Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития
консультация
Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития
У детей с ЗПР недостаточно сформированы психологические предпосылки к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям.
- Проявление педагогического такта. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях.
В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми является обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Необходимо создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению. Необходимо хорошо структурировать учебный материал.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.
- Учитывать, что детям характерны трудности актуализации материала. В начале обучения нельзя рассчитывать на то, что дети что-то знают. На последующих этапах не следует отчаиваться, что дети чего-то не знают, спустя какое-то время. Детям нужно время, чтобы вспомнить пройденное.
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- Важна практическая деятельность самих детей на уроке. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений. Обращать внимание не быстроту и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Прежде чем дети приступят к выполнению задания, нужно выяснить, как они поняли это задание. У детей с ЗПР затруднено восприятие многозвеньевых инструкций. Необходимо попросить обучающихся повторить, что они будут делать и в какой последовательности (сначала, потом).
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Дифференциация заданий с учетом индивидуальных способностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед только своим темпом и с постоянным успехом. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Необходимо отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не давать слишком легкие, а требующие от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей.
- Большое значение имеет речь учителя, как организатора деятельности детей. Вопросы необходимо формулировать точно, обязательно представлять, что могут ответить дети. Не должно быть стереотипных вопросов, в таком случае новый вопрос может поставить детей в тупик. Ответы должны быть развернутыми и по теме вопроса. Не торопитесь сразу помогать в организации правильного ответа.
Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- Для детей с ЗПР очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц, алгоритмов), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, планирование деятельности. Для этого можно использовать четкие алгоритмы, которые на первых порах дает взрослый, постепенно дети научаются самостоятельно их составлять.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз и/или смену видов деятельности через 10 минут.
- Детям с ЗПР обязательно нужна помощь специалистов (дефектолога, логопеда, психолога) и родителей (при организации учебного процесса и выполнении домашних заданий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кинезиологии в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития И
Доклад к краевому методическому совещанию педагогов-логопедов...
презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития
презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Формы и методы работы с детьми с задержкой психического развития.
Рекомендации для воспитателей...
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....
Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития
Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития...