Система работы по развитию речи в логопедических группах
консультация

Васютенко Оксана Сергеевна

Опытным педагогам известно, что в группах для детей с ОНР, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.

Все это говорит о том, что занятия по развитию речи необходимо проводить по особой системе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов логопедических групп

 «Система работы по развитию речи в логопедических группах»

Опытным педагогам известно, что в группах для детей с ОНР, воспитанники в начале обучения не владеют навыками рассказывания, зачастую с трудом строят предложения, состоящие более чем из трех слов.

Все это говорит о том, что занятия по развитию речи необходимо проводить по особой системе.

Перечислим отличительные особенности занятий по развитию ре для детей с ОНР.

1. Проведение занятий в рамках определенных лексических тем.

2. Изменение задач и содержания занятий.

3. Максимальное обеспечение занятий наглядным материалом (схемами, опорными сигналами, картинками - символами и др. наглядным материалом).

4. Уточнение и активизация значительно большего количества понятий, чем в общеобразовательных группах.

5. Использование определенной последовательности в видах высказывания.

Остановимся на них подробнее.

Занятия по развитию речи в течении одного месяца рекомендуется проводить в рамках четырех лексических тем. К примеру, для сентября первого года обучения, это могут быть темы наиболее близкие и доступные ребенку с нарушениями речи: "Овощи», «Фрукты», «Осень» в декабре естественны темы: " Зима", " Новый год» и т.д."; в мае: " Цветы", "Насекомые" и др.

Такая концентрация внимания темы на неделе позволяет:

-детально проработать каждую тему, то есть дать детям большое количество новых для них знаний и представлений;

-значительно пополнить их бедный словарный запас;

- сформировать обобщающие понятия;

-активизировать фразовые высказывания различной степени сложности.

Каковы же задачи и содержание занятий в логопедических группах?

Первая (основная) задача: пополнение, уточнение и активизация словарного запаса. Эту задачу можно реализовать не только на фронтальных и индивидуальных занятиях, но и во время всех режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, прогулка).

Вторая задача: формирование и закрепление грамматических категорий, изученных на логопедических занятиях, а также контроль за грамматической правильностью речи.

Работу по формированию грамматического строя речи проводит логопед группы, а вот игры на закрепление изученных грамматических категорий можно включать второй частью в занятия воспитателя по развитию речи. Примеры таких игр: "Назови ласково", " Большой, маленький", " Один много", "Какой сок? Какой суп?" и т.д. Игры необходимо подбирать с учетом лексических тем, изучаемых в этом месяце.

Третья задача: активизация фразовых высказываний. Составная часть большинства занятий по развитию речи - это ответы детей на поставленные вопросы. Поэтому необходимо четко продумывать каждый вопрос.

Четвертая задача: совершенствование связной речи в различных ее видах. Очевидно, что пока связная речь детей не сформируется в достаточной степени, на занятиях следует использовать только "простые", не требующих развернутых смысловых высказываний; виды работ: чтение сказок, рассматривание объектов и сюжетных картин, пересказ коротких текстов.

Коллективное заучивание стихов на занятиях в логопедических группах целесообразно проводить, только тогда, когда большинство детей группы овладели правильным и четким произношением звуков. В противном случае, заучивание стихов с неправильно произносимыми звуками, может привести к стойкому закреплению дефектного произношения

Учитывая особенности внимания, мышления и восприятия детей с ОНР, а также свойственные им речевые трудности на занятиях необходимо максимальное использование различных видов наглядности. Сюда относятся: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, рисунки пр. так как наглядность является фактором, облегчающим и направляющим процесс становления связной речи дошкольника. Однако кроме предметов, игрушек, картин, дети с ОНР нуждаются во вспомогательных наглядных средствах: схемах для составления рассказов, опорные картинки-сигналы, различные символы.

Уточнение и активизация значительно большего количества понятий и представлений связана с ограниченностью словарного запаса и знаний детей с ОНР. К примеру, изучая тему "Дикие животные" с детьми массовых групп большинство понятий следует активизировать, а не уточнять, так как они знакомы дошкольникам уже в 4-5 лет. С детьми с ОНР, даже в 5-6 приходится уточнять, объяснять смысл слов: копыта, лапы, щетина, клыки, пятачок и пр.

В логопедических группах используется определенная последовательность во всех видах рассказывания, так как детям с ОНР доступны далеко не все виды рассказывания, используемые в массовых группах.

Рассмотрим, например, как в рамках одной лексической темы "Домашние животные" следует распределить материал в старшей группе, чтобы добиться большего обучающего эффекта.

В начале целесообразно рассмотреть несколько сюжетных картин с изображением на них домашних животных и их детенышей. Затем можно сравнить по картинкам, например, свинью и собаку. Позднее можно провести пересказ коротких текстов. Далее детям будут уже доступны такие дидактические игры как: "Назови детеныша", "Кто чем питается?", " Кто какую пользу приносит?", " Кто где живет?

После такой системы работы, детям не составит большого труда: отгадывание загадок и их самостоятельное составления с помощью логопеда и воспитателя. В конце дети смогут уже самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы о домашних животных, в которых отразятся все полученные знания и представления.

Таким образом, если в своей совместной работе логопед и воспитатели будут придерживаться этой системы в работе по развитию речи это поможет у детей с ОНР сформировать связную и грамматически правильную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

система работы по развитию речи на уроках русского языка

Чтение является необходимым компонентом обучения русскому языку в школе, на базе которого развивается и совершенствуется умение излагать собственные мысли. Формируя у учащихся навыки чтения, учи...

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя ...

Авторская методика "Система работы по развитию речи глухих учащихся на уроках биологии"

Анализ данных об особенностях развития речи глухих учащихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет сделать следующие выводы:          речевое недоразвитие отрицательно ...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж  &ra...

Система работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Данные рекомендации позволяют вести сситемную работу над устной и письменной речью учащихся....

Экспресс - диагностика развития речи старшая логопедическая группа

Экспресс - диагностика  развития речи старшая логопедическая группа...