Комплекс упражнений по преодолению дисграфии (для учителей начальных классов.)
консультация
Практический материал.
Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс переписывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodalenie_disgrafii.docx | 129.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноярский край, г. Ачинск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 8"
(МБОУ «Школа № 8»)
Комплекс упражнений по преодолению дисграфии для учителей начальных классов.
Учитель – логопед:
Кучер Марина Александровна
г. Ачинск, 2020 г.
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с
фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" —
"д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет
несколько слов слитно.
Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и
генетики до запущенности воспитания.
Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, педагоги и врачи должны
объединиться и договориться о своих действиях.
Существуют такие виды дисграфии у младших школьников:
- Артикуляторно - акустический вид. Ребенок часто пишет буквы так, как их произносит.
Такие дети имеют неправильное произношение звуков. Поэтому для начала нужно
откорректировать речь ребенка, а затем исправлять его письмо.
-Акустический вид. При данном виде дисграфии ребенок заменяет буквы на близкие, по звучанию.
его мнению. На письме звонкие звуки заменяются глухими, свистящие – шипящими и так
далее. Кроме того, при этом виде встречаются проблемы с мягкостью согласных.
- Нарушение языкового анализа и синтеза. Данный вид дисграфии наиболее часто
встречается у детей, они нередко при письме пропускают как определенные буквы, так и
слоги, могут переставлять буквы местами, не дописывать слова, приписывать лишние
буквы к словам.
- Аграмматический вид. В этом случае ребенок пишет вопреки правилам, к примеру –
«чудесные день». Данный вид наблюдается у тех младших школьников, которые
овладели грамотой и стараются овладеть грамотой. Но происходит так, что они не могут
изменять слова согласно падежам, родам и числам. Поэтому они и пишут неправильные
окончания к словам.
- Оптический вид дисграфии приводит к тому, что ребенок не замечает различий между схожих по написанию элементов букв.
буквами, поэтому и неправильно отображает их при письме....
Занятия по преодолению дисграфии не должны превращаться в бесконечный процесс переписывания.
процесс написания или переписывания. Опытные педагоги обеспечивают разнообразную
речевую практику учащихся и предлагают упражнения, которые выполняются и в устной
форме с четко организованной системой обратной связи (карточки, символы, игры с
мячами, хлопками и т.д.) Занимательный речевой материал также способствует снятию
тревоги у детей и создает положительный эмоциональный настрой.
Предлагаем некоторые упражнения, которые помогут в преодолении дисграфии.
1) Работа со слоговыми таблицами. Дифференциация смешиваемых звуков в слогах
проводится в разнообразных позициях.
1. да - та 2. да - та - да 3. ста - сда 4. уда - ута
до - то до - то - до сто - сдо удо - уто
ду - ту ду - ту - ду сту - сду оду - оту
ди - ты ди - ты - ди сти - сди оти - оди
1) "Корректурная правка" - в течении 3-5 минут ребенок зачеркивает в тексте заданные буквы начать можно с одной. Через несколько занятий можно добавить ещё одну, которая будет подчёркиваться.
буквы. Начать можно с одной. Через несколько занятий добавить еще одну, которая будет
подчеркиваться.
2) Назовите первый звук в словах.
Даша, Тоня, тополь, домик, тачка, дождь, тина, тапки. Дина, деньги, тени, тянет,
теплый, день, дюны.
3) Выборочный диктант слов.
4) Выборочный диктант слов.
а) Устный - поднять букву, если в слове содержится определенный звук.
б) Письменный - запись слов (слогов), содержащих определенный звук.
Например: Прослушайте звукосочетания, запишите только согласный.
ада, ата, ода, ота, угу, уду, иди, ити, удю, уди, ути.
4) Рассмотрите картинки. Определите наличие звуков [д], [т] в названиях этих картинок. Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела и т.д.
Дети записывают: д, т, д, т. и т.д.
Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела, ведро, ворота.
Дети записывают: д, т, д, т, т, т, д, т.
После проверки можно выполнить обратное задание: перемешанные картинки ученик
должен расставить согласно готовой записи: т, т, д, т, ....
Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела, ведро, ворота.
Дети записывают: д, т, д, т, т, т, д, т.
После проверки можно выполнить обратное задание: перемешанные картинки ученик
должен расставить согласно готовой записи: т, т, д, т, ...
Приблизительный перечень картинок: дом, трава, сады, соты, стул, стрела, ведро, ворота.
Дети записывают: д, т, д, т, т, т, д, т.
После проверки можно выполнить обратное задание: перемешанные картинки ученик
должен расставить согласно готовой записи: т, т, д, т, ....
5) Вставьте в слова пропущенную букву Д синим карандашом, букву Т зеленым.
Трак...ор, ребя..а, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, о...уванчик, ве...ер, ве...ро, пого...а,
желу...и, моло...ок, капус...а, пар...а. у...очка, ...евочка, с..ук, свис...ок
Трак.ор, ребя.а, боро.а, с.рела, воро.а,гра.усник,о.уванчик, ве.ер, и т.д.
Трак...ор, ребя..а, боро...а, с...рела, воро...а, гра...усник, о...уванчик, ве...ер, ве...ро, пого...а,
желу...и, моло...ок, капус...а, пар...а. у...очка, ...евочка, с..ук, свис...ок
6) Закончите слова, добавив слог -да или -та.
Коф.., во.., ва.., ро.., ..бун, ..та, ..ры,..ют.
бе... ...бун горо... приро...
коф... ...та воро... порося...
во... ...кой боро... свобо...
ва... ...ры гуся... добро...
ро... ...ют утя... полно...
7) Прочитайте слова с буквой Д, затем с Т. (или распредели на столбики).
Работа, город, росток, стебель и т.д.
Работа, город, росток, стебель, редиска, листок, вода, салат, картофель, помидор,
природа, борода, свобода, плот.
8) Игра "Перевертыши"
Например: сос-на, на-сос; чай-ка, ка-чай; кА-мыш, мы-шка; вес-на, на-вес.
Используя карточки со слогами дети составляют слова, затем переставив слоги местами
составляют другое слово.
Например: сос - на, на - сос; чай - ка, ка - чай; ка - мыш, мыш - ка;
вес - на, на - вес; бан - ка, ка - бан; ра - но, но - ра и т.д.
9) Игра "Какой звук чаще встречается?"
а) Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
б) Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбит, два долбит-
Носом в небо угодит.
в) Белые бараны били в барабаны.
г) Кошка крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
д) Топали да топали, до топали до тополя,
До тополя до топали, да ноги-то оттопали.
е) Три сороки-тараторки тараторили на горке.
10) Игра "Наоборот" с мячом.
Необходимо заменить звук Т на звук Д и перекинуть мяч.
Прудик - прутик; тень - день; точка - дочка; туш - душ; тело - дело; трель - дрель; катушка
катушка- кадушка; дачка - тачка и т.д.
11) Прочитать слова и сравнить по звучанию и написанию.
Устно составить с ними словосочетания: стал – сталь, конь кон, цел –цель, кров-кровь.
12) Услышав твердый звук назови парный мягкий (перекидывая мяч)
12) Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними
словосочетания.
Стал - сталь кон - конь плакат - плакать был - быль
кров - кровь цел - цель вес - весь шест - шесть
13) Услышав твердый звук, назови парный мягкий (перекидывая мяч) в слогах да - дя ды - ди
до - дё ту - тю
ру - рю и т.д.
14) Прочитать слова, записать слова обозначающие один предмет.
Кони - конь, лоси - ..., голуби - ..., двери - ..., гуси
12) Прочитать слова, сравнить по звучанию и написанию. Устно составить с ними
словосочетания.
Стал - сталь кон - конь плакат - плакать был - быль
кров - кровь цел - цель вес - весь шест - шесть
13) Услышав твердый звук, назови парный мягкий (перекидывая мяч)
в слогах: да - дя ды - ди
до - дё ту - тю
ру - рю и т.д.
14) Прочитать слова, записать слова обозначающие один предмет.
Кони - конь, лоси - ..., голуби - ..., двери - ..., гуси -
13) Прочитать слова и записать слова, обозначающие один предмет:
Конь-кони, лоси -, голуби - , двери - .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений для преодоления дисграфии у младших школьников
За основу была взята система занятий, изложенная в пособии Мазановой Е.В....
Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников
Роль учителя начальных классов в преодолении дисграфии у младших школьников Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) у детей об...
Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.
Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...
Комплекс упражнений по преодолению дислексии для учителей начальных классов.
Полное описание упражнений по дислексии....
Комплекс упражнений по преодолению дисграфии для учителей начальных классов.
Упражнения по преодалению дисграфии....
"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".
I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ Секция 6 "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...
Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....