«Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин» Ф.М. Достоевский.
план-конспект занятия (6 класс)

Шитина Марина Вакиловна

«Все может родная земля: Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест её хлеб,
кто пьёт её воду, любуется её красотой». А. Митяев

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сохранить природу – сохранить жизнь».

«Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин» Ф.М. Достоевский.

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников,
удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб,
кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

Цель урока: Формирование экологической культуры.
Классный час, помогающий учащимся осознать моральную ответственность за судьбу родной земли.
Цель: Воспитание умения ценить красоту всего живого, прививать любовь к природе, человеку, Родине.

Задачи:

  1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятий «Природа», «Человек», «гражданин».
  2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
  3. Обучать навыкам группового взаимодействия, умение уважать мнение других.

Цели:
- воспитывать чувство любви к природе, уважения ко всему живому;
- помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли;
- формировать экологическую культуру.

Нельзя допустить, чтобы люди
 направляли на своё уничтожение
 те силы природы, которые
они сумели открыть и покорить.
 Ф.Жолио-Кюри

Ход занятия


1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте ребята. Я рада Вас сегодня приветствовать на нашем классном часу.

Слайд 1

Игра «ТЕ, КТО?» (учитель задает вопросы, дети поднимают руки или карточки)

Вопросы:

Поднимите руки те, у кого есть домашние животные, и вы их очень любите и заботитесь о них.

Поднимите руки те, кто хоть раз посадил цветок или дерево.

Поднимите руки те, кто хотя один раз бегал под дождем.

Поднимите руки те, кто знает, как пахнет скошенная трава.

Поднимите руки те, у кого есть друг.

Поднимите руки те, кто знает песни о Родине.

Поднимите руки те, кто семьей справляет праздник День Победы.

Поднимите руки те, кто хочет пойти служить в армию.

Все вопросы были связаны с темой нашего классного часа. Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить.

Тема классного часа «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин» (Ф.М. Достоевский)

Учитель задает вопрос классу. Как Вы понимаете тему классного часа, согласны ли Вы с автором (делает акцент на понимания слов «природа», «человек», «гражданин»)?

Как вы понимаете это высказывание Достоевского?

Кто такой гражданин?

Где записаны законы, которые должны соблюдать граждане Р.Ф.?

Найдите в конституции ст. 16 на стр. 58.

Выполняется ли этот закон?

– Что относится к природе?

– Кто живёт в этом сообществе?

– Что даёт нам природа? (пища, одежда, жилище, тепло).

– Может ли человек существовать без природы?

– Нужно ли нам это всё?

– Как мы относимся к лесу, земле, воде, воздуху?

– Что же может нас ожидать, если мы и дальше будем так относиться к тому, что имеем?

Учитель задает вопрос классу. Вы что ни будь хотели изменить в названии темы классного часа? А если я Вам предложу заглянуть в толковый словарь, где можно посмотреть толкование слова «гражданин».

Слайд 3

Этимологический словарь русского языка А. В. Семенова

Современное значение слова «гражданин», введенное в язык в конце XVIII в. Радищевым, – «лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся определенными правами», а также «человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе».

Учитель. А если слово «Гражданин» мы заменим на словосочетание «любовь к Родине», то как у нас будет звучать тема Классного часа?

Ответы учащихся. «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не любит Родины»

 Слайд 4

Учитель.  А теперь я Вас попрошу на листочке (полоске) написать это высказывание, подчеркнуть самое значимое для вас слово, соединить концы и одеть на руку своему соседу слева (как браслет).

Учитель задает вопрос классу. Скажите, что Вы чувствуете, когда на вас надели браслет с чужими ценностями? Совпадают они или нет с ценностью на браслете?

Выслушиваются ответы учащихся (учитель подводит учащихся, что это большая ответственность, необходимо понимать человека, его любить)

2. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.
       

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворённые природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем несравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.

-Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звёзд мы пока ещё не открыли.

- Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.

Это чудо – Природа. Человек – её частица. Природа даёт человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. Сохранить природу – сохранить жизнь.

Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды...
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды.

Всего четыре строки стихотворения Р.Рождественского, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений.

Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

Ответы учащихся.

 Учитель.  Слайд 5 Мне понравилось одно высказывание. Любовь – Это Сердца, озаряющие Вселенную. Озаряющие Природу, Человека, Родину из которых и состоит Вселенная, ведь в мире все взаимосвязано и если одно из звеньев разорвется, разорвется все цепочка.

Учитель.  Я Вас попрошу на ваших сердечках написать, что для вас это чувство, ведь когда мы любим, мы, прежде всего, желаем добра, тепла.

Учитель.  А сейчас я вам предлагаю показать, как Вы любите Природу, Человека, Родину. Для этого Вам необходимо из предложенных картинок и высказываний составить коллаж в течение 10 минут, а потом защитить его. (произведение - выполненное путем, наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов. Он используется для эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Может быть дорисованным любыми другими средствами.).

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель предлагает   свои сердечки в виде бабочек приклеить на коллаж и подвести итог классному часу.

Любовь – Это Сердца, озаряющие Вселенную. А давайте мы посмотрим, как Вы своими сердцами озаряете Вселенную (для Вас Вселенная – это родной город, дом, семья,  класс школа (упражнение карандаш).

Слайд 6 Учитель предлагает подвести итог классному часу.

Это высказывание я бы рассматривал в контексте глобальных экологических проблем. Возьмем к примеру нашу страну. Каждый гражданин должен любить природу, ведь благодаря ей по сути мы и существуем. Если человек любит природу, то он делает все возможное, чтобы ей наносился минимальный вред от хозяйственной деятельности. Получается, что если заботиться о природе, то мы будем иметь чистый воздух, чистые реки, а значит общество не будет подвергнуто рискам получить какое-то заболевание. Получается забота о природе равно заботе о жителях нашей страны.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

«Ничто на земле не проходит бесследно».

Классный руководитель. Великий русский ученый В.И.Вернадский писал, что «человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.

     

 Вот результаты нашей экологической экспертизы.

К доске выходят 2 «эксперта», по очереди читают данные своей экспертизы.

Эксперт 1. Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около 6 млн. гектаров.

Эксперт 2. Каждый год земля теряет 26 млрд. тонн плодородного слоя пахотных земель.

Эксперт 1. Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн. гектаров.

Эксперт 2. А от кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн. гектаров леса.

Эксперт 1. Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.

Эксперт 2. За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.

Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.

Эксперт 1.  Появляются растения и животные – мутанты (водорослей – убийц, медуз – убийц).

Эксперт 2.  Создается угроза существованию самого человека.

Эксперт 1. Так, например, в России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних-каждый 7-й.

Эксперт 2. Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.

Эксперт 1. С 70-х годов на 50% возросла частота сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний.

Эксперт 2. Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.

Эксперт 1. Наши мужчины живут в среднем на 7 -10 лет меньше, чем в развитых странах.

Эксперт 2.  В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.

Эксперт 1. Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.

Выступления учащихся с информацией по теме классного часа.

«Экологи»

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека? Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы.

-  Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
-  Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание батогами, посылать в каторжную работу».

-  Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
-  Согласно Указу 1719 года об охране водоёмов: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».

Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.
Научно-технический прогресс принёс и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...

Ещё несколько десятилетий назад академик В.И.Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерёг от хищнического отношения к природе и её богатствам: результат может быть только один – полное её уничтожение. Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.

 За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить. Более 50 городов России имеет уровень загрязнённости окружающей среды, превышающий санитарные нормы. Всё острее становится проблема источников чистой пресной воды. Леса – «лёгкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, - вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощённой из воздуха углекислоты.

Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы. 

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось всё и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц. Приведённые экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далёкими.
«Медицинские работники»

Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения.

На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды.

Установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, на увеличение мёртворождённых детей и врождённых аномалий.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создаёт постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.

Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведёт к заболеваемости детей анемией, туберкулёзом.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учёными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24%.

Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.

Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, всё живое.

Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25% птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения.

 С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.

В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн человек.

Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения...).

«Экономисты».

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием...

На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.

Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчётам учёных, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.

«Ученик».

 Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?

Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов!

 Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений.

Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках.

Украшайте в зелёный наряд города и сёла.
         Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Берегите Землю!
Берегите

Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
М.Дудин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа - викторина "Мы знаем и любим природу"

Занятие для младших школьников. Воспитывается любовь и бережное отношение к природе, расширяет знания о правилах поведения в природе....

презентация к предметной неделе Любить природу-значит любит Родину

Презентация предназначена для открытия прдметных недель по прирдоведению, биологии, естествознания...

Ты, Человек, люби природу!

Экологическая игра...

Классный час "Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин"

Воспитание  умения ценить красоту всего живого, прививать любовь к природе, человеку, Родине....

"Мы знаем и любим природу"

Конспект интегрированного занятия по позновательно-речевому развитию в старшем дошкольном возрасте....

Урок игра по окружающему миру в 4 классе «Любите природу»

Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. Задачи: Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека. Развивать познавате...

Беседа: "Любить природу - значит любить Родину"

Воспитание  у детей любви к родному краю, его природе, гордости за свой край; осознание моральной ответственности за судьбу Земли....