Как избежать конфликтных ситуаций с обучающимися
консультация

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Как избежать конфликтных ситуаций с обучающимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbezhat_konfliktn_sit.docx33.52 КБ

Предварительный просмотр:

Как избежать  конфликтных ситуаций с обучающимися

В воспитательной практике педагогу часто приходиться делать замечания своим ученикам, однако их ответная реакция бывает различной — от принятия замечания, до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:

  1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваше представление о нем как о человеке оставьте при себе.
    2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.
    3. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.
    4. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например, тип: «Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что не получается».
    5. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное — помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.
    6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.
    7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред.
    8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.

Одной из распространённых причин конфликтов педагогов и учащихся является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать «назло». Предлагаем вам следующие правила критики, которые позволят не дойти до конфликта:

1.Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.
2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.
3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.
4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.
5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.
6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.
7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на «хороших» и «плохих» разобщает коллектив.
8. Критика должна вестись с позиции интересов дела.

Как оптимизировать учебно-воспитательного процесс.

Тем, кто занимается процессами воспитания и обучения, другого человека, полезно ознакомиться со следующими требованиями:

1.Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.
2. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащегося. Необходимо так вести себя с учащимся, что бы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.
3. Давать понять учащемуся, что педагог, как любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойство, огорчение, обиды. При этом эти состояния необязательно могут быть связаны с учащимся.
4. Учиться не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить ему иметь свое мнение ценности и особенности.
5. Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.
6. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося, принимать его индивидуальность во всех ее проявлениях.
7. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но напротив, усиливают многое дефекты личности учащегося.
8. Развивать в себе способность воспринимать учащегося, как постоянно изменяющуюся и изменяющуюся личность.

Рекомендуем педагогам использовать некоторые психологические
приемы достижения расположенности учащихся:

  1. Прием «Имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случаю к случаю, а постоянно располагая к себе учащегося (заранее), а не тогда, когда крайне необходимо уговорить его выполнить то или иное задание.
    2. Прием «Зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с доброй и мягкой улыбкой, как правило притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.
    3. Прием «Золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.
    4. Прием «Терпеливый слушатель» — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
    5. Прием «Личная жизнь». При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

Как организовать дисциплину в классе и завоевать авторитет?

Даже если Вы совсем недавно начали работать в школе, то наверняка уже столкнулись с этой проблемой и не знаете, как вести себя в подобных ситуациях. Любой педагог может перечислить разные формы нарушения дисциплины (грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь, некорректное выражение несогласия, «глупые» вопросы, резкая критика действий и поступков педагога и др.). Дисциплинарные нарушения учеников могут привести к затяжным конфликтам. Это ведет к ухудшению результатов деятельности педагога, снижению работоспособности, появлению ошибок, и учитель, особенно молодой, ощущает разбитость, подавленность.

Иногда эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самоконтроля и самообладания. Так, например, Ваша бурная реакция на гудение класса с закрытым ртом, обрадует учеников и обеспечит вам «подобные концерты» в дальнейшем. Процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность собственной профессией.

Для того чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, учителю необходимо умело сочетать различные технологии. От этого будет зависеть атмосфера в классе, взаимоотношения между учителем и учеником, мироощущение детей, их жизненный тонус.

Действия педагога не должны вызывать тревогу, стресс, ощущение беспомощности у школьника. Специфика поведения педагога заключается в том, что он должен не уронить свой авторитет, скорректировать поведение ребенка и сохранить его достоинство. Дети не всегда в полной мере осознают нанесенный ими морально-психологический урон, и поэтому одна из задач педагога – обучение ребенка осознанию, осмыслению своих поступков по отношению к другому человеку.

Существуют различные подходы к проблеме дисциплины.

Один из них можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, придерживающиеся этого направления, считают, что со стороны ученика необходим осознанный выбор, и они включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками, на повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. Конечно, педагог может заставить ученика выполнить требование, подчинить его, но подчиняясь силе, ученик выходит из такого общения менее свободным и более безответственным. Психологи предлагают иной стиль взаимодействия. Вы знаете, что такое партнерские отношения с учеником? Это способ изменить поведение воспитанников и отношения в школе.

Они строятся на двух правилах, воспитывающих личность:

  1. Ученик выбирает поведение, а учитель помогает сделать выбор осознанным.
  2. Свобода выбора – это готовность самому отвечать за его последствия.

Очень важно, чтобы Вы выстраивали партнерские отношения не только между собой и учениками, но также между собой и родителями, учителями, администрацией. Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников, Вы, наверное, спрашивали себя: «Как скорее прекратить такое поведение?» Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем, необходимо:

- распознать истинный мотив поступка;

- в соответствии с ним выбрать способ действия, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;

- разработать стратегию своего поведения.

Вы должны понимать, что за дисциплинарным нарушением стоит одна из четырех целей:

- привлечение внимания;

- власть;

- месть;

- избегание неудачи.

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, Вы должны как-то взаимодействовать с ними. Вам необходимо понять цель нарушения поведения и конструктивно строить общение с учениками.

Попробуем разобраться с мотивами «плохого» поведения.

  1. Привлечение внимания. Некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они хотят быть в центре внимания, требуют его все больше и больше. Суть их «плохого» поведения – демонстративность. Такие поступки отвлекают весь класс, учителя и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании – базовая психологическая потребность. Иногда ребенку получить сердитое внимание лучше, чем не получить никакого – это можно считать первопричиной «плохого» поведения.

Вторая причина – никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере.

Третья причина – чем меньше внимания ребенок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.

В младших классах их действия предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя. На самом деле ученики, демонстрирующие такое поведение, показывают Вам, что они хотят взаимодействовать с Вами, но не знают как. Если об этом помнить все время, возможно, Ваше раздражение и возмущение угаснет.

Существуют способы профилактики такого поведения:

  1. Попробуйте уделять внимание тем, кто сегодня ведет себя хорошо. Поощряйте за хорошее поведение, чем за плохое!
  2. Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса. Иногда такое поведение все же требует немедленной реакции и Вашего вмешательства. Попробуйте использовать следующие примеры:

- установите зрительный контакт;

- встаньте рядом;

- упоминайте имя ученика;

- игнорируйте такое поведение;

- делайте письменные замечания.

Эта стратегия минимизации внимания позволяет уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

Иногда можно прекратить выходку ученика, действуя неожиданно:

- начните говорить тихим голосом;

- измените манеру речи;

- временно прекратите урок.

Существует стратегия отвлечения ученика. В критический момент Вы можете:

- задать прямые вопросы;

- попросить об одолжении;

- полезно поблагодарить и отметить тех учеников, которые делают то, что Вы просили. Можно попросить пересесть ученика на другое место.

  1. Утверждение своей власти над кем-то. Ученики с таким мотивом плохого поведения постоянно задевают Вас, бросают Вам вызов. Они могут не обращать внимания на Ваши замечания, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку и др. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют Вас перед классом, и Вы боитесь проиграть эту публичную схватку.

Можно выделить основные причины такого поведения:

  1. Изменение социальных установок от отношений господстваподчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав.
  2. Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Поведение учеников, ищущих власти, может иметь активную и пассивную формы.

Активная форма – это вспышки негодования (они неуважительно отвечают учителю, хамят).

Пассивная форма – тихое непослушание, оправдание ленью, оправдание плохим вниманием, забывчивостью или плохим физическим состоянием. В ответ на властолюбивое поведение у вас, естественно, возникают эмоции негодования, гнева, замешательства и желание немедленно прекратить выходку. Несмотря на сложности в работе с такими учениками, властолюбивое поведение имеет свои сильные стороны. Многие ученики, демонстрирующие такое поведение, – интересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способностями, честолюбием, склонностью к самоутверждению и независимым мышлением.

Попробуйте воспользоваться двумя принципами профилактики:

  1. Избегайте прямой конфронтации, что позволяет снизить напряженность.
  2. Позволяйте проявлять власть и руководить разрешенными способами под Вашим контролем. Передайте ученику часть своей организаторской власти.

 III. Месть. «Плохого» поведение с такой целью - это самый тяжелый случай для взаимодействия и воспитания. Часто эти дети выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ваш ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Конечно, взрослые могут поставить ребенка на место, ибо он сильнее, однако такой способ реагирования оказывается непродуктивным и в некоторых душах сеет зерна глубокой обиды, которые прорастают мстительностью. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесенную другими. В какой форме поведения проявляется месть? Это могут быть прямые акты физического насилия, а также непрямые акты физического насилия. Например: порча школьного имущества (пачкать стены, вырывать страницы из библиотечной книги, сломать цветок). Есть еще и психологические акты насилия – оскорбление и хамство. Такие действия продуманны и вызывают у учителя чувство острой обиды и беспомощности. Любимый способ отомстить – подвергнуть атаке то, что для Вас дорого, ценно и важно. Например, аккуратность, чистоплотность или вежливость и пунктуальность. К сожалению, взрослые все чаще сталкиваются с такими способами мести и шантажа как алкоголь, наркотики, преступления и др. Если в ответ на поведение ребенка вы чувствуете обиду, боль, недоумение, опустошение, то, скорее всего, скрытая цель такого поведения – месть. Второй признак – первые импульсивные движения:

  1. Ответить силой, подавить любой ценой.
  2. Уйти, избежать сложившейся ситуации. Но ни одна из этих непосредственных реакций не подходит для учителя.

Есть два основных принципа профилактики мстительного поведения:

  1. Строить отношения со всеми учениками так, чтобы в них чувствовалась забота о них.
  2. Обучать учеников нормальным выражениям своей душевной боли и страдания приемлемыми способами.

Но и у мстительного поведения есть сильные стороны. В действиях этих детей чрезвычайно развита способность к выживанию, обижая других людей, они как бы защищают себя от обид. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать. Опираясь на эту активность, Вы сможете выстроить взаимоотношения с ним.

Как же должен вести себя педагог для того, чтобы мирно выходить из напряженных и взрывоопасных ситуаций?

Попробуйте использовать меры экстренного педагогического вмешательства. Ищите изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Признайте силу ученика. Это признание, как прием очень часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей и способствует возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации. Например, Вы можете сказать: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». На это нечего возразить, здесь нет команд и можно как-то воздействовать на Диму, чтобы он принял правильное решение. Уберите зрителей или отложите конфликтное обсуждение данного момента, когда ученики уйдут. Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с Вами в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию (он чувствует горячее внимание всего класса), просто скажите: – мы обязательно закончим обсуждения этого вопроса на перемене; – у меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас; – возможно, ты прав. Как-нибудь поговорим об этом. Без зрителей ученик может потерять интерес к конфронтации. Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Например, когда ученик начинает допекать Вас, скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три часа тебе подходит?» Озадачивайте учеников. Покажите, что Вами нельзя манипулировать:

  1. Согласитесь с учеником (словно его высказывания или вопросы совершенно безобидны и незначительны).
  2. Поменяйте тему или расскажите шутку, прочтите стихотворение.
  3. Избегание неудачи. Дети с такой причиной «плохого» поведения не задевают Вас, не вносят хаос в деятельность класса, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с классом и учителем. Часто ученики, боящиеся неудачи ничего не делают, надеясь, что этого не заметят. Эти ученики любят откладывать выполнение задания на потом, не доводят до конца начатое дело, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом. Такие дети «избегание» постоянно используют как способ защиты, что не способствует успеваемости и социальному развитию. Сталкиваясь с поведением, направленным на избегание неудачи, учитель осознает свою профессиональную несостоятельность. Кажется, что невозможно помочь такому ученику. Причины поведения, направленного на избегание неудачи: - взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность ребенка (такой стиль бесполезен); - неоправданно высокие ожидания родителей и учителей от ребенка и его страх не соответствовать этому ожиданию; - перфекционизм, требование от себя совершенства; - упор на соревнование (если Вы ставите ученика перед выбором: быть ему победителем или проигравшим, то некоторые из них выберут – не играть вообще). Для таких неуверенных в себе учеников необходимо оказывать специфическую помощь: 1. Поддерживать любые попытки ученика сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2. Помогать таким детям преодолевать барьеры, втягивать в продуктивные отношения с другими учениками.

8 способов удержать внимание

Сильный голос. Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков. Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений. Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.  Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием. Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать). Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом. Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости. Сто процентов. Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. «Это из области фантастики?» — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов. Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок. Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех, даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка. - Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь о темы урока. Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.

Позитивная групповая коррекция. Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке. Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...

Создание ситуации успеха на уроках математики как средство здоровьесбережения личности обучающихся

В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших — это проблема ориентации всей системы образования на здоровье сберегающее обучение и воспитание. Неспроста наш...

Психологический комфорт, как условие для возникновения ситуации успеха обучающихся с ОВЗ через игровые технологи.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных спосо...

Создание ситуации успеха обучающегося

Влияние ситуации успеха на результат учебно- познавательной деятельности. Условия реализации ситуации успеха.Технологические операции созданияситуации успеха....