Второе задание по русскому языку ОГЭ
презентация к уроку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения ). Мы жили в большом доме. Дети шли в школу. В дверь позвонили.
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?). а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи); б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?). ПОДЛЕЖАЩЕЕ На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.
Подлежащее Одно слово Неделимое словосочетание
Способы выражения подлежащего Имя существительное Сын (кто?) уехал в столицу. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно. Жить (что?) – родине служить. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?). Предлог «В» (что?) является предлогом. Союз «А» (что?) – противительный союз. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже. Пять стульев стояло у стены. Несколько стульев стояло у стены. Часть стульев стояла у стены. Шесть стульев стояло у стены. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом «из». Двое из нас поедут в столицу. Каждый из нас поедет в столицу. Многие из нас поедут в столицу. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!) Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать . Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать. Способы выражения подлежащего
Существительные «начало», «середина», «конец»+ существительное в родительном падеже Стоял конец сентября. Сейчас лишь начало февраля. Существительное +согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Млечный путь разостлался по небу. Белые мухи (снежинки) кружили в небе. Шапка русых кудрей колыхалась на его голове. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя Что-то неприятное было во всем его облике. Способы выражения подлежащего
Подлежащее обозначает производителя действия и отвечает на вопросы: кто? что? 1. Слова: МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ, обозначающие деятеля, но отвечающие на вопрос КОМУ?, подлежащими не являются!!!!! Мне надо доделать упражнение. Ей мама купит книги. (« Мне» - это тот, кто производит действие, названное сказуемым «надо доделать», но это не подлежащее, так как отвечает на вопрос КОМУ?, а не на вопрос ЧТО ?). ВАЖНО!!!!!!
ВАЖНО!!!!!! 2. Обращение никогда не может быть подлежащим! Коля, закрой окно ! («Коля» - обращение!) Маша, пошли гулять. («Маша» – обращение!) 3. В придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступают союзные слова: КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ. [ В комнате были дети ] , ( которые не обращали на нас никакого внимания). « Которые» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос КТО ?
4. В придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступает союзное слово ЧТО . [ Она ненавидела всё ] , (что было связано с футболом). (« Что» - это подлежащее, так как отвечает на вопрос ЧТО? и заменяет собой слово «все», которое производит действие «было связано ».) 5. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
СКАЗУЕМОЕ Сказуемое – это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Сказуемое выражает грамматическое значение одного из наклонений (изъявительное наклонение – настоящее, прошедшее, будущее время; условное наклонение, повелительное наклонение). Мы жили в большом доме. Ты сходи в школу.
Сказуемое Простое глагольное сказуемое – ПГС Составное глагольное сказуемое – СГС Составное именное сказуемое – СИС
Способы выражения ПГС Форма Примеры 1. Глагол в форме какого-либо наклонения (изъявительное, условное, повелительное) Наступает хмурое утро. Наступило хмурое утро. Сергей спой в училище. Он с удовольствием уехал бы в деревню. Запишите домашнее задание. 2. Независимый инфинитив Жить – родине служить. 3. Междометные глагольные формы (усечённые формы глагола типа бац, хвать, прыг, толк ) Подруга каждая тут тихо толк подругу . Ты ее хвать , а она убежала.
4. Фразеологический оборот с главным словом – глаголом в спрягаемой форме Команда одержала победу в чемпионате. Он опять лодыря гоняет. 5. Глагол в спрягаемой форме + модальная частица ( да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.) Давай я поеду с тобой. Пусть уезжает с отцом. Да приснятся тебе сладкие сны. Он было пошёл к двери, но вдруг остановился. В комнате как будто попахивало гарью. Он словно остолбенел от испуга. Он чуть не умер с горя. Он только что не кувыркался , стараясь рассмешить публику . Он едва ли не помешался от радости.
Составные сказуемые – это сказуемые, в которых лексическое значение и грамматическое значение (время и наклонение) выражаются разными словами. Он запел (ПГС). – Он начал петь (СГС); Он болел два месяца (ПГС). – Он начал болеть (СГС). Составное глагольное сказуемое (СГС) состоит из двух частей: а) вспомогательная часть (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б) основная часть (неопределённая форма глагола – инфинитив) выражает лексическое значение. СГС = вспомогательный глагол + инфинитив
Способы выражения СГС Форма Примеры Фазовое ( начало, продолжение, конец действия) Начать, стать, пуститься, продолжать, закончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др. Он стал готовиться к отъезду. Он продолжал готовиться к отъезду. Он бросил курить. Он закончил рассуждать о любви. Вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив Я хочу много путешествовать. Ты мог бы поговорить. Мы стараемся хорошо учиться. Спортсменка стремиться много тренироваться.
Способы выражения СГС Форма Примеры Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др. Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь. Я люблю петь. Я стыжусь петь. Я рассчитываю спеть эту арию.
ВАЖНО!!!!!! Другие формы выражения Примеры Краткое прилагательное (согласен, рад, готов , должен , обязан, способен ,намерен , вынужден) + инфинитив Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Ты обязан любить меня. НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив Надо мыть руки перед едой. Мне нужно было срочно уехать. Правила не надо учить, необходимо практиковаться.
Составное именное сказуемое Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей: а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение); б) основная часть – именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение. СИС = связка + именная часть Он был врачом ; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым.
З наменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть : Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым; 2. Связку можно сделать нулевой: Он сидел усталый – Он усталый ; Он родился счастливым – Он счастливый ; Он пришёл первым – Он первый .
Способы выражения именной части Форма Примеры 1. Имя существительное 1.1. Существительное в именительном или творительном падеже Он мой брат. Он был моим братом. 1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога Штурман был в забытьи. Я без гроша . Этот дом – Мешкова . 1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки) Зять был молчаливой породы. Эта девушка высокого роста.
2. Имя прилагательное 2.1. Краткое прилагательное Он весел. Он стал весел. 2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже Он весёлый. Он стал весёлым. 2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени Здесь звуки музыки были слышнее. Ты самый лучший. 3. Причастие 3.1. Краткое причастие Он ранен. Стекла были разбиты. 3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже Стекла были разбитые. Стекла были разбитыми.
4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением Вся рыба – ваша. Это что-то новенькое. 5. Числительное в именительном или творительном падеже Их изба – третья с краю. Их изба была третьей с краю. 6. Наречие Я был настороже. Его дочь з амужем за моим братом. Способы выражения именной части
Найдите в предложениях грамматическую основу Небо заволакивала чёрная туча. Несколько ребят не вышли на субботник. Семеро одного не ждут. Сегодня каждый хотел бы получить «пятёрку». Последний ответил: «Держитесь за мной». Вокзал заполняли уезжающие и провожающие. Долгожданное «когда-нибудь» наступило. Накрывать на стол не барское дело. Некоторые из нас были огорчены. Море, море, ты огромно и прекрасно! Громкое «ура» разорвало тишину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку
Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....
«Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»
Статья по теме «Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения по русскому языку и литературе»...
Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3
Знакомство с тестовыми заданиями ГИА задание А3...
Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А5
Тестовые задания для учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...
Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку
Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...