Памятка для педагогов
консультация
Предварительный просмотр:
Памятка для педагогов "Профилактика суицида"
Суицид –преднамеренное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Основные причины подростковых самоубийств:
– Проблемы и конфликты в семье.
– Насилие в семье.
– Несчастная любовь.
– Подражание кумирам или из чувства коллективизма.
– Потеря родственников и близких.
Признаки готовящего самоубийства:
– приведение своих дел в порядок, раздача– ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить всё в порядок. Делает последние приготовления.
– прощание. Может принять форму благодарности различным людям за помощь в разное время.
– внешняя удовлетворённость – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить.
– письменные указания (в письмах, записках, дневнике).
– словесные указания или угрозы.
– вспышки гнева у импульсивных подростков.
– потеря близкого человека;
Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств.
Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
Заблуждение 5. Чужая душа - потемки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
Заблуждение 6. Существует некий тип людей, «склонных к самоубийству».
Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.
Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде.
Педагогу рекомендуется:
• внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу; «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо»,«Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.
• не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребенка за любые, самые шокирующие высказывания;
• не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
•постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
• не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;
• одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, привести конструктивные способы ее решения; должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
•ОБСУЖДАТЬ – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом
- большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к терапевту.
•ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ – обобщайте, проводите рефрейминг – «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
•ПОДЧЕРКИВАТЬ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем –признайте, что его чувства очень сильны, узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
Помните! Главное, в чём нуждается любой обучающийся – это безусловная любовь родителей, главное, в чём нуждается подросток – понимание. Помните! Ничего не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как доброе слово. Помните! 50% суицидов были предотвращены благодаря своевременной помощи. Помните! Лучшая профилактика суицида – родительская, педагогическая и психологическая поддержка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов
Методы и формы работы с обучающимися и их семьями: - по профилактике безнадзорности и правонарушений; - уровня культуры; - по профилактике употребления психоактивных веществ и табако...
Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...
Психологические памятки для педагогов по формированию УУД
В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся предлагаю вам воспользоваться разработанными "памятками":...
Памятка молодому педагогу
- советы молодому педагогу;- оценка - инструмент в руках учителя;- профессиональные запреты;- волшебные слова одобрения;- проблемы традиционной оценки;- альтернативный вариант;- рейтинг...
памятка для педагога о признаках нахождения ребенка в СОП
признаки нахождения ребенка в социально опасном положении...
Памятка для педагогов дополнительного образования по составлению календарного плана работы объединения
Данная памятка поможет педагогам дополнительного образования в составлении календарного плана работы объединения....
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....