Второе задание по русскому языку ОГЭ
презентация к уроку (9 класс)

Зоя Викторовна Панькова

Подготовка к ОГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2_oge.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ Синтаксический анализ (грамматическая основа)

Слайд 2

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения ). Мы жили в большом доме. Дети шли в школу. В дверь позвонили.

Слайд 4

Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?). а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи); б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?). ПОДЛЕЖАЩЕЕ На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.

Слайд 5

Подлежащее Одно слово Неделимое словосочетание

Слайд 6

Способы выражения подлежащего Имя существительное Сын (кто?) уехал в столицу. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?). Предлог «В» (что?) является предлогом. Союз «А» (что?) – противительный союз. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).

Слайд 7

Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже. Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Шесть стульев стояло у стены. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом «из». Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!) Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать . Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать. Способы выражения подлежащего

Слайд 8

Существительные «начало», «середина», «конец»+ существительное в родительном падеже Стоял конец сентября. Сейчас лишь начало февраля. Существительное +согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя Что-то неприятное было во всем его облике. Способы выражения подлежащего

Слайд 9

Подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы: кто? что? 1. Слова: МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на во­прос КОМУ?, подлежащими не являются!!!!! Мне надо доделать упражнение. Ей мама купит книги. (« Мне» - это тот, кто производит действие, на­званное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО ?). ВАЖНО!!!!!!

Слайд 10

ВАЖНО!!!!!! 2. Обращение никогда не может быть подлежащим! Коля, закрой окно ! («Коля» - обращение!) Маша, пошли гулять. («Маша» – обращение!) 3. В придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступают союзные слова: КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ. [ В комнате были дети ] , ( которые не обращали на нас никакого внимания). « Ко­торые» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО ?

Слайд 11

4. В придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО . [ Она ненавидела всё ] , (что было связано с футболом). (« Что» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «все», которое производит дей­ствие «было связано ».) 5. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.

Слайд 12

СКАЗУЕМОЕ Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение). Мы жили в большом доме. Ты сходи в школу.

Слайд 13

Сказуемое Простое глагольное сказуемое – ПГС Составное глагольное сказуемое – СГС Составное именное сказуемое – СИС

Слайд 14

Способы выражения ПГС Форма Примеры 1. Глагол в форме какого-либо наклонения (изъявительное, условное, повелительное) Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Сергей спой в училище. Он с удовольствием уехал бы в деревню. Запишите домашнее задание. 2. Независимый инфинитив Жить – родине служить. 3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг, толк ) Подруга каждая тут тихо толк подругу . Ты ее хвать , а она убежала.

Слайд 15

4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме Команда одержала победу в чемпионате. Он опять лодыря гоняет. 5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) Давай я поеду с тобой. Пусть уезжает с отцом. Да приснятся тебе сладкие сны. Он было пошёл к двери, но вдруг остановился. В комнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга. Он чуть не умер с горя. Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику . Он едва ли не помешался от радости.

Слайд 16

Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он начал болеть (СГС). Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей: а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение. СГС = вспомогательный глагол + инфинитив

Слайд 17

Способы выражения СГС Форма Примеры Фазовое ( начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, закончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить. Он закончил рассуждать о любви. Вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив Я хочу много путешествовать. Ты мог бы поговорить. Мы стараемся хорошо учиться. Спортсменка стремиться много тренироваться.

Слайд 18

Способы выражения СГС Форма Примеры Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др. Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь. Я люблю петь. Я стыжусь петь. Я рассчитываю спеть эту арию.

Слайд 19

ВАЖНО!!!!!! Другие формы выражения Примеры Краткое прилагательное (согласен, рад, готов , должен , обязан, способен ,намерен , вынужден) + инфинитив Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Ты обязан любить меня. НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив Надо мыть руки перед едой. Мне нужно было срочно уехать. Правила не надо учить, необходимо практиковаться.

Слайд 20

Составное именное сказуемое Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей: а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение. СИС = связка + именная часть Он был врачом ; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.

Слайд 22

З наменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть : Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым; 2. Связку можно сделать нулевой: Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .

Слайд 23

Способы выражения именной части Форма Примеры 1. Имя существительное 1.1. Существительное в именительном или творительном падеже Он мой брат. Он был моим братом. 1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Штурман был в забытьи. Я без гроша . Этот дом – Мешкова . 1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки) Зять был молчаливой породы. Эта девушка высокого роста.

Слайд 24

2. Имя прилагательное 2.1. Краткое прилагательное Он весел. Он стал весел. 2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже Он весёлый. Он стал весёлым. 2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени Здесь звуки музыки были слышнее. Ты самый лучший. 3. Причастие 3.1. Краткое причастие Он ранен. Стекла были разбиты. 3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже Стекла были разбитые. Стекла были разбитыми.

Слайд 25

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением Вся рыба – ваша. Это что-то новенькое. 5. Числительное в именительном или творительном падеже Их изба – третья с краю. Их изба была третьей с краю. 6. Наречие Я был настороже. Его дочь з амужем за моим братом. Способы выражения именной части

Слайд 27

Найдите в предложениях грамматическую основу Небо заволакивала чёрная туча. Несколько ребят не вышли на субботник. Семеро одного не ждут. Сегодня каждый хотел бы получить «пятёрку». Последний ответил: «Держитесь за мной». Вокзал заполняли уезжающие и провожающие. Долгожданное «когда-нибудь» наступило. Накрывать на стол не барское дело. Некоторые из нас были огорчены. Море, море, ты огромно и прекрасно! Громкое «ура» разорвало тишину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку

Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....

«Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3

Знакомство с тестовыми заданиями ГИА  задание А3...

Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А5

Тестовые задания для учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...