Исследовательский проект «Влияние настроения человека на его творческие способности»
проект (10 класс)

Фролова Ирина Ивановна

Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Их значимость для развития личности  особенно велика в школьном возрасте. Меня заинтересовала эта тема, и я задумалась, влияют ли эмоции на успешность деятельности человека, если да, то, как именно? Как влияют положительные и отрицательные эмоций на успешность деятельности человека? Эмоции человека еще до конца не изучены, в научном мире наблюдается повышенный к ним интерес. И на сегодняшний момент эта проблема как никогда актуальна для людей, которые ничего не знают об эмоциях и не умеют с ними справляться. Вот это мне и захотелось узнать.

Проблема исследования

Просматривая различные форумы и сайты, я наткнулась на статью, где автор размышляет о роли хорошего и плохого настроения на творческую деятельность человека. Меня заинтересовала роль влияния творчества одаренных людей на мировую культуру, а также присутствует ли взаимосвязь между настроением и творчеством? Какие признаки в творчестве характерны для людей с хорошим настроением, а какие для людей с «отрицательным» эмоциональным состоянием?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_asoskovoy_ulyany.docx107.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Клетнянская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза Н. В. Можаева

Исследовательский проект

«Влияние настроения человека на его творческие способности»

Выполнил:

обучающаяся 10 класса

Асоскова Ульяна

 Руководитель проекта:

Фролова Ирина Ивановна

Клетня - 2022 г.

        СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….….……….3

II.        ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………..5

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. Понятие эмоций и эмоциональности……………………………………..6

1.2. Кто такой «Оптимист и пессимист»……………………………………...7

1.3. Классификация эмоций …………………………………………................7

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Исследование №1«Анализ различия между «оптимистами» и «пессимистами»………………………………………………………………...11

2.2.Исследование№2 «Креативность личности»…………………………...13

2.3.Исследование№3 «Влияние эмоций на креативность человека»……19

Ш. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….23

Литература и Интернет - источники…………………………………….......24

Приложение 1…………………………………………………………………...25

Приложение 2………………………………………………………………...…29

   I. ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность проекта.

Какие эмоции способствуют творчеству?[1]

На протяжении всей истории многие художники и ученые указывали на то, что они испытали наивысший уровень творчества в самые несчастные моменты своей жизни. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Их значимость для развития личности  особенно велика в школьном возрасте.

Меня заинтересовала эта тема, и я задумалась, влияют ли эмоции на успешность деятельности человека, если да, то как именно? Как влияют положительные и отрицательные эмоций на успешность деятельности человека? Эмоции человека еще до конца не изучены, в научном мире наблюдается повышенный к ним интерес. И на сегодняшний момент эта проблема как никогда актуальна для людей, которые ничего не знают об эмоциях и не умеют с ними справляться. Вот это мне и захотелось узнать.

   2. Проблема исследования

Просматривая различные форумы и сайты, я наткнулась на статью, где автор размышляет о роли хорошего и плохого настроения на творческую деятельность человека. Меня заинтересовала роль влияния творчества одаренных людей на мировую культуру, а также взаимосвязь между настроением и творчеством. Какие признаки в творчестве характерны для людей с хорошим настроением, а какие для людей с «отрицательным» эмоциональным состоянием.

3. Объект исследования

Выдающиеся личности изобразительного искусства, одноклассники.

  4. Предмет исследования.

Личностные и творческие особенности выдающихся личностей, их эмоции, а также характерные особенности одноклассников.

5. Гипотеза

Существует прочная взаимосвязь между эмоциональным настроением и творческим потенциалом.

6. Цель проекта

Выяснить, как эмоциональное состояние повлияло на творческую деятельность моих одноклассников во время учебы и людей на примере известных личностей, как их деятельность повлияла на мировую культуру.

7. Задачи проекта

1. Изучить теоретический материал про эмоции и их влияние на творческую деятельность человека.

2. Провести оценку оптимизма и активности личности испытуемых по особой методике.

3. Проанализировать научные взгляды специалистов на творчество людей, подверженных различными эмоциональными состояниям.

4. Сделать выводы о влиянии настроения на творчество человека.

   8. Методы исследования:

1.Подбор научных материалов и литературы о влиянии настроения на творческую деятельность, а также проанализировать различия между «оптимистами» и «пессимистами» (наблюдение, сравнение)

2.Анализ результатов теста «Диагностика личностной креативности» (тестирование, сравнение)

3.Исследовать творческую деятельность одноклассников при положительном и отрицательном эмоциональном настроении (опрос, сравнение, анализ, эксперимент)


II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1.Понятие эмоций и эмоциональности.        

Эмоции – это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствaм, так как это сиюминутное явление. Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Их значимость для развития личности  особенно великa в креативности человека. Хочется отметить, что креативность- это умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи при воздействии на человека каких-либо эмоций. Креативность — это интеллект + воображение. Благодаря интеллекту человек способен думать, анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи, делать выводы. Воображение позволяет выйти за рамки привычных шаблонов, отбросить стереотипы, увидеть новые пути решения задач.

 Ярко выраженное настроение оказывает мощное воздействие на поведенческие процессы и саму креативность. Люди, не теряющие жизнерадостности перед лицом трудностей, способны управлять своим эмоциональным состоянием, избегать чрезмерных стрессов, беспокойства или депрессии. Они готовы использовать творческий подход, когда он больше всего необходим для решения проблем.

Но если смотреть с другой стороны, многие художники и ученые указывали на то, что они испытали максимальный  уровень творчества в самые несчастливые моменты своей жизни.  Когда мы перестаем отрицать нашу боль и рассматриваем ее как нечто, что делает нас и формирует нас, творчество запускается и выражается[2]. Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия. Эмоция - это психический процесс, который у человекa протекает достаточно быстро.

1.2.Устойчивые эмоции человека или кто такой «Оптимист и пессимист»

Кроме кратковременных эмоций человек испытывает устойчивые чувствa. Это независящее от места и времени отношение человека к конкретным людям или предметам. Чувство сильнее и дольше, чем эмоция. Например, мы часто слышим, как про людей говорят: «Он оптимист, а вот он пессимист». Оказывается, это зависит от его эмоций и чувств. Оптимист – это человек, который никогда не отчаивается и верит только в добро. Пессимист – это человек, который смотрит нa жизнь очень мрачно, не верит в добро и ни во что хорошее.

Познавательные процессы (внимание, память, мышление) в ходе учебной деятельности почти всегда сопровождаются положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями, которые являются самыми главными в ее успешности. В течение длительного времени сохранялось представление о том, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Однако в последнее время есть данные, что и неприятная информация надолго «застревает» в памяти человека.

1.3.Классификация эмоций

Все эмоции человека можно различать и классифицировать по качеству переживания. Американский психолог К. Изард выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Первые три он относит к положительным, остальные семь – к отрицательным или негативным.

Итак, эмоции подразделяются на положительные и отрицательные. Когда человеку что-то не нравится, он испытывает отрицательные эмоции. Когда человека все устраивает, он испытывает положительные эмоции. Нaпример, настроение и тревожность – это состояние нашего внутреннего мира. Если у нaс положительные эмоции, то и настроение у нас хорошее, а если переживаем отрицательные эмоции, то настроение портится.

Положительные эмоции – это своеобразная «награда» организму за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата.

Отрицательные эмоции основаны на неприятных переживаниях, они являются сигналом нарушения постоянствa внутренней среды организма. Негативные эмоции могут изменить отношение человекa к деятельности, влияя нa его поведение. Они могут быть направленны нa устранение источника физической или психологической опасности, т.е. привести к агрессии. И все-таки негативные эмоции нельзя полностью относить в разряд «плохих эмоций», т. к. они чaсто бывают полезными и дaже привлекательными, если проявляются в определенной мере.

Так, например, такие эмоции, как гнев, страх, стыд, зaчастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию человека или защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезными для выживания могут стать и страх; и стыд, которые выступают регулятором агрессивности и служат утверждению социального порядка. Нередко выдающиеся культурные деятели создавали свои произведения искусства в их «депрессивные» времена. Творчество помогало пережить им эти периоды, а также послужило огромным толчком и вдохновением для создания своих шедевров. Общепризнано, что поэзия, искусство выражать мысли не прямо, а вкладывая их в какую-то особую форму, родилась из древних гимнов. Люди чувствовали, что с высшим существом надо говорить не тем же слогом, как со своим братом ацтеком или кривичем. Страх, восторг, мольба, жалоба, высокое восхваление и предельное отчаяние — вот из чего вышло искусство. Ярким примером может послужить стихотворение Александра Блока «Вот он, ветер»

Вот он – ветер,
Звенящий тоскою острожной,
Над бескрайною топью
Огонь невозможный,
Распростершийся призрак
Ветлы придорожной…

Гениальные, единственные строки. Сильные, но не затасканные эпитеты. Не слишком однозначная (что за огонь? пожар, гроза, закат?), но невероятно красивая картина. Стихи, достойные настоящей, бесконечной, допотопной жалобы на бытие. Но потом 28-летний Блок вспоминает, что он всего лишь человек:

Вот — что ты мне сулила:
Могила.

Так вся эта замечательная картина была нарисована только для укора любимой женщине, которая довела нашего поэта до осенней депрессии? А стоила ли эта овчинка выделки? И это лучший поэт России того времени! Молодой человек, не видевший в жизни настоящего горя! Что же говорить об остальных?

Но все же неоправданные, беспричинные вспышки гневa или страха могут привести к негативным последствиям как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в её основе лежит злорадство.

Поэтому к негативным эмоциям будем относить те эмоции, которые чаще всего приводят к неблагоприятным или негативным эмоциональным состояниям, таким как тоска, тревогa, обида, разочарование, отчаяние, апатия, стресс, агрессия и т.д. Некоторые советские психологи выделяют еще одну группу – нейтральные эмоции. Например, такие как безразличие, равнодушие и т.д. Соответственно это нейтрально сказывается на творческую деятельность человека.

Глава 2. Практическая часть.

Для того чтобы доказать гипотезу: «Существует прочная взаимосвязь между эмоциональным нaстроением и творческим потенциалом личности» я провелa некоторые исследования: проанализировала эту связь между эмоциями и креативностью, а также провела тестирование среди одноклассников, эксперимент над оптантами и подбор важной информации, которая полностью раскрывает выбранную мною тему.

2.1. Исследование 1. «Анализ различия между «оптимистами» и «пессимистами».

Цель: проанализировать различия в поведении и в активности личности «оптимиста» и «пессимиста». Узнать классификацию этих психологических типов и особенности их действий в жизненных ситуациях.

На первом этапе исследования была проведена оценка оптимизма и активности личности испытуемых по методике Н.Е. Водопьяновой. Методика содержит две субшкалы: оптимизм и активность. Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. "Оптимисты", как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Для противоположной категории людей, "пессимистов", свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире.

Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать.

Эта методика позволяет выявить психологические типы в соответствии со степенью оптимизма и активности (энергичности) личности.

Характеристика типов:

Квадрат "Р" - "Реалисты" адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть выше головы, довольствуются тем, что имеют. Как правило, устойчивы к психологическому стрессу.

Квадрат "АО" - "Активные оптимисты" верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Они бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса.

Квадрат "ПП" - "Пассивные пессимисты" - противоположная "активным оптимистам" категория людей, которые ни во что не верят и ничего не предпринимают для того, чтобы изменить свою жизнь в лучшую сторону. Они характеризуются преобладанием мрачного и подавленного настроения, пассивностью, неверием в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем.

Квадрат "АП" - "Активные пессимисты", которым свойственна большая активность, но эта активность часто носит деструктивный характер. Такие люди, вместо того чтобы созидать новое, предпочитают разрушать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.

Квадрат "ПО" - "Пассивные оптимисты", девизом которых можно считать слова: "Все как-нибудь само образуется..." Такие люди уверены в том, что "все будет хорошо", хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.

Вывод: Оптимисты более адаптивны, ориентированы на успех и готовы быть гибкими и именно это позволяет им быть на шаг впереди. Условия, среда, внешняя ситуация для всех одинакова, но в каждой трудности оптимисты видят возможности, а пессимисты преграды. По данным из Интернет-источника, оптимисты ориентированы на настоящее (54%) и будущее (46%), тогда как пессимисты на прошлое (59%), либо не имеют четкой временной ориентации (41%).

2.2. Исследование 2.  «Креативность личности»

Цель: выявить процент доминирующих качеств человека . Выяснить кто из одноклассников имеет хороший уровень личной креативности.

Для данного исследования я решила использовать личный опросник креативности Туник[3] (см. приложение 1). Методика диагностики личностной креативности позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску. Чем выше оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; Все рассмотренные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями. Опрос я проводила среди одноклассников .Содержит  50 вопросов, ответы которых заносятся на специальный опросный лист, а затем расшифровываются с помощью специального «Ключа». Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает значение фактора. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору-26 баллов, минимальная-  -13баллов

В опросе приняли участие 20 оптантов.

Сводная таблица личностных факторов

Склонность к риску

любознательность

сложность

воображение

Общий балл креативности

1

11

15

9

7

42

2

16

11

16

12

55

3

16

18

14

12

60

4

17

19

19

14

69

5

5

10

3

9

27

6

18

15

12

9

54

7

18

12

16

13

59

8

24

12

14

20

70

9

13

15

9

11

48

10

7

12

9

12

40

11

14

16

14

18

62

12

11

10

6

9

36

13

17

14

19

14

64

14

12

6

9

8

35

15

20

21

19

15

75

16

18

17

19

20

74

17

11

9

15

12

47

18

8

9

12

14

43

19

18

13

17

15

63

20

6

10

4

17

37

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно взаимодействующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом (в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «не знаю», оцениваемых в -1 балл. Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к воображению, 13 - к способности идти на риск, 13 утверждений - к фактору сложности. Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю»Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл). Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Основные критериальные проявления исследуемых факторов

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Уровень креативности у отдельных участников:

1)У участника №1 высокие показатели по факторам: (Р), (Л). Общий балл креативности-42

2)У участника №2 высокие показатели по факторам: (Р),(С) . Общий балл креативности-55

3) У участника №3 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С) . Общий балл креативности-60

4) У участника №4 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С),(В). Общий балл креативности-69

5) У участника №5 низкие показатели по факторам: (Р),(С),(В). Общий балл креативности-27

6) У участника №6 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С). Общий балл креативности-54

7) У участника №7 высокие показатели по факторам: (Р),(С),(В) . Общий балл креативности-59

8) У участника №8 высокие показатели по факторам: (Р),(С),(В) . Общий балл креативности-70

9) У участника №9 высокие показатели по факторам: (Р),(Л) . Общий балл креативности-48

10) У участника №10 низкие показатели по факторам: (Р),(С). Общий балл креативности-40

11) У участника №11 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С),(В). Общий балл креативности-62

12) У участника №12 низкие показатели по факторам: (С),(В) . Общий балл креативности-36

13) У участника №13 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С),(В). Общий балл креативности-64

14) У участника №14 низкие показатели по факторам: (Л),(С),(В). Общий балл креативности-35

15) У участника №15 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С),(В). Общий балл креативности-75

16) У участника №16 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С),(В). Общий балл креативности-74

17) У участника №17 высокие показатели по факторам: (С),(В). Общий балл креативности-47

18) У участника №18 высокие показатели по факторам: (С),(В). Общий балл креативности-43

19) У участника №19 высокие показатели по факторам: (Р),(Л),(С),(В). Общий балл креативности-63

20)У участника №20 высокие показатели по факторам: (В). Общий балл креативности-37

Высокие показатели: 55-100

Средние показатели: 35-55

Низкие показатели: 0-35

Вывод: таким образом, анализ результатов исследования позволил выявить, кто из моих одноклассников имеет высокий уровень креативности и при каких условиях он проявляется ярче всего.

2.3. Исследование 3. «Влияние эмоций на креативность человека»

Цель: отследить  взаимосвязь положительных, отрицательных и нейтральных эмоций с творческой деятельностью оптантов (моих одноклассников) и сделать вывод: какие эмоции более благоприятно сказываются на креативности человека.

Вместе с учителем русского языка я провела эксперимент, о котором мои одноклассники не знали. Эксперимент заключался в следующем. Оптанты на уроке решали предложенные учителем задания. Были даны три задания, одинаковые по трудности и по времени выполнения (3 минуты). В каждом задании я сравнила свою гипотезу выполнения задания каждым учеником с фактическим результатом.

При выполнении первого задания учитель подходила к каждому ученику, поглаживала его, хвалила за работу, улыбалась и поддерживала учеников. Ученики при этом испытывали положительные эмоции. Результаты эксперимента представлены на графике 1. Фактические результаты оказались лучше, чем я предполагала.

График 1.         

Второе задание ученики выполняли в обстановке, когда учительница стала «злой». Она делала замечания ученикам, говорилa, что всё уже пора понять, резко подходила к ученикам. Окрики, замечания и плохое настроение учителя вызывали у ребят отрицательные эмоции. Результаты эксперимента представлены на графике 2. Фактические результаты оказались хуже, чем я предположила.

График 2.

Третье задание выполняли в полной тишине. Со стороны учителя было абсолютное равнодушие. Ей было все равно, что делают и пишут ученики. У ребят, как я предположила,  должны были возникнуть нейтральные эмоции. Они должны выполнить задание, кaк могут. Результаты экспериментa представлены на графике 3. Фактические результаты оказались неоднозначными. Нaверноe, равнодушие учителя вызвало у моих одноклассников разные эмоции: у кого-то положительные, у кого-то отрицательные, поэтому они справились с заданиями кто-то лучше, а кто-то хуже, чем предположила я.

График 3.

Сравнение результатов эксперимента представлено на графике  4.        

                    График 4.        

Как видно на графике 4, 74,5% ученики лучше справились с заданием при воздействии на них положительных эмоциях,13,8% при нейтральных эмоциях и 11,7% при воздействии отрицательных эмоций

Таким образом, мы видим, что на успешность деятельности большинства учащихся моего класса сильнее повлияли положительные эмоции.

По окончании эксперимента я объяснилa одноклассникaм, что происходило на уроке. Они простили меня и положительно отреагировали на мое признание.        

                                

                        


Ш. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мои исследования показали, насколько тесно влияют эмоции и  настроение человека на его творческую деятельность. При анализе полученных результатов я выяснила, что для успешности деятельности положительные эмоции лучше, чем отрицательные. Между человеческими эмоциями и творчеством существует прочная взаимосвязь. Я подтвердила свою гипотезу. Также я узнала, что равнодушие со стороны других людей  также может вызывать отрицательные эмоции и плохо влиять на успех деятельности.

Я надеюсь, что после полученных результатов  проведенных  исследований, заинтересовавшиеся люди захотят еще больше узнать об эмоциях,  и займутся самовоспитанием, чтобы научиться управлять ими,  т. к. это важно для общения с другими людьми и для того, чтобы достичь успеха в жизни.

Поэтому я подготовила полезную памятку для того, чтобы люди знали, как  совладать со своими эмоциями (см. приложение 2).

Литература и Интернет - источники:

Какие эмоции способствуют творчеству?- https://poznanie-mira.ru/vliyanie-emocij-na-kreativnost/

Влияние эмоций на креативность-  https://poznanie-mira.ru/vliyanie-emocij-na-kreativnost/ 

Опросник Туник- https://psytests.org/cognitive/tunik-run.html

Ключ к опроснику- http://oukhleb.r-pol.obr55.ru/files/2021


Приложение 1.

«Личный опросник  креативности Туник».

На вопросы следует отвечать:

да, отчасти верно (может быть), нeт, не могу определить (не знаю)

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о

нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы

обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать

или сделать.

7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор,

пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану

известным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо

всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической

Станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях,

случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или

ошибаюсь.

23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то

такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет

правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться

его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед группой.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кемлибо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто

посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все

как обычно и не менялись.

35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо

рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них

внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно

применить на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще

никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Приложение 2.

Памятка «Как управлять своими эмоциями».

· Самую полноценную разрядку и выход эмоциям дают занятия спортом.

· Очень хорошо действуют прогулки на природе, по лесу. Пение птиц, звуки журчания воды, леса помогают вернуть душевное равновесие.

· Можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, успокаивающее (место, где тебе комфортно, любимый цвет, игру, животное).

· Хорошо посидеть в тишине или послушать спокойную музыку

· Помогает физический труд (сделать уборку, постирать и др.).

· Нужно максимально напрячь все мышцы, а затем расслабить их, и так несколько раз.

· Природа дала нам отличное средство защиты в разных ситуациях - смех и плач. После слёз человек испытывает облегчение, а после смеха - прилив сил! Они снимают напряжение человека.

· Можно сделать 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.


[1]Какие эмоции способствуют творчеству? https://poznanie-mira.ru/vliyanie-emocij-na-kreativnost/

 

[2]   Влияние эмоций на креативность- https://poznanie-mira.ru/vliyanie-emocij-na-kreativnost/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"

Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....

Исследовательский проект "Влияние активных занятий спортом на развитие обучающихся"

Занятия проектной деятельностью развивает у обучающихся интерес к науке, познаниям, навыки исследования....

Исследовательский проект "Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников"

      Работа посвящена теме влияния речи мультипликационных героев на речь школьников, формированию понятия культуры речи у учащихся. В результате проведенного исследования автор...

Исследовательский проект "Влияние фтора на здоровье и долголетие человека"

Тема моей реферативно-исследовательской работы - влияние фтора на здоровье человека. Я выбрала эту тему потому, что медицина, в частности стоматология, очень меня привлекает и в дальнейшем я бы хотела...

Экологический исследовательский проект "Влияние газовых выбросов автомобильного транспорта на человека и окружающую среду".

Экологический проект раскрывает проблему загазованности территории лицея и микрорайона "Центральный" г.о. Коломна Московской области. Проект представлен на муниципальном этапе всероссийской олимпиады ...