Доклад "Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей"
консультация

Библиотека может и должна быть средой воспитания обучающихся. В то время, когда неперед всеми детьми открыты двери разных развивающих школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться для всех, давая возможность каждому входящему обрести новые знания и радость общения с прекрасным и быть воспитанными и достойными гражданами нашей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                 Выступление

         на методическом объединение

 «Роль библиотеки в духовно       –  нравственном развитии

                 детей»                                                  

                                                                              Воспитатель – Гуслякова О.А.

                                                                                   

                                                               2022г

  «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра», - говорил Лев Николаевич Толстой.                                                                                                                      

Сегодня в борьбе за лучшие условия жизни многие люди  часто забывают о главной ценности, о том, что собственно делает человека человеком. Среди нас нет таких, кто бы ни хотел, чтобы наши дети стали добрее и духовнее. Однако сегодня они подвержены влиянию массовой культуры, которая порой агрессивно действует на еще не сформировавшуюся личность. Процессы глобализации направлены на замену традиционных ценностей новыми, что за частую оказывает разрушающее  воздействие на еще не сформированную душу ребенка и подростка.

Дети – будущее, это всем известно. От того, как эти дети будут воспитаны, сколько усилий будет в них вложено, зависит и качество жизни через несколько лет. Разве есть люди безразличные к своему будущему, будущему своего города, страны, планеты? В интересах каждого воспитать достойного человека, вырастить настоящего гражданина, наделить его важными ценностями. Так думали наши предки, так думаем и мы. Но нынешние дети растут в совершенно другом мире – в мире в сотне раз более насыщенном информацией. Современный мир с избытком предоставляет детям массу информации, которую остается только поглощать, не прилагая к этому особых усилий. Ведь согласитесь, чтобы узнать что –то новое, легче открыть страницу в Интернете, чем зайти в библиотеку и перечитать несколько справочников. Усложняется  все еще тем, что информация порой бывает настолько противоречива, что с ней часто не в состоянии справиться и взрослые. А дети тем более не могут сами понять, «что такое хорошо, а что такое плохо»

Поэтому сегодня «сокровищница книг», как называл библиотеки Белинский В.Г., может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности, болеющей душой за судьбу своей страны. Воспитать такого человека без книги невозможно. Литературно – художественные произведения всегда оказывали эмоциональное воздействие на формирование души и характера человека.

Духовно- нравственное воспитание начинается с самого простого, самого малого. Дети учатся бережному отношению к художественным, учебным книгам. Уже с дошкольного возраста, при самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой, а начиная с 1 класса в школе регулярно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг. Дети всех возрастов активно участвуют в ремонте книг.

Художественные произведения учат любить друг друга, учат любить  и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к своей истории. Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования.

Нравственное воспитание – это целенаправленное формирование системы моральных отношений к людям, Родине, отношение к труду.

 Патриотизм – отношение человека к Родине. Ярко обнаруживается в экстремальных условиях. Привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи отечества, готовность встать на защиту Родины. Ни один ученик не должен уйти из школы без развитых нравственных качеств. Характер нравственных отношений всюду сопровождает человека. Библиотекарь совместно с педагогами корректирует эти качества, развивает их. Из произведений литературы дети узнают о людях, которые олицетворяют лучшие черты национального характера.

Испокон веков добрая книга является для детей кладезем мудрости и воспитателем души. Пробудить у детей любовь к живому чтению, объяснить им важность и полезность этого делания надо начинать с самого раннего детства. Детская литература  - это искусство. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрыть перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания, формирования правильного отношения к людям, к самому себе, к труду, к природе, и так далее. Адресуясь к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире. Рассказывая о родной стране, о ее людях, воспитывают гражданские качества, закладывают основы патриотизма. Носителем духовной культуры народа является так же классическая литература, чтение ребенку произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, М.М.Пришвина и др. русских писателей – обязательное условие для его духовного становления. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые сталкивается ребенок, должна водить его «в мир народной мысли, народной жизни, в область народного духа».Такой литературой прежде всего являются произведения устного народного творчества: потешки, загадки, пословицы, прибаутки. Фольклор формирует у ребенка чувство принадлежности к своему народу, его культуре.  Любовь к поэзии отличительная особенность читателя – дошкольника. К.И. Чуковский считал каждого человека в возрасте от 2 до 5 лет поэтом: никогда в другие годы ребенок так не привязан к поэзии. Ребенку надо понять давать, что чтение это огромное удовольствие, с которым не сравняться никакие игры и игрушки. Для этого конечно, нужно и самим дружить с книгой. Чтобы ребенок подружился с книгой на долгие годы, нужно, как можно дольше читать ему вслух. Когда ребенок слушает выразительное чтение и одновременно заглядывает в книгу, он параллельно исподволь учится связывать слова с возникающими в его фантазии образами. Да и взрослый может по ходу дела пояснить значение незнакомых слов и отвечать на вопросы ребенка, облегчая ему понимание текста.

В современном мире резко возросла возбудимость, расторможенность, неуправляемость. Отсюда и рост асоциальных поступков, и снижение интеллектуального уровня. Стихи же  - это мир гармонии. Подобно спокойной классической музыке,  стихи действуют на детей умиротворяюще, оказывая психо терапевтическое воздействие.

Задача библиотеки – привлечь юное поколение к чтению литературы, которая поможет воспитать в себе черты настоящего человека: честность, добросовестность, вежливость, доброту, готовность прийти на помощь, уважать старших. Задачи совместно с библиотекой решаются на различных мероприятиях: научить любить людей и жизнь, формировать нравственное отношение к народным традициям. Писатели создали много прекрасных литературных произведений о проявлениях всех нравственных качеств. Мы читаем детям цикл стихов А. Барто, рассказы В.Осеевой, Н. Носова, сказки А.С. Пушкина и Андерсона, веселые стихи Маршака, устраиваем викторины по сказкам.

В условиях современного общества многие черты русской культуры уходят в прошлое, а на смену им приходят новые, иногда заимствованные  и чуждые элементы. Однако национальная культура России по-прежнему жива, и сейчас делается очень многое для ее сохранения, в том числе библиотеками. Библиотека всегда содействовала воспитанию, образованию, социализации граждан.

Библиотека всегда выполняла функцию формирования «золотой книжной полки» , то есть отбора и рекомендации детям различными способами лучших изданий традиционной издательской продукции и интернет-ресурсов. Но еще более важно воспитать вкус, способность отличать качественную литературу, приобщать к чтению, помогать освоить методы критического чтения. Заставить читать невозможно, а вот заразить чтением- можно.

В 21 веке очень трудно отвлечь детей от всепоглащающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг – библиотеке. Поэтому библиотекарю очень важно связать свою деятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открыть ребенку прекрасный мир книги, постараться быть  советникам и наставником.

Сегодня как никогда становятся актуальными и даже в какой –то мере путеводными слова академика Д. С.Лихачева : «Пока жива библиотека – жив народ, умрет она – умрет наше прошлое и будущее»

Исходя из всего изложенного, можно сказать, что библиотека может и должна быть средой воспитания обучающихся. В то время, когда неперед всеми детьми открыты двери разных развивающих школ и студий, двери библиотеки должны широко распахнуться для всех, давая возможность каждому входящему обрести новые знания и радость общения с прекрасным и быть воспитанными и достойными гражданами нашей страны. И в завершение хочется обратиться к словам К.Г Паустовского «Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо и реки, ее язык и искусство»                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Истинная задача воспитателя в том, чтобы организовать в жизни детского коллектива проблемные ситуации, «воспитывающие среды» и ставить детей перед необходимостью принимать самостоятельные решения....