Урок игра по окружающему миру в 4 классе «Любите природу»
методическая разработка по географии на тему

Макеева Светлана Владимировна

Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. 
Задачи: 

Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека.

 Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.

Прививать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывать интерес к изучению окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Урок игра по окружающему миру в 4 классе «Любите природу»

Учитель: Макеева С.В.

Цель: Обобщение изученных знаний об окружающем мире. 
Задачи: 

Обобщать знания о планетах Солнечной системы, о природных зонах России, об органах чувств человека.

 Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение.

Прививать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру, воспитывать интерес к изучению окружающего мира. 

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Сегодня мы разделились на команды. Давайте представимся.

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри.

« Разминка» Кто  больше  даст  правильных  ответов  (за  каждый  правильный  ответ  по 1 баллу)

  1. Крупное  рогатое  животное, которого  называют «лесной  великан» (лось)
  2. Мышь, обитающая  в  поле. ( Полевка)
  3. Садовый  кустарник  с  красными  или  черными  ягодами  (смородина)
  4. Ядовитая  змея (кобра)
  5. Самая  большая  хищная  рыба (акула)
  6. Речной  или  сахарный (песок)
  7. Какой  вред  деревьям  приносит  сбор  сока? (дерево  засыхает)
  8. Чем  стрекочет  кузнечик? (ногой  о  крыло)
  9. Глубокие  впадины, образованные  временными  водными  потоками  называются (оврагами)
  10. Прибор  для  ориентирования  на  местности (компас)
  11. Дождь, снег, град - это…( осадки)
  12. Облако  на  уровне  земли (туман)
  13. Прибор  для  определения  скорости  и  направления  ветра (флюгер)
  14. Маленькая  модель  Земли (глобус)
  15. Орган  вкуса ( язык)
  16. Жилище  птицы (гнездо)
  17. Животное, которое  носит  своего  детеныша  в  сумке (кенгуру)
  18. Что  случается  с  пчелой  после  того, как  она  ужалит? (погибает)
  19. Орган  обоняния (нос)
  20. Чем  покрыто  тело  человека? (кожей)
  21. Горы  на  физической  карте  обозначаются…(коричневым  цветом)
  22. Ровное  или  слабовсхолмленное  пространство  земной  поверхности  называется   … (равниной)
  23. Основное  свойство  почвы (плодородие)
  24. Перемещение  воздуха  над  поверхностью  Земли  называется (ветром)
  25. Уголь, нефть, газ –это …(горючие  полезные  ископаемые)
  26. Хищная  большая  полосатая  кошка (тигр)
  27. Кто  спит  вниз  головой? (летучая  мышь)
  28. Начало  реки  называется (истоком)
  29. Тело  рыбы  покрыто  …(чешуёй)
  30. Природные  углубления  на  поверхности  Земли, заполненные  водой, называются

           (озёра)

  1. Кто  бежит, выставляя  вперёд  задние  ноги? (заяц)
  2. Самое  крупное  млекопитающее  животное  (кит)
  3. В  каких  состояниях  бывает  вода? (жидком, газообразном, твёрдом)
  4. Тело  птиц  покрыто… (перьями)
  5. В  состав  воздуха  входят: азот, кислород  и …(углекислый  газ).

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

Когда ты идешь по тропинке лесной, 
Вопросы тебя обгоняют гурьбой. 
Одно «почему?» меж деревьями мчится, 
Летит по пятам за неведомой птицей. 
Другое – пчелою забралось в цветок, 
А третье – лягушкою скок в ручеек. 
«Что?» мышкой шныряет 
под листьями в норах, 
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох 
Сидит «отчего?» на зеленом листке. 
«Куда?» полетело верхом на жуке. 
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. 
Вопрос за вопросом, и так – 
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем 
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Интерактивная игра «Зеленые друзья»

– Каждая команда выбирает  свой вопрос.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Зеленые друзья»

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. 

(У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица, 
    Всем нам очень нравится. 
    Бела она, стройна, 
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал. 
    Год прошел – и деревцем 
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет: 
    Листья – звезды яркие, 
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет. 
    Круглые листочки, 
    Светлые цветочки. 
    Вкусен, сладок их нектар... 
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое 
    Угощает снегирей? 
    Снег стоит, трещат морозы, 
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

II. Интерактивная игра «В мире животных»

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников, 
Злых и свирепых.

Нужны все на свете! 
Нужны все подряд – 
Кто делает мед, 
И кто делает яд!

Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы все-таки очень 
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

Ведущий: Главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

Конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

III. Интерактивная игра «Путешествие в грибное царство»

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

2-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести, 
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли – 
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки – 
Две размокшие баранки – 
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести, 
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

ПРИРОДА

ПРИРОДА

Цапля и лягушата в озере.

Лев и собачка.

Ворона и лисица.

Машенька и три медведя.

Грибок к

грибку –

наберёшь

и лукошко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"

Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....

Интегрированный урок - путешествие по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 3 классе (по системе Л. В. Занкова) "Сквозь таежные дебри"

Этот урок поможет учащимся погрузится в быт народа, природу исследуемой территории, перевоплотится в путешественников, представить себя в описываемый период присоединения Сибири к России (XVI-XVI...

урок окружающего мира 4 класс тема: "Мировое хозяйство"

Перед вами разработка урока окружающего мира по теме "Мировое хозяйство" для 4 класса....

Русь расправляет крылья. Урок ознакомления с окружающим миром.4 класс УМК "Школа России"

Презентация может использоваться при изучении темы: "Русь расправляет крылья" на уроке ознакомления с окружающим миром в 4 классе (УМК "Школа России")...

Иван III. Урок ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"

Данная презентация может использоваться при изучении темы "Иван III"  на уроке ознакомления с окружающим миром. 4 класс УМК "Школа России"...

Игра по окружающему миру для 5 класса

Данная игра направлена на развитие кругозора обучающихся  по окружающему миру....