«Базовые национальные ценности как основа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в полиэтническом пространстве».
статья (9 класс)
Сегодняшнее цифровое поколение отличает духовная незрелость: не хватает культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. У детей века гаджетов искажены представления о нравственности, о доброте и милосердии, гражданственности и патриотизме, нет четкого и ясного понимания достойного поведения, толерантности, уважительного отношения к старшим. Поэтому введение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» я считаю весьма своевременным и актуальным. Согласно новым Федеральным стандартам и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, «воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2,4]. И главная цель ОДНКНР – «формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений», - выступает здесь как нельзя кстати[1,4] .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Б.В. Буралов,
учитель русского языка и литературы,
истории и обществознания,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ «Элысунская ООШ».
«Базовые национальные ценности как основа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в полиэтническом пространстве».
Сегодняшнее цифровое поколение отличает духовная незрелость: не хватает культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. У детей века гаджетов искажены представления о нравственности, о доброте и милосердии, гражданственности и патриотизме, нет четкого и ясного понимания достойного поведения, толерантности, уважительного отношения к старшим. Поэтому введение «Основ духовно-нравственной культуры народов России» я считаю весьма своевременным и актуальным. Согласно новым Федеральным стандартам и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, «воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2,4]. И главная цель ОДНКНР – «формирование у подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений», - выступает здесь как нельзя кстати[1,4] .
Исходя из целей изучения, мы ясно видим межпредметные связи ОДНКНР с другими предметами гуманитарного цикла, а именно с теми, которые я веду: русский язык, литература, история, обществознание. Специфика преподаваемых мною предметов предполагает привитие правильных взглядов на такие важные нравственные категории, как добро и зло, долг и совесть, честь и достоинство. Отражая духовную жизнь человечества, эти предметы являются сильнейшим средством воспитания. Всегда отвожу на уроках время для обсуждения тем религии, морали, нравственного поведения, побуждая ребят к размышлению. Нравственность рождается здесь, когда читаем о любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских», когда размышляем над поэтическим даром великого Пушкина-пророка – «глаголом жечь сердца людей», обращаясь к Книге пророка Исайи, когда задумываемся о том, как мы живем, умеем ли разграничивать истинное от суетного, анализируя «Телеграмму» Паустовского, когда выступаем против «тёмного царства» вместе с Островским. Можно долго продолжать список произведений, которые формируют характер ребенка, воспитывают нравственность его души. Усваивая язык, анализируя поступки героев, ученик не только познает мир, но и приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру. Ребенок таким образом приобщается к духовным богатствам, соотнося полученные на уроках знания с опытом повседневной жизни, в результате чего он начинает приобретать навыки общения в разных ситуациях, осознавать свое место в современном обществе. Но главное, не просто дать ему знания, не просто вкладывать понимание добра и зла, толерантного отношения, важно, чтобы эти знания были подкреплены практикой.
Хочу поделиться опытом работы в нашей школе по духовно-нравственному развитию учащихся, а именно по воспитанию любви к родному краю, толерантного отношения, уважения к людям разных национальностей, важности семейных ценностей. Наша школа является малокомплектной школой в небольшом бурятском селе Элэсун Курумканского района. В 2009 году, когда школа была на грани закрытия, учителя и технический персонал решили принять детей на воспитание, оставшихся без родительского попечения. 12 бурятских семей, в том числе и моя, приняли 27 воспитанников Баргузинского детского дома, русских по национальности. Из них успешно окончили школу и продолжают обучение в ссузах и вузах республики 21. Сегодня в школе обучается 45 учащихся, из них шестеро - дети из приемных семей, также учится 1-мигрант Сыженьдаоэрцзи, из Внутренней Монголии (КНР). Его родители не разговаривают по-русски, но понимают бурятскую речь. Это уже третье поколение приемных детей, воспитывающихся в бурятских семьях. Так была сохранена школа как очаг культуры и, я считаю, был показан наглядный пример толерантного отношения, принятия чужих традиций, уважения чужой культуры и вероисповедания.
Сказать, что приемные дети - это другие дети, нельзя. Они просто попали в особую жизненную ситуацию, помочь выйти из которой как можно безболезненнее - задача педагогов и приемных родителей. Поскольку мы сами воспитываем приемных детей, не понаслышке знаю о проблемах адаптации: привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям. Усложнялось еще и тем, что во многих семьях русский язык не является языком внутрисемейных отношений.
