Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития
консультация

Елена Дмитриевна Коноплева

Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с детьми с задержкой психического развития

У детей с ЗПР недостаточно сформированы психологические предпосылки к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям.

  1. Проявление педагогического такта. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях.

В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми является обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Необходимо создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.

  1. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

  1. При организации обучения необходимо адаптировать содержание учебного материала, выделяя в каждой теме базовый материал, подлежащий многократному закреплению. Необходимо хорошо структурировать учебный материал.

  1. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. 

  1. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов.

  1. Учитывать, что детям характерны трудности актуализации материала. В начале обучения нельзя рассчитывать на то, что дети что-то знают. На последующих этапах не следует отчаиваться, что дети чего-то не знают, спустя какое-то время. Детям нужно время, чтобы вспомнить пройденное.

  1. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

  1. Важна практическая деятельность самих детей на уроке. На всех уроках должно быть достаточное количество тренировочных упражнений. Обращать внимание не быстроту и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.

  1. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, нужно выяснить, как они поняли это задание. У детей с ЗПР затруднено восприятие многозвеньевых инструкций. Необходимо попросить обучающихся повторить, что они будут делать и в какой последовательности (сначала, потом).

  1. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.

  1. Дифференциация заданий с учетом индивидуальных способностей ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед только своим темпом и с постоянным успехом. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.

  1. Необходимо отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не давать слишком легкие, а требующие от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей.

  1. Большое значение имеет речь учителя, как организатора деятельности детей. Вопросы необходимо формулировать точно, обязательно представлять, что могут ответить дети. Не должно быть стереотипных вопросов, в таком случае новый вопрос может поставить детей в тупик. Ответы должны быть развернутыми и по теме вопроса. Не торопитесь сразу помогать в организации правильного ответа.

Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.

  1. Для детей с ЗПР очень важно показывать все наглядно, поскольку зрительная память у них самая продуктивная. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц, алгоритмов), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.

  1. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

  1. Необходимо развивать самоконтроль, планирование деятельности. Для этого можно использовать четкие алгоритмы, которые на первых порах дает взрослый, постепенно дети научаются самостоятельно их составлять.

  1. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз и/или смену видов деятельности через 10 минут.

  1. Детям с ЗПР обязательно нужна помощь специалистов (дефектолога, логопеда, психолога) и родителей (при организации учебного процесса и выполнении домашних заданий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация Использование ИКТ в логопедической работе с детьми с задержкой психического развития

презентация Использование ИКТ в логопедической работе  с детьми с задержкой психического развития...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ....

Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития

Рекомендации для школьных учителей по работе с детьми с задержкой психического развития...