Буклет для педагогов «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у младших школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)».
консультация
Рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у младших школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Развитие графомоторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными нарушениями самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений. Данная категория детей часто оказывается не в состоянии держать правильно ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Формирование графомоторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка невозможно без систематической коррекционной работы.
Школа:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Кузедеевская школа-интернат".
Адрес школы –
654250, Кемеровская область,
п. Кузедеево,
ул. Подгорная, 19а.
Телефон –
554-5-25
Директор –
Острякова Наталья Владимировна
Учитель-дефектолог –
Рябова Анастасия Юрьевна
Рекомендации для педагогов
по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у младших школьников
Необходимо формировать графомоторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.
Примерные игры и упражнения:
Упражнения с разнофактурными наполнителями:
- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, перекатывание, похлопывание;
- «Волшебный мешочек»;
- выкладывание геометрических фигур по опорным точкам;
- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.
Упражнения с речевым сопровождением:
- упражнения с шариком су-джок.
- упражнения с прищепками;
- самомассаж ладоней и пальцев фасолью, шестигранным карандашом, массажными колечками;
- поглаживание, потирание, сгибание пальчиков при использовании потешек.
Упражнения с предметами:
- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
- перебирание бус;
- завязывание и развязывание бантов;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- наматывание ниток, ленточек на катушки;
- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
- нанизывание на шнурок крупных бусин, макаронных изделий;
- работа со шнуровкой.
Графическая работа с рисунком:
- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломанных линий;
- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- рисование по клеткам;
- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки и т.д.);
- письмо элементов букв.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:
- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
- «Замок» - соединять пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
- «Пальчики здороваются» - на счет 1,2, 3,4,5 соединить кончики пальцев обеих рук (большой с большим и т.д.);
- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;
- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Развитие мелкой моторики,формирование графомоторных навыков
презентация Развитие мелкой моторики,формирование графомоторных навыков...
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
«Развитие мелкой моторики и речевых навыков через организацию пальчикового театра»
Данный материал показывает возможность бинарного взаимодействия учителя технологии и учителя логопеда на уроках технологии....
Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта.
СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕИсходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении.Содержание упражнени...
Пальчиковая гимнастика способствующая развитию графомоторных навыков у младших школьников
Пальчиковая гимнастика способствующая развитию графомоторных навыков у младших школьников...
БУКЛЕТ для родителей (Развитие мелкой моторики в домашних условиях)
Развитие мелкой моторики в домашних условиях...
Буклет для родителей «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста».
Советы родителям по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями....