индивидульный маршрут
методическая разработка (6 класс)

Чунихина Наталья Сергеевна

портфолио достижений школьника, технологические карты формирования УУД в основной школе, лист индивидуальных достижений), учет индивидуальных особенностей обучающихся (карты «Индивидуальный образовательный маршрут обучения», «Лист самооценки», «Индивидуальная карта развития одаренного ребенка»);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individulnyy_marshrut.docx76.12 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\shestakov\Desktop\эскиз - копия.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»

 « Организация индивидуальных образовательных маршрутов на уроке».

Выполнил:

Чунихина Наталья Сергеевна

 учитель истории и обществознания

  высшая  квалификационная категория

 

г.Нижневартовск  2021 г

Введение

 Сегодня от ученика требуется умение критически мыслить, учиться оперировать растущим объемом информации.

Поскольку на смену традиционному обучению приходит системно-деятельностный подход, то учителю нужно думать, как не просто дать знания ребёнку, а сделать этот процесс наиболее эффективным, организовать учебный процесс, в котором главное место отводится активной, разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Это способствует тому, что каждый педагог ищет наиболее эффективные пути повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости, работает над  созданием условий для обеспечения положительной динамики самореализации учащихся. ИОМ выступает в данном случае как средство стимулирования творческой инициативы, достижения своих вершин  в период  школьного обучения. Изменения происходят не только в ученике. И от учителя требуется больше гибкости по отношению к учащемуся, мобильности, динамичности, увеличивается потребность к саморазвитию.

Обучение в школе вмещает в себя очень большой объем знаний, который должен быть представлен не только в виде теоретических знаний, но и с применением их на практике, в жизни.   Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться. Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь  познавать новое. От этого зависит,  потухнет или нет в глазах ребёнка пытливый огонёк.

1.  «Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения качества образования».

 1.1 Дидактические и ценностные основания введения ИОМ

ИОМ-это целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут

Определяется:

  • образовательными потребностями,
  • индивидуальными способностями,
  • возможностями  обучающегося (уровень готовности к освоению программы).

   Индивидуальные особенности обучающегося:

  • образовательная база (знания, которыми ученик владеет);
  • психическое и физическое состояние ученика;
  • личностные качества, особенности характера ребенка (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
  • возраст;
  • социальный аспект (пожелания родителей).

«Индивидуальная образовательная траектория»

обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации:

  • содержательный -вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут
  • деятельностный - специальные педагогические технологии
  • Процессуальный- организационный аспект

Индивидуальная образовательная траектория

предусматривает наличие

  1. индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент),
  2. И разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут

конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Маршрутная система обучения - позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, в первую очередь, в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования.

ИОМ- обеспечивает поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. По индивидуальному образовательному маршруту, разработанному для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний, может проходить  изучение, закрепление или повторение какой-либо темы, программа подготовки к итоговой аттестации. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.

    1.2 Эффективность разработки ИОМ

Условия:

  1. Осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ;
  2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ обучающимся;
  3. Активное включение обучающегося в деятельность по созданию ИОМ;
  4. Организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

  • особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
  • возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности;
  • ресурсными возможностями.

Выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях

1)Осмысление дальнейшего пути получения образования (кем быть?, каким быть?);

2)Повышение функциональной грамотности по предмету;

3) Совершенствование в выбранной сфере деятельности.

         1.3 Структура индивидуального образовательного маршрута

Компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе мотивов и потребностей обучающегося);
  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания разделов и тем, их систематизация и группировка, установление внутренних связей);
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения)
  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей).
  • результативный (формируется ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Под программой индивидуального сопровождения мы понимаем модель совместной деятельности педагога и ребенка, построенную на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющую последовательность дальнейших действий школьника.

Такая программа позволяет реализовать принцип индивидуализации, который состоит в том, что каждый ребенок, в том числе и школьник, способен идти своим путем, целенаправленно осваивая то, что именно для него является приоритетом.

Принцип индивидуализации - «каждый ребенок имеет право на самостоятельность»- предполагает широкое внедрение новых форм и методов воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, утверждает признание самоценности каждого ребенка, диктует необходимость прогнозирования индивидуальной траектории развития школьника с опорой на его сильные стороны, природные склонности и потребности. Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого воспитанника в образовании.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:

•        Педагог создает воспитаннику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. Учитываются индивидуальные интересы ребенка, предпочитаемые виды деятельности.

•        Для воспитанника при составлении индивидуальной траектории самое важное - оценить свои возможности, способности, интересы, усилия которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала или что бы добиться запланированного результата.

Этапы, организуемые педагогом образовательной деятельности ребенка, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области.

1-й этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени выраженности личностных качеств детей, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части. Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования ребенка, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Педагог устанавливает и классифицирует мотивы деятельности детей по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.

2-й этап. Фиксирование каждым ребенком, а затем и педагогом, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый ребенок составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.

3-й этап. Выстраивание системы личного отношения ребенка с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед воспитанником в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов.

Каждый ребенок вырабатывает личностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, как его деятельность влияет или будет влиять на данную сферу действительности. Ребенок (и педагог) фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности.

4-й этап. Программирование каждым ребенком индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. На этом этапе дети создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала ребенка. При оценке оргдеятельностной продукции воспитанников применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.

5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ воспитанников и общеколлективной образовательной программы. Реализация детьми намеченных программ происходит в течение определенного периода времени. Ребенок осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка.

6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов воспитанников и их обсуждение. Организуется выход детей в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены детьми в собственной деятельности.

7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверить, ориентируясь на созданный ребенком продукт, полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Формирование различного вида умений - мыслительных, коммуникативных, познавательных. Необходима обратная связь, позволяющая не только корректировать движения ребенка по траектории, но и оценивать его продвижения.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а так же разработанный способ его реализации (Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а так же существующими стандартами содержания образования.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута заключаются: в открытости обязательных результатов обучения; возможности выбора учащимися уровня сложности; целесообразности сочетания различных форм организации учебной деятельности; организации дифференцированной помощи со стороны педагога; создании психологического комфорта обучающегося (воспитанника), учет его индивидуальных особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения образовательного учреждения и родителей .

  2. Этапы внедрения ИОМ

Первый этап «Методики диагностики уровня развития способностей и одаренности».

  • Тесты  креативности;
  • Методики, направленные на выявление организаторских способностей;
  • Тест креативного потенциала;
  • Тест когнитивных умений;
  • Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
  •  Анкета для родителей;
  • Пожелания воспитанника;

И другие.

Второй этап

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.

        Третий этап
«Разработка учебно-тематического плана»

Нормативные и психолого-педагогические основы разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в учебном предмете в  школе.

Педагогу необходимо совместно с обучающимся и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы обучающегося, его возможности и поставленные цели.

         Четвертый этап
«Определение содержания, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов»

Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей.

Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута

        Пятый этап - «Определение времени»

В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим обучающимся срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.

         Шестой этап
«Определение роли родителей обучающегося в реализации маршрута»

Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.

       Седьмой этап
«Интеграция с другими специалистами»

Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, необходимо решить нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов.

        Восьмой этап
«Определение способов оценки и самооценки успехов обучающегося»

  • Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся.
  • Проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута.

2.1. Индивидуализация при обучении школьным предметам: вводные положения.

Индивидуализация в образовании подразумевает развитие способности определять направление, цели и средства своего образовательного движения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию. Это процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта образования, который характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности.

При этом важнейшая проблема состоит в том, чтобы понять и выстроить, как на уроках в школе организуются условия, способствующие тому, чтобы учащиеся овладели культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу, с учетом различных типов предметности:

 Предметность материальных условий (жизне)деятельности

 Предметность коммуникации / совместного действия

 Предметность личного осмысления и организации собственного действия

Исследователями и практиками в области индивидуализации образования предложены следующие стратегии действий:

 Изменение ресурсного обеспечения урока

 Перестройка содержания

 Предоставление образовательных выборов и поощрение проб обучающихся

 Организация образовательных событий

Организационно, практикуется использование нелинейного расписания, погружений для предоставления условий индивидуального движения учеников.

Анализируя имеющийся российский опыт, можно отметить, что индивидуализация в образовании существует как бы в двух планах: идеальном, как образ максимально свободного и самостоятельного построения учеником индивидуальной образовательной программы, и реальном, как поиск опор для выбора, самостоятельности, инициативы учеников внутри обновленной классно-урочной системы.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) позволяет иначе, чем учебный план, конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия

Наиболее свободное построение ИОМ может происходить во внеурочной деятельности, а для изучения предметов должна использоваться разрабатываемая учителем система образовательных выборов с обратной связью:

 Маршрут охватывает 3-7 уроков.

 Учитель заранее намечает возможные точки выбора, например, форм работы: работа с учителем, в паре, группе, индивидуально по учебнику/карточке/дополнительному ресурсу

 Ученики выбирают маршруты по заданным точкам выбора и проходят их по плану

 Есть маршрут, близкий к традиционной форме, но его тоже нужно выбрать

 Если трудно или легко, маршрут можно изменить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидульной самостоятельной работы с учащимися с учетом состояния здоровья ребенка.

Виды самостоятельной работы, которые используются для определения уровня знания детей....

Мастерская как средство развития индивидульных способностей учащихся.

Мне посчастливилось два года обучаться в центре педагогического опыта УПМ на курсах «Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта». Познакомиться с педагогикой Нового Образ...

План индивидульного развития учителя биологии

индивидульный план может быть полезным учителю биологии...

Индивидульный план профессионального роста учителя

Индивидуальный план профессионального роста учителя – это прогнозирование профессионального роста, развития, это средство, помогающее преподавателю определить перспективы, обозначить будущие про...

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"

Туристский маршрут "Маршрутами скифов"...

Разработка туристского маршрута "Маршрутами скифов"

         Программа маршрута рассчитана  на  летнюю  оздоровительную  кампанию,  разделена  на  четыре  потока, продолжительность...