Чтобы помочь адаптироваться ребенку к новой семье, к чужим традициям и обычаям, для создания в школе благоприятной атмосферы для успешного развития и воспитания, установления доверительных отношений между учащимися, приемными детьми и родителями в школе была создана Гостиная для приемных родителей «Гуламта» («Очаг»). Задолго до введения ОДНКНР мы начали проводить в школе открытые уроки, знакомящие с нравственными заповедями народов разных вероисповеданий, например, урок в разновозрастном 5-6 классе «Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?», закрепляя те нравственные понятия, над которыми уже задумывались на других уроках литературы. К «Золотому правилу нравственности», отражающему нравственное требование: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», к разговору о терпимости, милосердии, чуткости к чужой боли, тактичности мы возвращаемся на уроках внеклассного чтения и на внеурочных мероприятиях. Например, совместно с родителями я провел литературный салон в разновозрастном 8-9 классе «Суровые холода детства» (по книге А. Лиханова «Последние холода»), эпиграфом к которому были взяты слова автора: «Главное – делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час. Чтобы своим существованием облегчить людям жизнь».
В теплом кругу проводим индивидуальные и групповые консультации, тренинги, круглые столы, «чайную гостиную», проводим семейные праздники «Семья - хранитель духовных ценностей», проекты «Защита семейных традиций», «Профессии моей семьи», вместе отмечаем национальные праздники Сагаалган, Масленицу, красим яйца на Пасху. Соприкосновение с традициями и обычаями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость, поддерживают интерес к истории и культуре многонациональной страны.
В рамках внеурочной деятельности по краеведению «Тоонто нютаг» организовываем знакомство с родным краем: туристические походы на горячие источники, которыми изобилует наш район – на Барагханский аршан, Кучигер, Аллинский аршан, Умхэй. Поднимаемся на священную гору Бархан-Уула, где найдены остатки Саганурского дацана. Чтобы расширить представление детей о религиях, формировать представление о культурном единстве многонациональной России, ездим к Лику богини Янжимы в Баргузинском районе, посещаем буддийский дацан ГанданШеДувлин и православный Свято-Троицкого храм и вновь построенную церковь в с.Курумкан. Для многих это был первый опыт посещения дацана и православного храма. Они пока еще не понимают глубинной сути, но пораженные красотой, внутренним убранством, инстинктивно чувствуют святость мест. К слову, мои собственные приемные дети приняли таинства крещения, посещали воскресную школу при церкви в с.Курумкан. Все эти мероприятия делают возможным не только диалог религий, но и диалог культур.
Так, в Гостиной «Гуламта» мы организовываем семейные чтения вслух. Удивительно, знакомство с замечательным произведением бурятского прозаика Ц.Дона «Затмение луны» на русском языке произвело на детей огромное впечатление. Они впервые открыли для себя бурятскую литературу. Так, Юра Евдокимов (он один из первых научился говорить по-бурятски) так заинтересовался бурятской литературой, языком, обычаями и традициями, что взялся за исследовательскую работу. Под моим руководством начал сопоставительную работу национального концепта «луна» в русской и бурятской литературах. Научно-исследовательская работа на тему «Образ луны в произведениях русских и бурятских писателей» получила призовое место и отмечена на районной НПК «Шаг в будущее» и рекомендована на Российскую научную конференцию «Юные таланты», проходившей в рамках XV Международной научной конференции школьников «Открытие» в г.Ярославль, где он выступал наряду с чешскими и финскими школьниками. Выступление Юры, его работа были отмечены дипломом IV степени. Сегодня Юра, успешно окончив Дальневосточное высшее военное командное училище, служит в Улан-Удэнском военном гарнизоне.
Так, в совместной работе, при деятельном участии взрослых происходит развитие и воспитание у детей духовно-нравственных ценностей в нашей школе. Они учатся добру и милосердии, жить в любви и терпимости, учатся понять, в чем ценность каждого человека и как человек должен жить и относиться к другим людям. Тогда ему легче будет найти своё место в жизни. А для этого нужно видеть в человеке Че-ло-ве-ка. Мы воспитываем в своих детях интерес и уважение к людям разных национальностей. Для нас очень важно, какими вырастут наши дети, а значит, какой будет наша страна. И в этом помогают нам не только уроки ОДНКНР, литературы, истории, но и вся повседневная жизнь нашего села.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2. Методические рекомендации «Реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
3. Примерная программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (основная школа).-М, 2016.
4. ФГОС ООО от 29 декабря 2014 г. № 1644.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальные ценности это стержень духовно-нравственного воспитания
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития нашей любимо...
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....
" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.
Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...
Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»
Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...

Доклад на тему: «Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания подрастающего поколения»
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе...