Стажировка 10.10.2022 План-конспект урока. Самоанализ урока.
консультация

Стажировка. Музыка. Софья. Самоанализ урока. Технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.2._prilozhenie_2_-_shvidkaya_s.v.doc255.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Дата проведения. 03.10.2022 г.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технология урока. (Смотри приложение 1)

Цель урока: дать учащимся представление о глубоких связях с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной музыки, молитвы в музыке отечественных композиторов.

Задачи:

  1. Знать особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения).
  2. Выявить особенности русской духовной музыки на материале фрагмента концерта М.Березовского «Не отвержи меня во время старости».
  3. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему строю (гомофонно-гармоническому, полифоническому) и жанру.
  4. Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки.
  5. Осознать значение духовной культуры в жизни человека.
  6. Воспитывать музыкальную культуру у шестиклассников, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества

Планируемые образовательные результаты:

     Предметные умения:

1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Определять особенности русской духовной музыкальной культуры.

3. Уметь обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов   как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов; разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух жанры музыки, осмыслять специфику музыки.

    Личностные УУД: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; у учащегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку;

    Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

    Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

    Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания,                                   с уважением относиться к иным взглядам, учатся размышлять на глубокие темы.

Основные термины, понятия: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/additional/254374/ 

   Идол – статуя, изваяние, которому язычники поклоняются как божеству.

   Скоморохи – это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

   А capella – это пение без музыкального сопровождения.

   Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов.

   Знаменный распев – это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон.

   Унисон – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах.

Музыкальный материал: В.Гаврилин «Перезвоны», «Молитва», песня «Мама» на слова А.Шульгиной, Б.Окуджава «Молитва», Иеромонах Роман «В минута скорбную сию…»

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация Power Point, фортепиано.

Образовательные электронные ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/start/254346/ 

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/start/254346/ 

«Крещение Руси» Р. Щедрин «Стихира на Тысячелетие Крещения Руси»/01:18

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/main/   Основная часть видео/5 минут 47 секунд

План урока:

I.        Организационный момент. (1 мин.)

II.        Мотивационно-целевой этап. (3 мин.)

III.        Ориентировочный этап (5 мин.)

            Беседа

IV.        Проверка усвоения пройденного материала (6 мин.).

            Проверка Д/з.

V.        Основной этап урока. (20 мин.)

            Создание проблемной ситуации

            Изучение нового материала

            Работа с понятиями.

VI.        Закрепление нового материала (5 мин.)

            Прохождение заданий из Тренировочного модуля        

VII.        Подведение итогов. Оценка результатов урока. Д/з. (3 мин.)

VIII.        Рефлексия (2 мин.)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Прослушивание записи о Крещение Руси. Р. Щедрин «Стихира на Тысячелетие Крещения Руси»/01:18 Ссылка на ЭОР: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/start/254346/ 

Учитель: сегодня мы с вами вернемся в Русь старину. Как вы думаете, о чем мы будем разговаривать на уроке?

Ученики: узнаем про старинную Русь, про Крещение Руси.

  1. Мотивационно-целевой этап. 

Учитель: правильно, мы узнаем про Крещение Руси, про одного из правителей нашего государства. А также о народном творчестве в Древней Руси.

Крещение Руси в 988 году оказало большое влияние на жизнь русского народа. Христианская вера пришла на смену языческим обрядам. Религия стала толчком к развитию многих видов искусства: появились духовная музыка, иконопись, храмовая архитектура.

На доске эпиграф…. «Станем ли мы ближе к народной и духовной музыке?»

Учитель: ребята, обратите внимание на слова эпиграфа, сейчас подумайте и в конце сегодняшнего урока, ответим на этот вопрос «Станем ли мы ближе к народной и духовной музыке?»

III. Ориентировочный этап

Учитель: Где мы можем найти ответы на интересующие нас вопросы?

Ученики: в учебнике, у учителя, в справочной литературе, в интернете.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, как нам организовать работу на уроке так, чтобы собрать необходимую информацию, изучить ее, ответить на вопросы?

Ученики: слушать учителя и выступающих, советоваться друг с другом, думать самим и отвечать на вопросы, разделиться на группы, поработать в парах.

VI. Проверка усвоения пройденного материала (Проверка Д/з).

Учитель:  Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образами русской народной и духовной музыки. На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров.

- На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

- Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.

Ученики: Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.,

Учитель: перед тем, как мы познакомимся ещё с одним ярким музыкальным примером, озвучим: что означает понятие «Духовная музыка»?

Ученики: Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Учитель: Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

- Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?

- Каковы его особенности?

Ученики: Знаменный распев.

-Термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки);

исполнялся в церквях мужским хором без сопровождения (a capella).

Учитель: затем, позднее, в XVIII веке, в России было распространено партесное пение.

– Вспомним, что это означает?

- Каковы его особенности?

Ученики: Партесное - многоголосное пение, исполнялось также при богослужении в церкви.-Сегодня на уроке мы послушаем фрагмент из произведения   композитора Валерия Александровича Гаврилина симфония-действо «Перезвоны».

V. Основной этап урока. Изучение нового материала – 20 минут

Этапы: Создание проблемной ситуации. Просмотр видеоролика «Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка».

Ссылка на ЭОР: Основная часть https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/main/ видео - 5 минут 47 секунд

Учитель: что интересного и нового вы узнали, просмотрев видео?

Ученики: (примерные варианты ответов)

- Древние славяне до Крещения Руси были язычниками. Они думали, что природные явления: дождь, грозу, засуху, жару и холод, вызывают на земле боги. В честь этих богов они совершали обряды: пели песни, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Чтобы поклоняться этим богам, славяне изготавливали идолов. Идол – это статуя, изваяние, которой поклоняются язычники как божеству.

- До сих пор популярностью пользуется языческий праздник – день Ивана Купалы. В ночь накануне праздника было принято купаться или мыться в бане, прыгать через костёр, плести венки, искать папоротник. День этот отмечается летом и посвящён летнему солнцестоянию. В древности люди по большей части были неграмотными, не умели писать и читать, песни и сказания передавались из «уст в уста». Старшее поколение передавало младшему, а младшее – дальше, своим детям. Такое устное народное творчество называется фольклор. Существовало два типа артистов: певцы-сказители и скоморохи.

- Певцы-сказители аккомпанировали себе на гуслях. Образы самых известных гусляров, Баяна и Садко, встречаются в творчестве русских композиторов: Баян в опере Глинки «Руслан и Людмила», «Садко» в одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова.

- В противовес серьёзным сказителям выступали скоморохи. Это странствующие актёры, бывшие одновременно певцами, танцорами, музыкантами, акробатами и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

- Их выступления были связаны с праздниками, гуляниями, часто они поднимали острые темы в своих выступлениях. Обычно их изображают с музыкальными инструментами: гуслями, дудками, гудками и бубнами.

- Николай Андреевич Римский-Корсаков изобразил скоморохов в балетном фрагменте в опере «Снегурочка». Благодаря скоморохам на Руси развивались литературные жанры: эпос, поэзия, драма.

- Другое направление в музыке Древней Руси появилось в связи с эпохальным событием – Крещением. Произошло Крещение Руси в 988 году.

- Киевский князь Владимир Святославович провозгласил христианскую веру. Красота богослужения христиан, увиденная в Греции, поразила его послов. После этого языческие традиции стали уходить на второй план, скоморохи были подвержены гонению. Их высылали из городов, отбирали музыкальные инструменты.

- Древнее церковное пение было одноголосным и без сопровождения. Такое пение без сопровождения называется «а капелла». Нот в привычном понимании не существовало. Мелодия обозначалась специальными значками. Они назывались «знаменами». Отсюда и пошло название знаменного пения.

- С XV века появляется многоголосная церковная музыка.

- В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Старая культура одноголосного знаменного пения стала вытесняться новой, многоголосной.

- Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Этот жанр появился на Руси в XVIII веке.

- Один из наиболее известных и значимых духовных концертов «Не отвержи мене во время старости» написал Максим Созонтович Березовский. Концерт написан на текст одного из псалмов Давида из Ветхого Завета. Это музыка звучит «а капелла», то есть без музыкального сопровождения. Инструментами здесь выступают голоса самих хористов. Красота архитектуры и иконописи храмов, вместе подобными образцами духовной музыки производят поистине потрясающее впечатление на слушателей.

- В то время на Руси закрепилось два музыкальных течения: светская музыка – всё многообразие русского народного творчества: лирические и плясовые, частушки и плачи, обрядовые и исторические песни. А после Крещения Руси появилась и стала развиваться духовная музыка, сначала одноголосная, а затем и многоголосная, постепенно вбирая в себя интонации русских лирических протяжных песен. Вершиной духовной многоголосной музыки стал духовный концерт.

- Духовный концерт появился в XVIII веке. Самые известные создатели русских хоровых концертов – Максим Созонтович Березовский и Дмитрий Степанович Бортнянский. Оба они учились композиторскому мастерству в Италии. К сожалению, многие произведения этих композиторов были найдены спустя годы после их смерти, а часть безвозвратно утрачена.

Учитель: Дмитрий Степанович Бортнянский был продолжателем идей Максима Созонтовича Березовского и перенял у него полифоническую технику, гармонию и образный строй концерта. Некоторые его хоровые концерты праздничные и торжественные, другие проникнуты лиризмом и возвышенностью. Сегодня духовные концерты Д. С. Бортнянского и М. С. Березовского можно услышать в исполнении лучших хоровых коллективов России

Работа с понятиями. Ссылка на ЭОР: Основные термины, понятия: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/additional/254374/   

- Знаменный распев – это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон.

- Знаменный распев – это сплав византийской культуры с русскими народными традициями. Один из известных распевов: «Покаяния отверзи ми двери».

- Унисон – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах.

- Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов.

….

Учитель: сейчас мы послушаем одну из частей и ответим на вопросы: В.А.Гаврилин Симфония-действо "ПЕРЕЗВОНЫ". Молитва

Слушание. Анализ слушания музыки.

Учитель: Какой образ запечатлён в музыке? - Почему вы так решили?        

Учитель: как называется эта часть? (воспользуйтесь программкой и выберете из перечисленных в ней частей одну, название которой подходит по запечатлённому в музыкальном фрагменте образу;

Ученики: это была «Молитва»;

Учитель: что такое молитва?

Ученики: Молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам.

Учитель: Какими средствами музыкальной выразительности воплощён образ?;

Учитель: Кто является исполнителем?

Ученики: исполнял хор (a capella), ударные инструменты (оркестровые колокола), чтец, солист

Учитель: Какая была молитва? (о чём?)

Ученики: здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности.  

-Характер музыки напряжённый и т.д.

Учащиеся формулируют главный вопрос урока «Молитва».

Вокально – хоровая работа: песня «Мама» на слова А.Шульгиной

Учитель: А какую песню вы знаете о любви, искренности к родному человеку

Ученики: «Мама»

Учитель: Давайте исполним её.  Сначала распоёмся. Встаньте, пожалуйста.

Распевание учащихся: «Соль. До, Ля, Фа» (Staccato, Legato)

Исполнение песни «Мама» Гаврилина.

Учитель: А как ещё можно исполнить песню?

Ученики: С солистами

Учитель: Кто хочет попробовать себя в качестве солиста? Давайте попробуем спеть с квартетом солистов (пригласить учащихся) Исполнение с солистами, пение песни с пластическим дирижированием.

Работа по группам и индивидуально

Учитель: А теперь вернемся к нашей теме, и я предлагаю прослушать произведения Б. Окуджава «Молитва», Иеромонах Роман «В минута скорбную сию…»

    К жанру молитвы в своем творчестве обращаются также Иеромонах Роман и знаменитый поэт и композитор, известный бард Б. Окуджава.

Иеромонах Роман (Александр Матюшин) – поэт, песнопевец (слайд 12). Имя иеромонаха Романа хорошо известно миллионам русских людей. Автор духовных стихов и песен, член союза писателей России. Кассеты с записями его песен продаются в церквях по всей России. Их поют профессиональные певцы, хорошо известны они и за рубежом. Давайте послушаем песню в исполнении самого автора    

Анализ.

   Вот как сказал современный русский писатель Валентин Распутин о творчестве иеромонаха Романа: «У иеромонаха Романа, собственно, не песни, а песнопения особого голоса. Сказать, что это молитвенный и аскетический голос, — значит указать только одну и, пожалуй, не главную краску израненного сердца и мятущейся души человека, продирающегося к свету. В них есть и скорбь, и боль, и безжалостное к себе покаяние. И первые движения пробуждающейся души. И счастливые слезы ее обретения. Иеромонах Роман – «человек не случайного дара, избирающий самую трудную дорогу».

    А сейчас прослушаем песню известного поэта и композитора Б. Окуджавы. Послушайте и скажите, о чем эта песня. Сравните с песней иеромонаха Романа. Какую из этих молитв можно назвать «просительная», а какую «покаянная»?

VI. Закрепление нового материала (Смотри приложение 2)

Учитель: предлагаю сейчас объединиться в группы и пройти задания тренировочного модуля.

Работа детей в группах: Задания из Тренировочного модуля ссылка на Интернет-ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/train/254355/

Ученики сравнивают ответы. Анализируют.

VII. Итог урока. Подведение итогов. Оценки результатов урока.

Учитель: сегодня на уроке все очень хорошо работали. Каждого из вас хочется похвалить.

Но у каждого есть свои достоинства: очень хорошо пели…,  точно отвечалт на вопросы…, хорошо справились с вопросами тестирования…, интересно рассказывали…,

Как вы думаете «Стали ли мы сегодня ближе к народной и духовной музыке?» 

С какими произведениями музыки сегодня мы с вами познакомились на уроке? Что можете сказать о выполнении задания?  Какой у нас был главный вопрос урока? В чем вы испытывали затруднения?

VIII. Рефлексия. Слушание песни Б. Окуджавы «Молитва»

Домашнее задание по выбору:

  1. Найти в дополнительных источниках материал на тему «Народное искусство Древней Руси».
  2. Прослушать дома В.А.Гаврилин Симфония-действо "ПЕРЕЗВОНЫ". Молитва. Составить вопросы.
  3. Составить музыкальный кроссворд по теме «Народное искусство Древней Руси».
  4. Подобрать музыкальные произведения на тему «Народное искусство Древней Руси».
  5. Подготовить песню или исполнить на тему «Народное искусство Древней Руси».
  6. Выполнить иллюстрации к прослушанным произведениям.

Список использованной литературы и ссылки на ЭОР: 

 урок с использованием электронных образовательных ресурсов: https://resh.edu.ru/ 

Задания из Тренировочного модуля ссылка на Интернет-ресурсы: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/train/254355/ 

Основная часть https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/main/     видео

Работа с понятиями. Основные термины, понятия: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7163/additional/254374/     

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/4/79/332/79332215_73299  - колокола

http://www.youtube.com/watch?v=o_23woQGE3c&noredirect=1 песня «Мама» на слова А.Шульгиной

http://poiskm.com/song/933779-Valeriy-Gavrilin-Perezvoni-В.Гаврилин 

Учебник:  Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская – Музыка 6 класс, стр. 50- 57

                               

Дополнение - слушание: игра старца на гуслях

Песнь Баяна из оперы "Руслан и Людмила", "Садко" гусли, пляска скоморохов и хороводная из сказки "Снегурочка", звучание рожка и кугиглов, флейта пана звучание свирели фрагмент из сказки "Марья искусница" гусли плясовая

https://klasnorukovoditel.blogspot.com/p/6_7.html 

https://drive.google.com/file/d/1pUcwWHlcDFbb05zf9Dtenlw7xFC9uvtR/view презентация

Обязательная литература:

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

Дополнительная литература:

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.


Самоанализ урока

1. Внешние связи урока.

   Данный урок изучается в 6 классе, в разделе «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» по программе Е. Д. Критской. Отталкиваясь от данного урока, в дальнейшем планируется продолжить изучение особенностей этой темы.

 Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя электронно образовательные ресурсы РЭШ

      Это урок – изучения нового материала. Программные требования к уроку учтены (урок представлен как система). Он связан с предыдущими и последующими уроками. Предыдущие и последующие уроки четверти учат воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, развивают внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

Исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит    триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: обучающего, развивающего, воспитывающего. Цели и задачи были разработаны в соответствии с возрастными особенностями и возможностями усвоения материала для шестиклассников.

    Урок оказался эффективным с точки зрения выполнения целей и задач.

Цель урока: дать учащимся представление о глубоких связях с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной музыки, молитвы в музыке отечественных композиторов.

Задачи:

1.        Знать особенности развития народной и духовной музыки в Древней Руси, знакомство с некоторыми характерными этапами развития церковной музыки в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения).

2.        Выявить особенности русской духовной музыки на материале фрагмента концерта М.Березовского «Не отвержи меня во время старости».

3.        Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему строю (гомофонно-гармоническому, полифоническому) и жанру.

4.        Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки.

5.        Осознать значение духовной культуры в жизни человека.

6.        Воспитывать музыкальную культуру у шестиклассников, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества

6 «Г» класс, в котором был проведен данный урок, является сильным. Подготовка учащихся по предметам высокая, большинство учащихся имеют «5» и «4» по музыке. Ребята умеют работать как индивидуально, так и в группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, умеют правильно оценивать себя и других.

На данном уроке была создана атмосфера сотрудничества. Ребята не перебивали, поддерживали и дополняли друг друга. Все учащиеся были задействованы на уроке. Ни один ученик не остался без внимания. Все были включены в деятельность.

При организации учебной деятельности я старалась спланировать работу.                                            Деятельность учащихся была разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование УУД.

На данном уроке реализовывались задачи формирования метапредметных УУД: регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных.

I. Общая организация урока

1. Последовательность и распределение всех этапов урока по времени была соблюдена.

I.         Организационный момент. (1 мин.) Учитель настроил учащихся на благоприятную обстановку на уроке.

II.        Мотивационно-целевой этап. (3 мин.) Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование школьников к учебной деятельности,

III.        Ориентировочный этап (5 мин.)  На данном этапе провела беседу, организовала подготовку и мотивацию учащихся к изучению материала.

IV.        Проверка усвоения пройденного материала (6 мин.). Выполнена проверка Д/з.

V.        Основной этап урока. (20 мин.) начала этап с создания проблемной ситуации для изучение нового материала, просмотрели видеоролик «Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка». использовала ЭОР РЭШ. Провела работу над понятиями. Отвечая на вопросы детей.

VI.        Закрепление нового материала (5 мин.) На данном этапе учитель организует выявление учащимися закрепление изученного на уроке материала. Для этого учащиеся должны объединиться в группы или индивидуально (по желанию) пройти задания из Тренировочного модуля с выбором ответа. Я здесь использовала ЭОР РЭШ.         На данном этапе осуществлялась самостоятельная работа с самопроверкой. При проведении данного этапа использовалась групповая и индивидуальная форма работы.

VII.        Подведение итогов. Оценка результатов урока. Д/з. (3 мин.)

   На данном этапе фиксировала новое содержание, изученное на уроке, и организовала самооценку учениками собственной учебной деятельности. Развиваются умения осмысливать проделанную на уроке работу и умения оценивать себя и давать оценку другим. Провела оценку результатов урока. Организовала процедуру само- и взаимооценки результатов учебной деятельности на уроке.

Цель домашнего задания соответствовала теме урока, а объем – возрастным особенностям учащихся. Выдала д/з на следующий урок. Дала комментарий к домашнему заданию. Домашнее задание носило творческий и развивающий характер, в соответствии с темой урока. Предложила несколько заданий на выбор учащихся.

Рефлексия (2 мин.) Предложила прослушать песню Б. Окуджавы «Молитва»

2. Организация познавательной деятельности на уроке (сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы).

С точки зрения обоснованности и правильности отбора методов и форм обучения урок соответствовал поставленным целям и задачам.

На уроке использовала следующие методы обучения:

1) по виду источника информации: словесные (монолог, диалог, эвристическая беседа); наглядные (электронно образовательные ресурсы, репродукции картин); практические (работа в группах и индивидуальная).

2) по виду учебной деятельности: исследовательский метод (способ организации поисковой деятельности учащихся). На уроке не предлагались готовые знания. Всю информацию ученики получали самостоятельно.

        Моя помощь состояла в направлении и корректировке, в объяснении новых незнакомых слов. Также ребята добывали знания на уроке через сравнение различных вариантов получаемых ответов. Поэтому можно сказать, что на уроке использовались исследовательские методы, которые заключаются в формировании умений добывать знания самостоятельно.

      На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Наглядные технические средства обучения использовались регулярно и эффективно.

         В процессе разнообразных видов деятельности у учащихся на уроке формировался весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

3. Соблюдение охранительного режима. Выполнено.

II. Содержание урока

1. Научная, воспитательная и развивающая направленность урока.

2. Правильность подбора учебного материала на уроке.

3. Связь теории с практикой.

4. Организация повторения на уроке и его содержание. Связь повторенного с новым материалом.

 5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся.

III. Методическая сторона урока и его оборудование

Качество методов и приемов обучения, их адекватность задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.

Были использованы следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная, которые в ходе урока сменяли друг друга.

В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между педагогом и учащимися, что привело к плодотворному и результативному обучению. Организация взаимодействия «учитель – ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа» повысило степень активности ребят в учебном процессе.

Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, сравнивали, обобщали и делали выводы. В результате чего у детей сформировались осознанные прочные знания.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

- словесные (беседа с учащимися);

- наглядные;

- проблемно-поисковые (работа с текстом, с понятиями);

- практические (выполнение заданий);

- методы самоконтроля (само и взаимооценка, рефлексия).

На уроке использовались информационно-компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.

  1. Чередование методов обучения.

Методы обучения в ходе урока сменяли друг друга и способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы и соблюдению охранительного режима. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

  1. Оборудование урока и его использование.

На уроке использовались мультимедийные средства обучения, это работало на лучшее восприятие материала учащимися.

  1. Методы опроса. Правильность ответа учащихся.

На уроке использовался устный опрос. Устный опрос на данном уроке строился как беседа, объяснение, выполнения заданий. При оценке ответа ученика руководствовалась следующими критериями: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа. Большая часть учащихся класса даёт ответы полные, правильные, осознанные. Хорошо могут исполнить песню.

4.  Функциональный анализ урока.

    Урок построен оптимально. Структура урока была продумана и соответствует поставленной цели, возможностям классного коллектива. Структура урока выбрана рационально, время, отведённое на этапы урока, достаточное. Взаимосвязь между этапами урока плавная, логичная. Помощь учителя минимальна. Учитель - направляющий в работе класса и каждого в отдельности.

На уроке использовались методы и приемы, способствующие сохранению здоровья обучающихся. В течение всего урока действия педагога включали способы поддержания физического, психофизиологического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, частая смена видов деятельности. А использование мультимедийного оборудования позволило организовать зрительное восприятие учащихся в соответствии с требованиями гигиены зрения.

Четко прослеживалась логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Время урока распределено вполне целесообразно. Что касается оборудования урока, то оно соответствовало современным требованиям: проектор, экран, звуковые колонки, презентация, раздаточный материал на каждого ученика, наглядный материал.

Соответствие стиля отношений учителя и учащихся способствовало успешному формированию результата урока. Насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу, возможностям коллектива.

    Педагогическое поведение учителя на уроке соответствует нравственным нормам, соблюдался педагогический такт и самообладание; отмечается корректное взаимоотношение с учащимися.

5. Оценка конечного результата урока.

Содержание урока соответствует содержанию стандарта и программы Поставленные цели и задачи реализовывались на протяжении всех этапов урока. Структура урока выдержана. Время между этапами урока было распределено оптимально и рационально использовалось. Методы, приемы, формы обучения соответствуют целям и задачам. Предложенные упражнения использованы целесообразно, имеют практическую направленность. Уровень самостоятельности учащихся на этапах урока достаточен. Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль показали, что тема усвоена хорошо. Гигиенические требования соблюдались. На уроке присутствовала атмосфера сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Результаты урока можно оценить как положительные, так как удалось реализовать все поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

Цель  урока: познакомить учащихся с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под предводительством Е.И.Пугачева.   2. Задачи:- обучающие: 1) установить Личн...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»

Стажировка. Музыка. Софья.  Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...