Правила этикета
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Правила этикета.
Вежливость – закон для всех.
Правила поведения:
В магазине.
На выставке, в музее.
В кино, на лекции, в театре.
Вежливость – закон для всех.
Ежедневно мы встречаемся со множеством людей – на улице, в школе, в театре, на спортивной площадке и т.д. Очень важно, чтобы ни один из них не пожалел о мимолетном общении с вами, не вынес из него чувства обиды. Для культурного человека вежливость всюду, где бы он ни находился, - не пустая условность, а внутренняя необходимость, норма поведения. Заблуждаются те, кто думает, что вежливость обязательна только в кругу знакомых, среди людей, мнением которых они дорожат, а в остальных случаях можно прекрасно обойтись и без обременительной и бесполезной условности.
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» - это широко известные слова Сервантеса никогда не устаревают.
«Будьте добры», «пожалуйста», «разрешите», «простите» - эти слова, как и множество других, помогают людям выразить свое расположение, искреннее доброжелательство, уважение. Причем эти слова не изнашиваются от частого употребления, никогда и никому не могут надоесть или перестать нравиться.
Больше того, они часто служат добрыми помощниками в наших отношениях с окружающими, позволяют быстрее и с меньшими усилиями разрешить любой вопрос.
Вежливость – это не перчатки, которые надеваются только в торжественных случаях, а все остальное время хранятся в шкафу. Она должна стать тем, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Тогда не только всем окружающим будет легко и просто с вами, но и вы будете чувствовать себя естественно в любой ситуации.
Искренность, отсутствие какой-либо корысти, уважение ко всем без исключения людям – вот чем руководствуется культурный человек в общении с окружающими. Вежливость напоказ – это то же самое, что лакировка на неочищенной поверхности: и то и другое крайне непрочно и недолговечно.
Никогда не отвечай бранью на брань. Но это не значит, что надо равнодушно взирать на то, как подвыпивший молодчик терроризирует пассажиров автобуса. В таком случае вмешательство необходимо, и чем раньше оно произойдет, тем лучше. Только тогда, когда хамство будет пресекаться в зародыше и встречать решительный отпор окружающих, можно искоренить его.
Неоправданно отождествлять культурный уровень человека с его образованием. Наличие диплома далеко не всегда свидетельствует об умении вести себя в обществе. Более того, хамство выглядит особенно неприглядно, если оно основано на кичливости университетским значком и мнимом превосходстве над окружающими. Ни высшее образование, ни ученая степень не дают права пренебрежительно относиться к людям. Истинный культурный уровень человека лучше всего проявляется именно во взаимоотношениях с людьми.
Правила поведения.
В магазине.
Прежде чем войти в магазин, нужно пропустить выходящих из него. Если за тобой кто-то следует, придержи дверь. Брать собаку в продовольственный магазин категорически запрещается.
Каждый покупатель, невзирая на пол, возраст или общественное положение, должен соблюдать очередь. Только в исключительных случаях можно просить разрешения стоящих впереди пройти без очереди. Желательно пропускать без очереди тех, кто с ребенком на руках. Не проталкивайся между стоящими в очереди.
Продавца, который разговаривает с другим покупателем или что-то подсчитывает, не беспокоят вопросами. Покупатель должен подождать до тех пор, пока продавец не освободится.
На выставке, в музее.
Посетитель выставки и музея оставляет обычно в гардеробе вместе с верхней одеждой зонт, портфель, сумку, пакеты.
При посещении музеев и выставок нужно считаться с тем, что человек в состоянии сохранить свое внимание только в течение двух-трех часов, поэтому в больших музеях целесообразно составлять план осмотра. Бессмысленно и бесполезно быстро пробегать по залам музея. Нужно выбрать для осмотра либо определенные произведения, либо творчество одного художника, либо какой-нибудь отдел.
В выставочный зал входят тихо, не беспокоя других. Для осмотра произведений не становятся перед другим посетителем или чересчур близко к нему. Держать себя нужно так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говорить громко, не смеяться, не кашлять, не сморкаться и т.д.
Запрещается трогать экспонаты. Если ты ходишь по музею в сопровождении экскурсовода, то его объяснения нужно слушать молча даже в том случае, если они тебе неинтересны. Невежливо разговаривать с соседом или делать свои замечания. Если у тебя есть вопросы, их нужно задавать во время паузы.
В кино, на лекции, в театре.
В кино и на лекцию обычно ходят в уличной одежде (дневной). Само собой разумеется, что юноши снимают, как и во всех помещениях, головной убор. Но и девушка должна это сделать, если у нее головной убор, мешающий сидящим сзади. В театр или на концерт приходят заранее, зная, что потребуется время, чтобы сдать верхнюю одежду в гардероб, привести себя в порядок и найти места.
В гардеробе юноша помогает девушке снять пальто и сдает его в гардероб, оставляя у себя номер. Юноша входит в театральный, концертный и кинозал первым. Выходит же первой девушка. Если входят две пары, первым идет юноша, затем две девушки и за ними второй юноша. В таком же порядке и садятся: девушки посередине, юноши - по краям.
Если ты знаешь, что твои места в середине ряда, нужно сесть заранее, не ожидая последнего звонка, чтобы не тревожить других зрителей. Если же приходится беспокоить сидящих, перед ними извиняются. Потревоженный не делает недовольного лица и не ждет, пока у него попросят разрешения пройти, а сам встает заранее, заметив идущих по узкому проходу. Вежливых людей, которые встали, чтобы тебя пропустить, нужно поблагодарить.
Проходить нужно лицом к сидящим. Юноша идет первым. Он помогает сесть своей спутнице, опуская сидение кресла, и садится лишь после этого. Юноша обычно сидит по левую руку девушки, но если его место окажется удобней, например, если оттуда лучше видна сцена, то внимательный юноша уступит его спутнице. Вставая и садясь, избегают шума. Сиденье кресла опускают бесшумно. Вставая, его придерживают рукой, чтобы оно не ударилось о спинку кресла. Занимать оба подлокотника – бесцеремонно, так как и сосед хочет опереться. Не стоит опираться на спинку переднего кресла или упирать в нее ноги.
Программу и бинокль каждый приобретает сам, а не одалживает у соседа. Театральный бинокль предназначен для того, чтобы следить за сценой, а не разглядывать находящихся в зале. Сидя на балконе, не «декорируют» барьер балкона биноклями, сумочками или другими предметами, их держат на коленях.
На чужое место не садятся, так как это может создать много неприятностей, в особенности, если владельцы этих мест опаздывают.
Если ты по какой-то причине опаздываешь, то входи в зал тихо, встань возле двери или сядь бесшумно на ближайшее свободное кресло (в театре обычно опоздавших отправляют на балкон).
Когда начнется программа, нужно прекратить всякие разговоры. Прерванный разговор продолжают в антракте. Во время спектакля или киносеанса не беседуют и не комментируют его, а слушают и смотрят. Даже в том случае, если программа не интересна, вежливость вынуждает человека сидеть молча. Зал, конечно, можно в перерыв покинуть. Во время выступлений стараются не заниматься ничем, что может причинить беспокойство соседям: не щелкают замком сумочки, не шуршат фантиками и т.д. Не приходится говорить о хорошем тоне, если ты станешь барабанить пальцами, отбивать такт ногой или даже подпевать, будь твое пение даже правильным.
Человек, у которого сильный кашель или насморк, должен подумать о здоровье и спокойствии других.
Бестактно реагировать вслух на актерские ошибки. Неприлично сопровождать аплодисменты топотом. Искренние аплодисменты – лучшая благодарность. Но аплодисментами не прерывают исполняемые музыкальные произведения. Поэтому во время концерта, например, в филармонии, аплодировать можно лишь после окончания исполнения всего произведения.
Занавес закрывается. Дождись, пока опустится занавес, а не беги в гардероб за пальто.
Использованная литература:
Составитель Карзов С.В., «Энциклопедия для маленьких джентльменов», ТОО «Диамант», АОЗТ «Золотой век», 1997, 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 8 класса "Правила этикета"
В разработке говорится о правилах этикета, о том, что такое этикет. Проводится с учащимися анкетирование по этой теме, чтобы выявить знания по правилам этикета. Приводятся сведения об этикете в ...
Правила этикета
Цель: закрепление с детьми правил этикета....
Классный час "Правила этикета"
Классный час можно провести влюбом классе. Речь пойдет о нормах поведения....
"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.
Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....
Своя игра по теме "Правила этикета"
Игра составлена по типу "Своей игры" и предназначена для обучающихся 7-8 классов. Содержит разделы по истории этикета, правилам поведения за столом, этикету для мальчиков и девочек. Может быть использ...
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА-КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ
Это должен знать каждый! Основные принципы здорового питания школьников Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важней...
Классный час по теме "Правила этикета"
здесь представлены разные жизненные ситуации и предлогается с детьми проработать, разобрать их(можно разыграть) по правилам поведения!...