело к увеличению числа детей, нуждающихся в помощ...